Блоги
Лента записей Все блоги
О чём мало пишут.Чёрный квадрат.


Чёрный квадрат - самая известная работа Казимира Малевича, созданная в1915 году. Представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Работа была выполнена Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.
Работа была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».
Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. Один из «Квадратов», хотя и датирован автором 1913-м годом, принято относить к рубежу 1920-х-1930-х годов. Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» — «Белое на белом») - один.
«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.

История написания картины с «Квадратом».
Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке — поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу: Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только. Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.

Непосредственная реакция критики.
Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки: Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен

• В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (30 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.
• Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят «Чёрный крест» и «Чёрный круг».
• В 1893 году уже выставлялась аналогичная картина Альфонса Алле, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».
• По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб.

Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать чёрный квадрат и поместить его на белый фон. Квадрат – самая элементарная геометрическая фигура, чёрный и белый – самые элементарные цвета. Наверное, любой человек может нарисовать такое. Но вот загадка: «Чёрный квадрат» – самая знаменитая картина в мире. Она будоражит умы миллионов людей, вызывает бурные споры, притягивает к себе массу исследователей и любителей живописи. Почему это происходит? До сих пор ответ на этот вопрос был не найден.

Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество. Вот пять основных.

«Чёрный квадрат» это:
1. Мрачное и абсолютно непонятное откровение гениального художника.
2. Образец убогости, полной безвыходности, отчаяния от своей бездарности.
3. Искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны.
4. Акт самоутверждения сатанинского начала
5. Иудейский символ.
О чём мало пишут.Таривердиев не слышал "Love story".



Песни из "Семнадцати мгновений весны" и "Иронии судьбы" знают почти все. А вот об авторе этих шедевров - Микаэле ТАРИВЕРДИЕВЕ широкой публике до сих пор мало что известно. Его считали богатым и вполне благополучным человеком. Коллеги вроде бы признавали в нем непререкаемого авторитета. Казалось, и чиновники всех рангов и мастей ему благоволили. Труд музыканта отметили очень высоко - двумя Государственными премиями СССР и аж восемнадцатью международными. Он трижды становился лауреатом престижной киношной награды - "Ники", занимал даже высокий пост. Однако друзья и близкие считают, что Таривердиева не понимали и по достоинству так и не оценили его заслуги. А умер гениальный композитор из-за травли…Обозреватель "Экспресс газеты" провел собственное журналистское расследование.

Микаэл постоянно сталкивался с большими трудностями и конфликтовал с чиновниками - говорит кинорежиссер Эльдар Рязанов. - Он был чистым романтиком, наивным, очень ранимым, незащищенным и гордым человеком. Я ни разу не слышал от него жалоб. О его болезнях, душевных травмах и ссадинах никто не знал. А ведь у него болело сердце.
- Эльдар Александрович, вы вместе работали над картиной. Вам не приходилось с ним ссориться?
- Каждый творческий человек, естественно, самолюбив, и Таривердиев здесь не исключение. Да, он был упрямым и всегда делал так, как считал нужным. Мы с ним много спорили. Этот музыкант практически никогда не отступал от своих принципов. Его недооценили. Власти ведь обращали внимание только на композиторов, которые шли в ногу с генеральной линией Коммунистической партии.
- Но порой даже и свои люди не очень-то жаловали Микаэла Леоновича. Мне рассказывали, что режиссер-постановщик телесериала "Семнадцать мгновений весны" Татьяна Лиознова лично вычеркнула из списков на представление Государственной премии СССР имя Таривердиева…
- Да там поначалу вообще никого не отметили. Это уже потом той же Лиозновой дали орден Октябрьской революции с замечательной формулировкой: "За активное участие в создании картины". Это все равно что Льва Толстого наградить за активное участие в создании романа "Война и мир".


Варварский розыгрыш.

- Микаэл Леонович был человеком как бы без оболочки, - рассказывает вдова композитора Вера Таривердиева. - Ему приходилось бесконечно страдать от несправедливости, а порой и от предательства. С ним происходили жуткие истории. И хотя внешне удар он держал замечательно, внутри себя сильно переживал, отчего на сердце оставались рубцы. Первое его потрясение связано с событиями вокруг фильма "Семнадцать мгновений весны". На озвучивание этой картины пробовались несколько певцов. Среди них - Мулерман и Магомаев. Муслим Магометович успел даже сделать записи песен. Однако в сериале звучит голос Иосифа Кобзона. А ведь тогда Магомаева считали суперзвездой. Вот он страшно и обиделся на Таривердиева…
Мнение самого Муслима Магомаева по данному факту мне удалось узнать уже после встречи с Верой Таривердиевой - позднее в свет вышли его мемуары. В них певец утверждает, что в студии в тот момент он композитора ни разу не встретил и не получал от него ни письменных, ни устных пожеланий, а тем более не обижался на маэстро. Претензии у Магомаева были к Татьяне Лиозновой, которая ошиблась в том, что пригласила его для исполнения песен: ведь ни голос, ни певческая манера Магомаева никак не могли совпасть с образом Штирлица.
К тому же Лиознова дала прослушать Кобзону пленку с готовым вариантом. В этом Магомаев почти убежден, так как в версии Иосифа Давыдовича Муслим Магометович угадал "некоторые свои интонационные нюансы, акценты и динамику - где тише, где "нажать", где сгустить…" Кобзон же стал все отрицать. И тогда Магомаев сказал: "Ты так же не слушал мою запись, как Таривердиев не слышал "Love story".
Эту странную фразу Магомаев произнес далеко не случайно. Он утверждает, будто бы песня "Я прошу, хоть ненадолго…" мелодически напоминает "Историю любви" Франсиса Лея. А кто-то в этом сходстве увидел даже преступление…
"Москва. Союз композиторов СССР. Хренникову. Поздравляю успехом моей музыки вашем фильме. Франсис Лей". Эта телеграмма, пришедшая из Франции, означала, что Микаэл Таривердиев использовал в фильме "Семнадцать мгновений весны" мелодию известного французского композитора. А точнее - украл ее. Послание из Парижа показали Микаэлу Леоновичу и сообщили: якобы уже звонили из посольства, ждите большого скандала. В ответ Таривердиев лишь рассмеялся. А затем у него начали возникать серьезные проблемы. От автора "Мгновений" вдруг отвернулись коллеги. Его произведения перестали транслировать по радио и телевидению. По стране поползли слухи, что советское правительство заплатило Франции $100 тысяч за украденную музыку. Словом, началась травля. Вот тогда-то Микаэл Леонович и решил найти самого Франсиса Лея. И тут вмешался КГБ. Таривердиева предупредили о последствиях столь дерзкого поступка, но затем помогли связаться с Леем. Заморский музыкант искренне удивился звонку и назвал все это провокацией. Сотрудники МУРа провели расследование. Выяснилось, что кто-то вот таким варварским способом пошутил. Все подозрения пали на композитора Никиту Богословского. В таких делах он слыл большим мастером.


Композитор запретил Пугачевой исполнять его произведения.

