Метрополитен в Сочи! Подземный участок фуникулёра в заброшенном санатории им. Орджоникидзе.

Автор: Styx
Опубликовано: 1809 дней назад (12 мая 2019)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 12 мая 2019
0
Голосов: 0
В конце 1940-х годов, за несколько лет до открытия метрополитена в Санкт-Петербурге, в жарком курортном Сочи началось строительство санатория с собственной веткой подземного рельсового транспорта! Короткой, всего на три станции, но почти настоящей ветки метро - со 126-метровым подземным тоннелем, отделанным чугунными тюбингами.
вид на разъезд из нижнего портала тоннеля.

Сочинский фуникулёр состоит из двух линий, каждая из которых принадлежит санаториям и предназначена для доставки отдыхающих на пляжи. В настоящее время действует только линия работающего санатория Минобороны, выглядящая достаточно обыкновенно и проходящая по поверхности. Ну а наполовину подземный фуникулёр санатория Орджоникидзе оказался заброшен вместе с самим санаторием.
Длина этой ветки "курортного метро" всего лишь 352 метра, ширина колеи 1250 мм - нестандартная для нашей страны. Перепад высот между верхней и нижней станцией - 73 метра. Участок, проходящий поперёк Курортного проспекта, спрятан в тоннель.
разъезд и вид на вагон, остановленный в тоннеле.

На нижней и верхней станциях, как и во всех корпусах санатория, дежурят охранники - поэтому осмотр этих павильонов без их разрешения невозможен. Нижний павильон двухэтажный, оформлен ракушками и представляет из себя платформу посадки/высадки, объединённую с заросшим подземным переходом под железнодорожными путями.
оформление внешней стены нижней станции.
платформа посадки-высадки.

Промежуточная же - "средняя" станция - находилась на территории санатория Правда, а ныне просто отгорожена от него заборами. Там же, на плоском участке линии, находился разъезд для правого и левого вагонов.
средняя станция и разъезд.

Один из двух наклонных участков находится под открытым небом, сильно зарос и засыпан листьями.
открытый наклонный участок.

В его верхней части, в начале плоского участка, находится "гараж" для одного из двух вагонов с незапертыми воротами и табличкой, предупреждающих о запрете нахождения посторонних, относившейся к эпохе жизни фуникулёра.
засыпанный листьями путь.
пальмовая ветвь.
запрещающая табличка при открытых воротах.

Обе кабины, а также весь корпус вагона наклонены таким образом, чтобы при движении по наклонному участку стекло кабины становилось вертикальным.
ровная дверь на наклонном корпусе.
даже не запылился!

Облегчённые вагоны производства Малаховского экспериментального завода при министерстве угольной промышленности появились здесь лишь после реконструкции фуникулёра в 1985 году, до этого использовались тяжёлые вагоны Сокольнического вагоноремонтного завода. Нынешние же имеют пластиковую обшивку и достаточно просторный салон с кабинами на каждой стороне. Из кабин могло производиться только лишь торможение и связь вагоновожатого с диспетчером, потому как в движение оба вагона приводились массивным колесом, расположенным в машинном отделении верхней станции.
нижняя кабина правого ("первого") вагона.
круглые боковые окошки и наклонный салон.
расписание движения в 2010 году, когда фуникулёр ещё не был заброшен.
занавески на окнах.
наклон салона.
ступеньки прохода между рядами сидений.
верхняя кабина правого вагона.
тюль над окном кабины и тормозной рычаг.

После дождя становится очень скользко, но осмотр необходимо продолжать.
влажные фиговые листочки.
линии изоляторов вдоль рельс.

Проходим мимо средней станции и приближаемся к самому интересному - к тоннелю!
нижний портал тоннеля.

Портал постепенно зарастает бурной тропической зеленью.


Внутри тоннеля посетителей дожидается "первый" - левый вагон.
тоннельная морда.

Он практически ничем не отличается от "второго" правого, разве что зарос паутиной и сильнее покрылся пылью, - такой же наклонённый и пластиковый. В окружении чугунных тюбингов 1949 года выглядит футуристично.
горизонт завален.

Заглянем внутрь, хотя салоны двух вагонов практически ничем не отличаются.
такие же двери с круглыми окошками, такая же нижняя кабина с рычагом тормоза.
заводская табличка-шильдик.
"вход в вагон строго по санаторной книжке".
верхняя кабина с тюлью и росписью над окном.
салон просвечивается.
а за окном - чугунный тоннель.

Сам по себе тоннель - "метрошный", диаметром 6 метров, разве что впечатляюще наклоный.
стык прямого и наклонного участка.
наклонный участок.
клейма на тюбингах, год производства 1949.
вагон в тоннеле и приятельница, составившая компанию в осмотре.

Можно было бы подняться наверх и попробовать осмотреть верхнюю станцию, но там можно попасться охраннику smile Поэтому завершаем осмотр и уходим из этого приятного местечка, по пути случайно спугивая бродящую по путям кошку.
пугливый котик на путях.

Благодарю за просмотр!

p.s. Год назад уже выкладывала этот обзор в другом месте - оттуда фотки слегка разлетелись по сети, зачастую народ даже не ленился обрезать копирайты, скрывая источник. Так что решила, пускай и здесь всё же будет, - кроме того, по свежей инфе, сейчас там уже не так мило, - вагоны разрисованы граффити, а на порталах решётки и колючая проволока.