- Музыку к "Семнадцати мгновениям" Микаэл Леонович писал сердцем, не спал много ночей, каждая нота ему давалась огромным трудом, - продолжает свой рассказ Вера Таривердиева. - И вдруг его обвиняют, что он эту мелодию у кого-то заимствовал. Смерть матери, а также вся эта история с "Семнадцатью мгновениями весны" закончилась для него инфарктом.
- А из-за чего Таривердиев поссорился с Аллой Пугачевой?
- Мало кто знает, что впервые Микаэл Леонович пригласил Пугачеву на фильм "Король-Олень". Ей тогда исполнилось всего 19 лет. Она записала партию Анжелы и сделала это замечательно. Потом у нее судьба складывалась непросто. В тот период Таривердиев работал над "Иронией судьбы". Пришлось просмотреть немало замечательных певиц. Но никто из них не подходил. Тогда вспомнили о Пугачевой. Ее отыскали на гастролях в Липецке. Микаэл Леонович очень много с ней работал, добивался совершенства. На каждый романс было сделано по 32 дубля! Потом отснятый фильм пролежал на полке шесть месяцев - ждал нового года. А за это время Алла Борисовна победила с "Арлекино" на международном конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии и стала знаменитой. И вот после премьеры "Иронии судьбы" ее позвали выступить на телевидении в "Кинопанораме". Микаэл Леонович решил аккомпанировать ей на рояле. Но когда он услышал, как Алла поет, попросил ее больше не исполнять его музыку. Пугачева очень оскорбилась. На каком-то приеме она заявила Таривердиеву: "Мне нравится, что вы больны не мной". С тех пор они не общались…


Таривердиева обвинили в смерти Евгения Евстигнеева.

Да, Микаэл Леонович порой поступал резко. Многие упрекали его за плохой характер. Но он всегда был искренен, как ребенок. Это его и губило. Очередной удар судьбы ему уже стоил операции на сердце. Дело в том, что специально для Большого театра Таривердиев написал балет "Девушка и смерть". И вдруг за два дня до премьеры решением худсовета его снимают. Против композитора выступили прославленные танцовщики Васильев, Максимова, Уланова. Никто из близких и очень влиятельных друзей не заступился. По сути дела они его предали. Микаэл Леонович сильно перенервничал. Состояние с каждым днем ухудшалось. Ему могли помочь только за границей.
Правительство Великобритании предложило взять все расходы по лечению на себя. Почему- то Минздрав отказался оформлять документы на выезд. Потребовалось вмешательство очень высоких чиновников. Увы, они подключились слишком поздно - специалисты не рекомендовали Таривердиеву лететь на самолете. Но другого выхода не было. На "скорой помощи" Микаэла Леоновича доставили в Шереметьево и в сопровождении медиков переправили в Лондон. В Королевском госпитале знаменитый английский хирург Терри Льюис буквально вытащил Таривердиева с того света. Он вшил ему в сердце искусственный клапан. Точно в такой же ситуации оказался великий актер Евгений Евстигнеев. Музыкант помог ему попасть к тому же врачу. К сожалению, Евстигнеев умер прямо на операционном столе. И тогда в его смерти обвинили Таривердиева. Началась очередная кампания травли. Этого не выдержал даже искусственный клапан.

Сочи. Санаторий "Актер", 151-й "люкс". Теперь в этот номер никто из артистов не селится. Здесь умер Микаэл Таривердиев.
- Случилось это в пять утра, - говорит медсестра Антонина Стальмакова. - Дежурный медработник пытался сделать укол, но отыскать вены было невозможно. Когда из города прибыли специалисты, было уже поздно. Помощь не понадобилась.
- В этот день мы должны были возвращаться в Москву, - вспоминает Вера Таривердиева. - Микаэл Леонович проснулся рано утром, вышел на балкон и вытащил сигарету, хотя всегда курил трубку и … У меня такое ощущение, что он просто улетел. В этот же миг я умерла…

Скандал произошел спустя пару-тройку недель после премьеры фильма. В те дни страна все еще жила сериалом: центральные газеты публиковали восторженные заметки о сериале, на телевидение мешками приходили письма с просьбами повторить сериал заново. Авторы фильма находились на седьмом небе от счастья, поскольку такого ошеломительного успеха не ожидал никто из них. И только одному из создателей ленты — Таривердиеву — в те дни было совсем не до веселья. Его обвинили ни много ни мало в плагиате. А началась эта история со следующего.
Как-то Таривердиев заехал по делам на Всесоюзное радио, а там ему говорят: «Нам звонили из французского посольства, французы протестуют против этого фильма, потому что музыка в нем содрана у композитора Фрэнсиса Лея, с его фильма «История любви» (оскароносный фильм вышел в 1970 году). «Что за бред?» — возмутился Таривердиев. «Бред, не бред, но это — факт», — ответили ему. Та же история произошла и на студии имени Горького, где снимался фильм. Туда позвонил некий гражданин, представился работником французского посольства и выразил возмущение тем, что музыка «Мгновений» — плагиат музыки Лея. Эту информацию тут же донесли до Таривердиева. Тут уж ему стало совсем не по себе. Но окончательно его добил звонок из Союза композиторов: Таривердиева просили немедленнно приехать. Едва он переступил порог приемной председателя Союза, как секретарша протянула ему телеграмму… от Фрэнсиса Лея. В ней сообщалось: «Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме. Фрэнсис Лей». (Текст был написан по-французски, и тут же был приколот листочек с переводом.)
Слухи об этой телеграмме мгновенно стали достоянием широкой общественности. Практически во всех творческих союзах столицы только и говорили об этом скандале. И хотя подавляющая часть людей была на стороне Таривердиева, считая его автором собственной гениальной музыки (с музыкой Лея там был похож только первый интервал, одна интонация в самом начале, но вся музыка не могла быть похожа, поскольку оба композитора работали над своими произведениями одновременно — в конце 60-х), однако зерна сомнений были уже посеяны. Что говорить, если даже друзья Таривердиева из издательства «Музыка» предложили опубликовать его ноты, но рядом поместить и ноты Лея, чтобы стало очевидно — музыка разная. То есть композитору предлагалось оправдываться в том, что он не вор. А тут еще ему во время гастролей косяком стали приходить записки с вопросами о том, правда ли, что советское правительство заплатило сто тысяч долларов штрафа за то, что он украл музыку у Лея? Короче, скандал достиг таких масштабов, что не замечать его стало уже просто невозможно. И Таривердиев решил лично разобраться в этом деле.
Первым делом композитор встретился с советником французского посольства по культуре в Москве и спросил его напрямик: звонили ли вы в Союз композиторов, на ТВ и радио, чтобы выразить свое возмущение от имени Лея. Советник ответил категорически: нет. «Господин Таривердиев, никто из посольства никуда не звонил, — уверял композитора француз. — Нам очень нравится ваша картина. Но если бы даже кому-то из нас, непрофессионалов, пришло бы в голову, что ваша музыка похожа на музыку Фрэнсиса Лея, неужели вы думаете, что французское посольство стало бы звонить на советское радио и телевидение? Да бог с вами! Скажите лучше, как вам помочь?» — «Я хочу найти Лея, мне нужно, чтобы он прислал телеграмму в Союз композиторов», — ответил Таривердиев. «Нет проблем, — последовал ответ. — Приезжайте сегодня к нам в посольство в два часа».
Эта встреча происходила в ресторане Союза композиторов. После нее собеседники разошлись в разные стороны: француз отправился к себе в посольство, а композитор поехал домой. Однако примерно на полпути он внезапно заметил, что следом за ним следует «хвост» — черная «Волга». Ее принадлежность не оставляла сомнений — она была из КГБ. Видимо, чекисты были прекрасно осведомлены об этой встрече и с самого начала ее контролировали. Так Таривердиев невольно пошел по стопам Штирлица. Причем пошел далеко. Когда он приехал домой и оттуда решил позвонить своей жене Мире, он услышал, как в телефонной трубке раздался характерный щелчок — его подслушивали. И тогда он решил играть в открытую. Прямым текстом заявил: «Дорогая, ты все знаешь. Меня преследуют корреспонденты иностранных газет. Меня травят в Союзе композиторов, меня убивают на телевидении и радио. Я решил любой ценой пробиться в посольство Франции, меня ждут там в два часа. Я пойду до конца».
Прошло всего лишь двадцать минут после этого разговора, как в дверь композиторской квартиры позвонили. На пороге стояли двое молодых мужчин интеллигентного вида. Они показали Таривердиеву красные удостоверения с надписью «КГБ» и попросили разрешения войти. Один из них сказал: «Вы поймите, мы в курсе дела, мы знаем, что с вами происходит. Мы не хотели вмешиваться. Но вы сейчас готовы сделать шаг, последствия которого должны понимать». Таривердиев ответил: «Я все понимаю. Но и вы меня поймите: мне надо что-то делать». Тогда ему предложили: «Вы хотите связаться с Леем? Мы попробуем вам помочь. Только не надо ездить в посольство, иначе этот факт будет отражен в вашем досье. А это для вас нежелательно». На том они и расстались.
Финальная точка в этом скандале была поставлена 30 октября, когда на имя Микаэла Таривердиева пришла телеграмма от Фрэнсиса Лея, в которой тот категорически отрицал свою причастность к скандалу вокруг его музыки к фильму «Семнадцать мгновений весны». Лей сообщал, что никакой телеграммы с обвинениями своего советского коллеги в плагиате не посылал. Таким образом КГБ сдержал свое слово: по своим каналам связался с Леем и попросил «разрулить» ситуацию.
После этого друзья Таривердиева предложили ему распутать клубок до конца: выяснить, кто мог так зло над ним подшутить и отправить первую, липовую телеграмму от имени Лея. Писатель Эдуард Хруцкий, у которого были большие связи в правоохранительных органах, взялся проводить композитора к самому начальнику МУРа Владимиру Корнееву. Тот с пониманием отнесся к просьбе гостей и выделил сотрудника, который должен был установить личность того, кто заварил всю эту кашу — состряпал липовую телеграмму от Лея. Но это оказалось делом трудным. Сыщик сумел только выяснить, как недоброжелатель отправил телеграмму: пошел на Центральный телеграф, взял международный бланк, напечатал текст на латинской пишущей машинке на простых листках бумаги, вырезал их, наклеил и принес в Союз композиторов. Когда сыщик стал выяснять, кто получал телеграмму, кто за нее расписывался, как она оказалась на столе в иностранной комиссии, кто ее сразу перекинул главе Союза Тихону Хренникову, все разводили рукам мол, ничего не слышали, ничего не видели. Короче, личность шутника так и осталась невыясненной. Хотя в кулуарах Сою ходили слухи, что так мог пошутить большой любитель розы грышей Никита Богословский. Но за руку его никто не ловил
Что касается Микаэла Таривердиева, то он после этой исто рии прямых контактов с КГБ больше не имел — надобность не возникала. Но зато он имел от Конторы Глубого Бурения бумажку из разряда тех, про которые в советские времена говорили: «Без бумажки ты какашка, а с бумажкой — человек». Эту индульгенцию — удостоверение в красной корочке — ему помог достать соавтор по «Мгновениям» писатель Юлиан Семенов (такими же он снабдил Татьяну Лиознову и Вячеслава Тихонова). На удостоверении было написано: «Без права остановки». И стояла подпись: «Андропов». О силе сего документа говорит такой факт. Однажды Таривердиев специально заехал на своей машине на территорию Красной площади и, когда к нему вальяжной походкой подошел постовой, чтобы отобрать права, показал ему через окно это удостоверение. Как пишет сам композитор: «У гаишника, по мере того как он разбирал написанное, глаза стали вылезать на лоб, потом он поспешно козырнул, и теперь уже я медленно и вальяжно проехал мимо него».
О чём мало пишут.Чапаев.


Василий Чапаев за первые три года Гражданской войны сделал столько, что уже в двадцатые годы был причислен к «лику святых» самим Сталиным.

Он погиб в 1919 году, а в 1934-м по дневникам соратника Чапаева – Дмитрия Фурманова был снят легендарный фильм. Сразу же после его выхода на экраны НКВД арестовал человека, который утверждал, что он и есть Чапаев, который не утонул и спасся. Но власти не обрадовались воскрешению героя из мертвых…
Чапаев был шестым ребенком в бедной крестьянской семье. Когда он родился, повитуха сообщила, что мальчик скорее всего не выживет. Но бабушка выходила чахлого младенца – она заворачивала его в теплую «варежку» и постоянно держала у печки. Мальчик выжил. В поисках лучшей доли семья переехала в село Балаково Николаевской губернии, где появилась возможность учиться.
Десятилетнего Васю отдали в церковно-приходскую школу, где он проучился два года – научился сносно писать и читать по слогам. Однажды он был наказан за провинность – Васю посадили в холодный зимний карцер в одном белье. Поняв через час, что околевает, ребенок выбил окно и спрыгнул с высоты третьего этажа, сломав себе руки и ноги. Так закончилась учеба Чапаева.
В возрасте двадцати с лишним лет его забрали в армию, где он служил в пехоте. Уже там Чапаев отличился храбростью и сноровкой. За время службы получил три георгиевских креста и одну медаль! Когда началась революция, он, не задумываясь, пошел служить в Красную армию.
– Чапаев никогда не гнался за наградами, славой и чинами, – рассказывает историк Анатолий Фомин. – Он писал прошения, где просил отправить его командовать хоть ротой, хоть дивизией, лишь бы он мог применить свой военный талант, знания, быть полезным…
Постоянной темой для разговоров в эти годы служит возникшая вражда между Дмитрием Фурмановым (командиром, боевым товарищем Чапаева) и Василием Ивановичем. Фурманов периодически пишет доносы на Чапаева, но позже в своих дневниках признается, что элементарно завидовал легендарному комдиву. К тому же яблоком раздора в их дружбе была жена Фурманова – Анна Никитична. Именно она стала прообразом Анки-пулеметчицы, которая существовала только в фильме.
Создание в 1934 году фильма о Чапаеве было делом государственной важности. Стране нужен был герой-революционер, репутация которого не запятнана. Этот фильм люди смотрели по пятьдесят раз, повторить подвиг Чапаева мечтали все советские мальчишки. Но в фильме было не все правда. Например, никакой Анки-пулеметчицы в чапаевской дивизии на самом деле не было.
Ее придумали сценаристы фильма, которые сначала хотели сделать героическую женщину врачом, но потом прочитали в газете о случае, когда санитарке пришлось стрелять из пулемета вместо раненого пулеметчика, и поняли, что это находка. Этот случай произошел с Марией Поповой, которая после выхода фильма давала интервью, с гордостью утверждая, что она и есть Анка. Однако жена Фурманова, которая консультировала фильм, настояла, чтобы легендарной героине дали ее имя.
А вот Петька, в отличие от Анки, реально существовал. Это был Петр Семенович Исаев, который поступил в чапаевский отряд в 1918 году и был верной опорой героя вплоть до момента его гибели. Как погиб сам Исаев, доподлинно неизвестно. По одной из версий – вместе с Чапаевым, по другой – сам застрелился после гибели командира. Да и о том, как погиб сам Чапаев, до сих пор спорят историки. В фильме мы видим, что он, раненый, пытается переправиться во время боя через Урал, в него стреляют и он тонет. Но родственники Чапаева, увидев фильм, были возмущены.
– Как писала дочь Чапаева Клавдия, когда Василия Ивановича ранило, комиссар Батурин приказал им из забора сделать плот и всеми правдами-неправдами суметь переправить Чапаева на другой берег Урала, – рассказывает правнучка Чапаева – Евгения. – Они сделали плот и на тот берег Василия Ивановича все-таки переправили. Когда гребли, он был жив, стонал… А как к берегу доплыли – его не стало. И чтобы над его телом не издевались, они закопали его в прибрежном песке. Закопали и забросали камышами. Потом сами потеряли сознание от потери крови…
Эта информация сильно взволновала правнучку комдива. Она хотела организовать поиск останков Чапаева, но оказалось, что в том месте, где он умер и раньше был берег, теперь течет Урал. Таким образом, официальной датой смерти Чапаева считается 5 сентября 1919 года. Но об обстоятельствах гибели до сих пор спорят.
Например, после выхода на экраны фильма о комдиве появился человек, очень похожий на Чапаева, который утверждал, что он спасся. Его арестовали, допрашивали, а потом, по одной из версий, расстреляли, по другой – сослали в лагеря. Дело в том, что из правительства в органы пришел ответ: живой Чапаев нам сейчас не нужен. Действительно, если бы Чапаев дожил до времен красного террора, скорее всего сам оказался бы в опале. А так из него сделали идеального героя для советских людей.