Пишет Lana Sator.
«Ради какой жизни погибали наши предки?» | Екатеринбург протестует против строительства церкви вместо сквера.
Теги: метро
Комментарии (1)
Styx # 12 мая 2019 в 13:14 0
Санаторий им. Орджоникидзе.
Один из красивейших архитектурных комплексов Сочи. Санаторий - это 3 корпуса, составляющие собой букву «П» вокруг площади с мертвым фонтаном, над которым когда-то трудились лучшие скульпторы страны. Запустение, тишина, буйство растительности, следы разрушения фасадов, запрещающие таблички, проросшая через трещины трава - ничто из перечисленного не в состоянии скрыть легкость линий и величие данного комплекса.
Заметьте! Такую красоту воздвигли всего за ТРИ ГОДА!!! в 1934-1937 годах. А при нынешней власти - за такой же отрезок времени сумеют лишь подсчитать сотни обманутых дольщиков. Мне думается, надо обязательно ПРИВЛЕЧЬ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВИНОВНЫХ в преступно халатном отношении к НАРОДНОЙ СОБСТВЕННОСТИ!!! Такую красоту довели до подобного состояния. ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ!!! Ведь где-то же на балансе эта красота числится!!! С болью в сердце вопрошаю: ну неужели НИКТО не понесет ответственности за это ВАРВАРСТВО???
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Перенесёмся в тридцатые годы прошлого века. В Сочи полным ходом идёт глобальная стройка светлого будущего для граждан СССР. Провинциальный город превращается в курорт всесоюзного значения.
Сталин строит себе дачу недалеко от мацестинских источников.
А для простых тружеников коммунизма решено возвести не просто комфортабельные санатории, а настоящий дворцы! Чтобы показать всему миру, что в СССР у каждого хорошего работника есть шанс отдыхать в шикарных условиях. Между ведомствами начинается настоящее соревнование - кто шикарнее построит себе санаторий…
В 1934 году нарком тяжёлой индустрии Серго Орджоникидзе лично выбрал площадку для строительства санатория на юго-западном склоне горы Бытха. В этом же году были проведены изыскательские работы. И через три года, в декабре 1937-го, великолепный санаторий распахнул свои двери для отдыхающих.
Проектируя санаторий, архитектор Иван Сергеевич Кузнецов учёл прекрасный ландшафт окрестностей горы Бытхи и пришел в выводу, что «наиболее подходящим архитектурным стилем для санатория является стиль эпохи Возрождения». Основная композиция санатория - это клуб-столовая (по центру), два спальных корпуса и знаменитый фонтан «Танцующие Вакханки». Фонтан, кстати, был окончательно завершен в 1939 году. Позже, в 1952 году в санатории был построен фуникулер.
А в 1956 году вышел фильм для детей «Старик Хоттабыч». Кадры из фильма, снятые в этом санатории, показывают «чудесный дворец», где советский рабочий люд отдыхает с комфортом и размахом.
Кстати, вы тоже можете посетить этот санаторий - самостоятельно или с индивидуальной экскурсией. Насладиться былой красотой и сделать потрясающие фото. Могу порекомендовать вот эту экскурсию: По следам Старика Хоттабыча. Девушка очень интересно рассказывает и стоит это недорого.
До 2005 года санаторий им. Орджоникидзе имел статус федерального государственного лечебно-профилактического предприятия (владелец - «Росимущество»). Затем оно было преобразовано в одноименное ОАО со 100%-ным госучастием. И вплоть до 2010 года в санатории осуществлялось полноценное лечение и профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, периферийной и центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, профессиональных заболеваний и заболеваний органов дыхания. В межсезонье в санаторий направляли еще и сочинских ветеранов; здесь проходили реабилитацию больные, перенесшие инфаркт или инсульт. Лечебная база санатория включала, в том числе,знаменитые сероводородные мацестинские ванны.
В 2010 году работникам санатория сообщили «радостную» новость: 1 октября, в связи со сменой собственника, санаторий закрывается. Более 300 сотрудников здравницы получили уведомления об увольнении. ОАО «Санаторий «Орджоникидзе» было ликвидировано. Здравницу приняло на баланс Управление делами Президента Российской Федерации. А уже в 2011 году его продают некому ООО «Черноморский курорт Плаза».
В 2013 г. компания «Черноморский курорт Плаза» заявила о своих планах реконструировать санаторийим. Орджоникидзе, вложив в проект 7,5 млрд руб. Тогда, в преддверии зимней Олимпиады в Сочи, Олимпийский комитет высказал пожелание включить объект в список базовых отелей олимпиады. Но, когда была составлена проектная документация, стало понятно, что для этого косметическим ремонтом собственнику не отделаться:
- здания построены без учёта современных требований к нормам конструкции для сейсмической зоны в 8-9 баллов;
- здания уже подвержены разрушению и деформации из-за подвижки грунтов склона, в связи со строительством выше на склоне горы гигантского монолитного жилого здания;
- здания санатория являются архитектурным памятником. И, по закону об охране памятников культурного наследия, что при выполнении любых работ по ремонту или реконструкции зданий подрядчик работ обязан полностью сохранить не только внешний вид фасадов, но и все интерьеры до малейшей детали.
Таких масштабных инвестиций в санаторий собственник, очевидно, не планировал. Короче, реконструкция закончилась, так и не начавшись. Некая компания «Ателика», арендовавшая санаторий у собственника на пару лет, выполнила косметический ремонт на сумму 30 млн. рублей и очевидно что-то заработала, но уж точно не имела планов на реконструкцию.

В итоге, местные власти подняли вопрос о том, насколько эффективно (а точнее - неэффективно) управляет «Черноморский курорт Плаза» своим имуществом. И в 2016 году Арбитражный суд Краснодарского края постановил признать недействительным договор купли-продажи недвижимости от 22.11.2011, заключенный между ФГАУ «Санаторий Орджоникидзе» Управления делами Президента Российской Федерации и ООО «Черноморский курорт Плаза», вернуть санаторий в собственность первого и выплатить покупную сумму последнему.





Найти на сайте: параметры поиска