Для них, сегодняшних, не видевших ни того фильма, ни одноименной книги Дмитрия Фурманова не читавших, и комдив Чапаев, и отчаянная пулеметчица Анка, и верный неунывающий Петька - все лишь герои нескончаемого цикла анекдотов.
...Между тем есть в России место, где анекдотов про Чапаева и Петьку не любят ни рассказывать, ни слушать. Для живущих здесь Петька - и не "Петька" вовсе, а Петр Семенович Исаев, геройски павший в гражданскую войну земляк, а для многих и родственник. Место это - деревня Корнеевка в Саратовской области. И чапаевскому ординарцу посвящен тут даже скромный деревенский музей.
До сих пор я себе представлял Петьку таким: круглолицый, слегка "губошлепый", нос - картошкой. Этакий деревенский балагур. А каким он был в жизни - кто знает? Про нас сказано: ленивы и нелюбопытны. Родных дедов и то не помним, а тут хоть и книжно известный, но все равно - посторонний человек... И вот Петр Исаев передо мной - на портрете, который сохранили в корнеевской школе. У настоящего Петра Семеновича весьма благородные черты лица, смелый взгляд. Батрацкий сын Семена Дмитриевича и Агриппины Ивановны Исаевых....
Директор школы Юрий Дундин рассказывает мне, как педагоги и ученики собирали документы, записывали воспоминания старожилов. К тому времени многое уже забылось, ветераны поумирали. И все-таки удалось узнать, что у Петра Исаева был брат Михаил и сестра Пелагея, особого следа в памяти односельчан не оставившие. А наш герой кому-то запомнился уличным прозвищем " черномазик". И тем, что был хоть и маленьким, но шустрым . Называл себя, даже когда стал взрослым и женился, не Петром, а просто Петькой.
До призыва на действительную ничем себя наш герой не проявил. Говорят, работал с малых лет - как все. Учиться было некогда и не на что. В 1916 году призвали в армию. Военную науку проходил в учебной команде Финляндского полка. Вскоре получил звание унтер-офицера. На фронте сошелся с большевиками. После тяжелой контузии Исаев возвратился в Корнеевку. Здесь вместе с односельчанином Дмитрием Курсаковым они сколотили из местной бедноты отряд и отправились к Чапаеву. Когда начдив знакомился с новыми бойцами, на левом фланге увидел маленького, но ладного парня с угольными глазами.
- Фамилия? - спросил Василий Иванович.
- Исаев!
- А зовут?
- Петька...
- Вот, Петька. Назначаю тебя своим боевым порученцем!
Так школьная летопись рассказывает о встрече (поди проверь детали) Василия Ивановича и Петьки.
Говорят, порученец дослужился чуть ли не до командира полка, всюду возил с собой сына Ваньку и жену Фиму. Но внучка нашего героя, Валентина Ивановна, ничего подобного от отца не слышала. Зато хорошо помнит его рассказы о том, как прятался от белоказаков под амбаром, а бабушка Фима сидела в камышах, что растут по берегам пруда. А еще сохранилось в памяти отца, как Петр Исаев последний раз приезжал в село. Был он в нарядной форме, красивый, жене и сыну привез большой кусок рафинаду - роскошь по тем временам.
Воевал Петька отчаянно. Однажды заменил павшего в бою пулеметчика и помог отбить атаку. За это Чапаев подарил ему часы. А потом представил к ордену Красного Знамени, только наградили Исаева уже после смерти на берегу Урала, где он отстреливался до предпоследнего патрона. А последний направил в свое сердце...
***
Могли бы и затеряться Петр Исаев вместе с Василием Ивановичем Чапаевым среди миллионов рядовых бойцов и десятков начдивов, погибших на гражданской. Но в дивизии комиссаром был Дмитрий Фурманов, который написал роман "Чапаев". Петька в нем - далеко не главный персонаж. Это уж в фильме он вместе с Василием Ивановичем и Анкой - на переднем плане.
Так и начал наш герой свою посмертную жизнь. Что-то в нем было от настоящего Петра Исаева, что-то от выдуманного революционного бойца, призванного быть примером подрастающему поколению.
Помню, как изучали повесть в школе, как валом валили на фильм. Смотрели по пять, а то и десять раз. А потом деревянными саблями рубились на выгоне, палили друг в друга из поджигных наганов. Или просто сходились на кулачках - белые на красных, красные на белых - и лупили друг друга до полной победы.
Мы в то время и думать не могли , что стараемся быть похожими на экранного героя, а не на живого человека. Он нас восхищал - и этого было достаточно. Но родственники экранного Петьку приняли не очень, придирчиво:
- Почему в фильме деду шапку надели драную? - обижается за Петьку его внук Петр Иванович Исаев. - Отец рассказывал, что шапка у него была хорошая...
А внучке Валентине Ивановне Жарковой не нравится смерть Петьки:
- Ну зачем в книге он сам себя застрелил? - спрашивает она. - Ведь мог бы, когда патроны кончились, прыгнуть вслед за Чапаевым в реку Урал - и на тот берег...
Единственный сын Петьки - Иван Петрович Исаев вырастил семерых детей, Петькиных внуков. Из Корнеевки они перебрались в соседний поселок Петровский. Семья жила трудно - советская власть вниманием не баловала. Работал Иван Петрович в местном колхозе то пастухом, то скотником, то сторожем. Для высоких должностей не хватало грамоты. Семерым детям тоже было не до учебы. Подрастали - и за работу, чтобы помочь родителям.
Сейчас из семи внуков Петьки живы только четверо. У Петра Ивановича -беда, недавно сгорел дом. То ли даст директор ЗАО "Комсомолец" какое-нибудь жилье, то ли не даст? А пока ютятся у родственников. Работает в этом хозяйстве Петр Иванович сторожем.
Среди внуков, как, впрочем, и среди десятка правнуков Петьки, героических личностей не наблюдается. Обычные сельские жители. Правнуки Александр и Вячеслав ни книг о Чапаеве не читали, ни фильма не видели. Ведь на подобные фильмы сейчас народ силком не загонишь. Мы стали другими. А "киношный" Петька остался в той - прежней жизни.
***
Но от великого до смешного - один шаг. И вот страну наводнили (рациональному объяснению это вряд ли поддается) анекдоты о Чапаеве и Петьке. Наверное, нет ничего плохого в том, что народ приземлил, приблизил к себе "официальных". В многочисленных анекдотах лихого чапаевского порученца "освободили" от революционной романтики и наделили качествами, близкими народному сердцу внешне наивного, а по сути лукавого и где-то хитроватого шутника, разыгрывающего и подначивающего "сниженного" славного командира
И некая разрушительность, свойственная нашему характеру, и здоровая "антипафосность", неприятие забронзовевших персонажей.
Кто-то усматривает общие истоки у такого рода анекдотов и у слепой силы, разрушавшей храмы в годы революции и памятники - в годы перестройки. И вспоминается в этой связи Высоцкий: "Уж ни церковь, ни кабак - ничего не свято!" Впрочем, это тема специального исследования - для психолога, фольклориста...
Во всяком случае, и в грубоватом народном (а где-то псевдонародном, маргинально-интеллигентском) творчестве не обнаруживается ни злобы, ни тупого "очернительства": наши герои оказываются в уморительно-смешных и нелепых ситуациях то на экзамене, то где-нибудь в Африке, то в бане. Они благополучно закончили гражданскую войну, пожили в годы советской власти, даже поучаствовали в перестройке... И хотя теперь интерес к не всегда корректным анекдотам поубавился, вряд ли сыщется в огромной стране человек, который бы не знал или не слышал ни одной истории про Василия Ивановича и Петьку.
Словом, в разных ликах, ипостасях и Чапаев, и Петька живут - в истории и в памяти народной.
О чём мало пишут.Статуя.


Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитинапредставляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч. Прообразом скульптуры была Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года (по другим сведениям, Валентина Изотова).
В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.
Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).
Общая высота памятника —85-87 метров. Он покоится на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).
Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.
Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.
Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р.Л.Серых.
«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.
Система тросового натяжения внутри главного монумента "Родина-мать зовет!" на Мамаевом кургане в Волгограде, необходимая для его устойчивости и предохраняющая его от трещин, пришла в негодность и будет заменена до конца года, сказал в интервью РИА Новости директор федерального учреждения культуры "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" Александр Величкин.







О чём мало пишут.Зеркало.


Издревле считалось, что зеркала обладают мистической силой. Через зеркала искажалось время и пространство. Они использовались при всех мистических обрядах. Их сила так и не была изучена. В статье «теория времени» Козырева рассматривались эффекты, полученные отражением пространства при помощи зеркал.


По сути дела зеркала Козырева представляют собой плоскости в виде спирали, созданные преимущественно из алюминия или других металлов. Их автором является известный астроном Н.А. Козырев. Он выдвинул гипотезу, что такие зеркала могут отражать Время, а так же как линзы фокусировать различные излучения, даже исходящее от биообъекта. Чаще всего зеркало Козырева конструируется по следующей схеме: полированный алюминий в форме зеркального листа сворачивается с лева на право в полтора оборота; внутри такой конструкции размещается стул с подопытным человеком и измерительной аппаратурой.
Такие зеркала использовались в Сибирском отделении Академии наук ещё в 1990-ые годы для опытов в области сверхчувственного восприятия. Находящиеся внутри зеркала Козырева люди ощущали на себе различные аномальные явления. Например, им казалось, они выходят из собственного тела, у них проявлялся телекинез, телепатия, они могли транслировать свои мысли на расстоянии. Данные удивительные способности особенно ярко проявлялись внутри двух или трёх метровых слегка искривленных зеркал.
По версии Н.А. Козырева, внутри камеры из зеркал время менялось, в частности изменялось его плотность. Подопытные, которые сидели в таком зеркальном помещении несколько часов, ощущали себя участвующими в различных событиях истории. Перед их глазами происходили известные по учебникам и абсолютно не знакомые исторические события. Видимо изогнутое зеркало представляет собой как приёмную, так и передающую антенну. По гипотезе учёных, подобные зеркала фокусируют разные типы излучений, не исключая и излучения, полученные от людей. Например, в 1990-х годах в Новосибирске была проведена пара экспериментов, целью которых была передача информации от одного человека к другому, удалённому от первого на несколько тысяч километров. Эксперименты длились несколько дней и исключали использование традиционных средств связи.
Опыты прошли более чем удачно. В результате был сделан вывод о взаимосвязи интеллектуальных полей и практически доказано возможность человеческого мозга получать сведения из информационного земного пространства независимо от расстояния. Причём, неважно, когда была передана информация: попав единожды в информационное поле, она может быть скачана оттуда в любое время. Например, в одном из опытов участник передал «пакет» информации (в виде образов) 18-го декабря и запрограммировал её на передачу другим участникам эксперимента 20-го и 22-го числа. Опыт показал, что информация была успешно воспринята именно в эти числа. Таким образом, качество и достоверность информации, передаваемой от одного человека другому, не зависят ни от географического месторасположения, ни от времени.
Исследования так же показали, что восприятию данных из информационного поля планеты можно обучиться. Например, американцы и канадцы воспринимали 98% транслируемых сведений, так как были более подготовлены к этому профессионально. В тоже время в Сибири, где квалифицированных кадров было мало, точно воспринимали информацию только 60% испытуемых. Кроме того, оказалось, что лучше всего информацию на расстоянии принимают женщины, а среди них – рождённые в новолуние. Также большое значение имеет способность человека концентрироваться, настраиваться, вводить себя в «иное» состояние. Таким образом, зеркала Козырева способны превратить среднестатистического гражданина в волшебника. То есть на практике подтверждается давнее верование, что зеркала могут усилить мысленные посылы человека. В частности, маги с глубокой древности применяли зеркала в своих колдовских ритуалах, в том числе и по удалённому влиянию на конкретного человека.
Были выявлены и другие удивительные эффекты, связанные с зеркалами Козырева. Так у людей, находящихся в фокусе таких зеркал появлялись странноватые видения, относящиеся к прошлому или к территориально удалённому настоящему. Часто в зеркальном фокусе появляются сверкающие объекты, похожие на НЛО или шаровые молнии. Однако эксперименты позволили выявить и некоторую опасность, связанную с использованием зеркал Козырева. К таким явлениям относились странные психические состояния людей, чувство страха. Однажды, вводя в зеркало некую информацию, испытатель получил мощный энергетический удар и оказался отброшенным от установки какой-то неизвестной силой. Одновременно компас показал изменение ориентации частей света: север почему-то оказался совершенно в иной стороне. Геофизики зарегистрировали сильнейшие возмущения магнитного поля земли и ионосферы, а над местом проведения опытов фиксировалось самое настоящее северное сияние. Из-за всех этих событий дальнейшие опыты с зеркалами Козырева были приостановлены.

Считается, что зеркало - это информативное поле, и закладывать в него надо нужную нам информацию. Психологи советуют смотреть в зеркало лишь с хорошим настроем: чтобы потом к тебе же не вернулся негатив.
Восточные мудрецы утверждали: если зеркала висят слишком низко и свое отражение в них мы видим без головы, это неблагоприятно воздействует на наше самочувствие.
По народным поверьям, чтобы не было беды, перед зеркалом нельзя делать некоторых вещей: есть и пить ("съешь красоту и здоровье"), спать (не выспишься), ругаться (зеркало "обидится" и "припомнит" все). Нельзя часто смотреться в зеркало беременным женщинам (будут тяжелые роды) и младенцам (можно сглазить удачу ребенка).
Не рекомендуется вешать зеркала на кухне перед обеденным столом, в спальне напротив кровати и тем более над ней, в детской и напротив входной двери. Чем больше размер зеркала, тем сильнее его положительная энергия. Особенно сильны в этом плане круглые зеркала. Их, кстати, советую брать с собой в людные места, чтобы отражать негатив. Положите зеркальце в кармашек отражающей стороной от себя, и сглаз вам не страшен! Если вы пришли туда, где обычно бывает много разного народа (например, театр), не смотритесь в зеркала - они собирают негатив большого количества людей, могут повредить вашей ауре. Пользуйтесь своим карманным зеркальцем. По тем же причинам не покупайте старинное зеркало: каждый раз, когда вы будете видеть свое отражение, вам будут передаваться эмоции и энергетика предыдущих хозяев.
Если вы принесли домой зеркало, с него надо смыть старую информацию. Чтобы снять с зеркала "негативную энергетику", нужно раз в неделю протирать его святой или родниковой водой, а потом проводить рядом зажженной свечой. Можно еще выставить зеркало на солнце или облучить кварцевой лампой.
Если зеркало разбилось, не смотритесь в его кусочки. Соберите осколки в совок, промойте их под струей воды, выбросите в мусорный контейнер. Место, где лежали осколки, протрите тряпкой, окропите святой водой. Прочтите молитву, попросите защиты у своего ангела-хранителя. Можно заказать в церкви молебен о здравии себе и своей семье.

Зеркало – необходимая вещь в жизни каждой женщины.
Система фен-шуй, подсказаывает что зеркала могут не только подтверждать красоту и привлекательность, но и делать пространство вокруг тебя более удобным, уютным и гармоничным, устранять из дома старую негативную энергию и привлекать любовь, достаток, удачу.
И первое мое слово о размере зеркала. В любом доме или квартире обязательно должно быть большое зеркало, в котором все члены семьи смогут увидеть свои отражения целиком, в полный рост. С точки зрения красоты, только так вы можете оценить себя целиком, как единый образ, а не отдельно лицо, талию или ноги, потому что красота не бывает кусками, и окружающие оценивают нас исключитенльно целиком. С точки зрения фен-шуй, полное отражение человека особенно важно, потому что так его внутренняя сила всегда едина, а творческий и энергетический потенциалы очень высоки. Особенно хорошо, если зеркало оставляет свободный участок над головой человека, тем самым предоставляя людям возможность для «роста» там, где это необходимо: физического, духовного, карьерного, финансового.
Еще один момент, что отражается в ваших зеркалах. Если вы хотите, чтобы зеркала приносили в ваш дом благополучие и положительные эмоции, то и отражать они должны только приятные глазу виды. Располагайте напротив или рядом с зеркалами цветы, фотографии, на которых запечатлены важные и радостные моменты жизни дорогих вам людей, другие красивые предметы обстановки. Можете пойти в магазин фен-шуй и купить специальные талисманы любви, достатка или другие, и зеркало будет усиливать энергии, нужные вам в данный конкретный момент.

А сейчас о том, как именно стоит располагать зеркала в разных помещениях вашего дома.
Начнем с кухни. Считается правильным, когда зеркало отражает стол, за которым кушает семья – согласно учению фен-шуй, это увеличивает достаток дома, и вкусной пищи в нем всегда будет достаточно. Кроме того, это полезно для женщины, которая хочет похудеть и ест малые порции – количество еды, таким образом, визуально увеличивается, плюс у женщины действительно есть постоянный стимул видеть себя более стройной. Также фен-шуй рекомендует повесить зеркало около плиты, чтобы хозяйка могла видеть людей, входящих в кухню, и общалась бы с ними «в глаза», что психологически очень комфортно.
Особое внимание спальне. Будет лучше, если вы поставите в спальню парные символы или сувениры фен-шуй, они придадут союзу дополнительные силы и притяжение. Что до зеркал, то жесткое требование фен-шуй – спящие люди в зеркалах отражаться не должны категорически. Если зеркало в спальне вам необходимо, а повесить его так, чтобы не видеть кровать, невозможно, следует на ночь ставить между кроватью и зеркалом ширму либо занавешивать зеркало тканью. И дело здесь не только в фен-шуй – до сих пор не ясно, что такое сон и куда отпраляется наша душа, где она видит сны, а зеркало издревле считалось проводником в иные мира или измерения и до сих пор активно используется в магии, гаданиях и вообще эзотерике, поэтому здесь лучше не экспериментировать.
Фен-шуй, плюс к этому, видит в зеркалах в спальне другую опасность, называемую «третье лицо». То есть к мужчине и женщине в их ложе, отражаясь, как бы добавляется кто-то еще, и специалисты фен-шуй утверждают, что это может привести к появлению в жизни одного или обоих супругов/партнеров третьего лица, то есть любовницы или любовника. Оно вам надо? Если нет – уберите или закройте зеркало, которое смотрит на кровать.
Вот еще несколько моментов, которые позволяют вам нормализовать пространство и отношения в доме с помощью зеркал. Зеркала должны быть в рамах – так они сохранят хорошую энергию и направят ее в правильное русло, а не рассеят вокруг. Зеркала должны быть чистыми, тогда и исходящая от них энергия будет чистой и положительной. Не нужно вешать зеркала напротив дверей или напротив окон – в этом случае все хорошее, вместо того чтобы зайти в дом, отправится обратно на улицу. И еще – очень важно сразу убрать, выбросить разбитое или треснувшее зеркало. Помните, к чему по славянским поверьям в доме трескает стекло? Зеркало работает так же, беря на себя все плохое, и важно как можно быстрее это плохое выбросить из дома.
О чём мало пишут.Алкоголь.


Создав поля, леса, зверей

На день шестой, Господь устал,

Но всё же вылепил людей

Взглянул на них и так сказал:

Зело красив Адам, признаюсь,

А Ева блёклая весьма

Да ладно, я не сомневаюсь

Она накрасится сама.

Потом на облако усевшись,

Почувствовав на сердце боль,

Повторно к Еве приглядевшись

Господь придумал алкоголь.




Употребление забродивших напитков было известно еще пещерным людям, хотя естественное содержание алкоголя в примитивных винах и пиве не превышало 16%.
Техника дистилляции, позволившая усилить крепость этих напитков, была изобретена одновременно в Китае и в Египте. Но никто в древнем мире не додумался до того, что благодаря различной температуре кипения алкоголя и воды слабое вино можно превратить в очень крепкое!
Парадоксально, но факт: первыми поняли это арабы, которым употребление вина запрещено Кораном. Впрочем, возможно, они заимствовали секрет спирта у христианских монахов, «спасавшихся» в Египте в VI веке...
На арабское происхождение спирта указывает и этимология многих слов, связанных с алкоголем. Кстати, аl-kohl — это сурьма для подводки глаз. Так арабские алхимики называли все «очищенные» вещества.
Алкогольные напитки под названием «арак» (по-арабски — пот) встречаются в Монголии, в Средней Азии, на Шри-Ланке и в Бали. Такая же хмельная жидкость в Турции, Албании и Болгарии называется ракия.
Суданцы именуют свой национальный напиток — араги; варят его в домашних винодельнях из позднего винограда или хлебного сусла. На протяжении веков сирийцы, израильтяне, палестинцы, иорданцы и иракцы преспокойно пьют арак: ведь это не вино, запрещенное Книгой Пророка.

В Великобритании ученые разработали уникальный алкогольный напиток, выпив который, человек как обычно пьянеет, но выпив специальную таблетку, моментально трезвеет.
Разработка основана на веществе, родственном валиуму, и после приема внутрь, вещества стимулируют те же мозговые центры, что и алкоголь, однако при этом не затрагивают другие участки мозга, ответственные за перемену настроения или привыкание, и гораздо быстрее выводятся из организма.
Британские ученые говорят о том, что недалеко то время, когда люди будут выпивать, но не пьянеть. «Я принимал участие в экспериментах с бензодиазепинами, в результате я чувствовал себя опьяненным и почти заснувшим, а уже через мгновение мог читать лекцию перед аудиторией», - рассказал Дэвид Натт, один из разработчиков нового алкоголя.
Отметим, это не первый случай, когда ученые взялись за тему алкоголя и безпохмельного состояния после его приема.
Так, Британец Гурпарид Бэинс изобрел по его словам крепкий алкогольный коктейль, выпив которого, человек не будет чувствовать ни головной боли, ни других симптомов похмелья. Основа коктейля – водка, к которой подмешиваются различные добавки из экзотических растений. «Моя задача состояла в том, чтобы позволить людям хорошо отдохнуть и при этом не жаловаться утром на головную боль. Я достиг своей цели», - заявил Бэинс, и добавил, что пока не будет раскрывать рецептуру коктейля.
О чём мало пишут.Двойники.


Недавно познакомилась с коллегой. Он смотрел на меня долго, удивленно и наконец произнес: «Вы так похожи!» Оказалось, в «Аргументах и Фактах» корреспондентом работает Света Кузина. Мало того что пишет на те жетемы, что и я, но мы похожи как две капли воды. Позже на одной из пресс-конференций я увидела ее: действительно, точная копия! Подойти не отважилась: испугалась, что «крыша поедет», если заговорю сама с собой. А однажды мы в «КП» напечатали снимок артистки Александры Захаровой и очень похожей на нее школьной учительницы из провинциального городка. Читателям предложили угадать, кто из них Захарова. Сделать это оказалось невозможно.
Но выполнить миссию, заложенную в нас природой, может только один.

Наверняка о подобных наваждениях слышали многие. Но наиболее известны случаи, связанные со знаменитостями. Так, в конце второго - начале третьего века нашей эры в Риме жил император Максимин, абсолютно похожий на Адольфа Гитлера. И не только внешне. Оба были жестокими властителями. Максимина прикончили озлобленные его правлением взбунтовавшиеся солдаты. А Гитлеру пришлось покончить с собой, чтобы его на части не разорвал весь мир.
Поставленные рядом бюсты Мао Цзэдуна и правителя древнеегипетского города Фивы Монтуэмхета также не различишь. А ведь Монтуэмхет жил за семь веков до Рождества Христова. И оба подвергли свои народы тяжелым испытаниям.
Родная мать не отличила бы Пушкина от римского императора, философа и писателя Марка Аврелия. Кроме того, что их посещали почти одинаковые мысли о душе и судьбе, у обоих был схожий характер.



КУКУШКИНЫ ДЕТИ?

- Мне давно не давала покоя мысль: сколько одинаковых людей ходит по свету? - говорит генетик, врач, автор книг о клонировании и генной инженерии Николай ДЕГТЯРЕВ. - Ведь не случайно мы постоянно наталкиваемся на двойников знаменитостей. А если есть двойники у известных личностей, то они должны быть и у неизвестных. Я стал задумываться о схеме, по которой сортируется, отбирается и закрепляется разный генетический материал. Ведь не секрет, что некоторые дети совершенно не похожи на родителей, точно их подкинули, как кукушат. Специалисты знают, что в этих случаях проявляются рецессивные гены, которые находятся в «спячке» у каждого человека. Но почему они решили пробудиться в этом конкретном случае? Или набор генов не так велик, как мы привыкли считать?



ЗАЧЕМ «КЛОНЫ» ПРИРОДЕ

- На вопрос: «Что природу заставляет создавать копии?» - у академической науки нет точного ответа, - объясняет Николай Денисович. - Наиболее распространенная версия: двойники - это люди с идентичным генетическим устройством. Природа по непонятной пока причине «выбрасывает» несколько одинаковых «версий» одного человека, у которых ДНК совпадает до мелочей. Такие двойники называются биогенными, то есть ДНК у них одинаковая, а биологические родители разные. Но зачем природе повторяться?
- Мы привыкли считать, что развитие жизни на планете идет как неуправляемый процесс, - рассуждает Дегтярев. - И считаем, что зарождение новой жизни - результат случайного соединения какой-то яйцеклетки и какого-то сперматозоида. Но если все так случайно, то почему происходит генетический отбор? Почему, например, у больных людей могут рождаться здоровые дети? Очевидно, что и появление идентичных детей тоже запрограммировано природой для ее особых целей. А специальные задачи у нее очень простые: стабильность и выживание.
Значит, появление двойника каким-то образом гарантирует возможность выживания хоть одной необходимой копии какого-то гена! Именно этот, упрятанный среди прочих ген и требует тиражирования. Но он «хочет» тиражироваться не среди прочих, которые могут его подавить, а в специальной «просчитанной» модели. И природа «лепит» несколько одинаковых детей. Один может расти в Америке, другой в Австралии, третий в Турции, не зная друг о друге. Кто-то из них может умереть во младенчестве, а кто-то оказаться бесплодным. Но хоть один из двойников достигнет половой зрелости и даст потомство. Для желающего выжить гена нет ничего важнее этого потомства и передачи себя через поколения.


БОЙТЕСЬ ВСТРЕЧИ С НИМИ

Некоторые ученые феномен двойников называют «тайным родством». Если применить простой математический анализ, то любой человек через 8 поколений станет потомком 256 родственников, повязанных кровным родством. А подсчитайте, сколько наберется родственников через 30 поколений? Миллион! И ведь все эти родственные связи формируются на основе передачи генетического материала. Конечно, гены тасуются, перемешиваются, как карты в колоде. Но иногда в силу теории вероятности выпадают одинаковые карты! И случаи такой похожести не исключение - это правило генетики. Поэтому, возможно, почти у каждого человека есть двойник. Просто мы живем в полном незнании того, что где-то за сотни километров живет наш генетический аналог с такой же внешностью и характером. А на каком-то этапе, когда двойник и оригинал попадают в одинаковые жизненные условия, и судьбы складываются похожие.
- Я уверен, что двойники появляются не просто так, - подытоживает Дегтярев. - Они выполняют в мире свое назначение. Только мы толком не знаем, какое задание заложено в нас нашей ДНК. Если ориентироваться на учения мистиков, то, по их мнению, выходит, что человек появляется в мире не в одном экземпляре, а серией. Иногда это два человека, а иногда и двадцать. И каждой «копии» дается одно и то же задание. Но все двойники проходят этапы «отбраковки».
На первом этапе изымаются копии с грубыми нарушениями: либо с наследственными заболеваниями, либо с чертами характера, не позволяющими правильно развиваться. Считают, что такие копии не оправдали доверия, и их «убирают». Остальные растут, взрослеют, набираются опыта, готовятся к своей миссии. Но если на этом этапе совершенствования две копии встречают друг друга, то может произойти что-то вроде аннигиляции - копии распадаются. Встретил человек своего двойника, ощутил страх, и одна из копий должна уйти. Обычно либо в результате несчастного случая, либо в результате убийства. (Вот, оказывается, почему я побоялась подойти к Свете Кузиной из «АиФ». - С. К.) Очень странные эти «уходы». При нормальном течении вещей они не должны были произойти. Люди, избежавшие «плановых смертей», потом рассказывают, что ощущали сильное желание войти в какой-то дом или сесть на какой-то поезд, или просто перейти улицу в неположенном месте. Но они смогли такое стремление перебороть. А потом оказывалось, что в подъезде ждал маньяк, поезд шел под откос, на дорогу выезжал пьяный водитель. Если же двойники не встретились, то оба одно время идут к своей цели. Но со временем одного могут отвлечь сиюминутные проблемы, что-то в его судьбе пойдет неправильно. И он сойдет с лидерской дорожки.
Мистики называют эти случайности судьбой. В чем-то они правы. Если двойники выполняют свою линию развития, если они должны до чего-то дорасти, кем-то стать, то не все могут прийти к финишу. Не может быть двух Пушкиных или Пугачевых.

У генетиков нет однозначного ответа на вопрос, почему на свет появляются похожие друг на друга люди, при этом специалисты полагают, что практически у каждого человека есть двойник или даже двойники.
Не каждому удается встретить своего "клона", может быть именно поэтому принято считать, что только среди знаменитостей встречаются копии? Кроме того, существует теория, согласно которой похожие люди выбирают похожие профессии.
О чём мало пишут.Программа обновления.
Каждому из нас на самом деле меньше лет, чем мы думаем. Почему? Потому что в нашем организме периодически проводится обновление. Тем не менее, старости не избежать. Рано или поздно она все равно наступит. Старость никого не радует — ни женщин, ни мужчин. Все мы все больше и больше интересуемся различными косметическими средствами, косметологическими процедурами и пластическими операция, напрочь забывая о том, что самый лучший способ отдалить наступление старости — это вести здоровый образ жизни. В каждом из нас заложена программа омоложения, наша задача — не мешать ей работать. А сейчас давайте рассмотрим, как и где срабатывает эта программа в нашем организме.

Мозг.
Клетки мозга живут от рождения человека до самой его смерти. На протяжении всей своей жизни их убивают наши вредные привычки — курение, алкоголь, травмы, наркотики и самый злейший враг — возраст. Если бы клетки мозга обновлялись, вместе со старыми мы теряли бы память, опыт, накопленную информацию. Однако науке известны два участка головного мозга, клетки которых подвержены процессу обновления. Речь идет о гиппокампе, отвечающем за способность усваивать новую информацию, и обонятельной луковице, благодаря которой мы различаем запахи.

Глаза.
В области глаз способностью обновляться обладают только клетки роговицы. Раз в 7-10 дней старый поверхностный слой полностью сменяется новым. Если на роговице есть повреждения, то восстановительный процесс занимает не более суток.

Язык.
С помощью чего мы различаем горькое от сладкого, горячее от холодного? С помощью рецепторов, расположенных на поверхности языка. Общее число этих индикаторов превышает 10 000. У них самый короткий жизненный цикл — каждые 10 дней на смену старому поколению рецепторов приходят новые. Смену поколений замедляют инфекции ротовой полости и курение.

Легкие.
Клетки легких обновляются с различной скоростью — все зависит от места их локализации и выполняемой функции. Бронхи человека заканчиваются своеобразными кожаными мешочками, которые называют альвеолами. Процесс обновления альвеол происходит каждые 11-12 месяцев. Клетки, живущие на поверхности легких, обновляются чаще — 1 раз в 2-3 недели. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотики) замедляют процесс обновления клеток альвеол, что, в свою очередь, может привести к эмфиземе легких.

Кишечник.
Стенки нашего кишечника сплошь покрыты маленькими ворсинками, которые поглощают из потребленной пищи все питательные вещества. Пребывая под постоянным воздействием желудочного сока, ворсинки быстро отмирают. Таким образом, обновление происходит каждые 3-5 дней.

Печень.
Чемпион по обновлению клеток — это печень человека. Каждые 5 месяцев она как бы рождается заново, так как обладает способностью обновляться полностью. Полная регенерация тканей печени произойдет даже в том случае, если во время операции доктор произвел частичную резекцию. Естественно, чтобы процесс обновления печени проходил без сбоев, необходимо отказаться от вредных привычек, есть меньше жареной, копченой, жирной и острой пищи. Кстати говоря, если на 8 недель отказаться от алкоголя, то можно полностью очистить печень.

Кожа.
Каждые 2-4 недели происходит обновление поверхностного слоя кожи. Если не обеспечить коже должный уход и не защищать от воздействия вредных ультрафиолетовых лучей, то процесс регенерации пойдет на спад.

Ногти.
Скорость роста ногтей — 3-4 мм на руках (за 2 недели) и в 2 раза медленнее на ногах. Полное обновление ногтевой пластины на пальцах рук происходит раз в 6 месяцев.

Волосы.
В среднем за месяц волос успевает вырасти на 1 см. Полная смена волос на голове женщины происходит за 6 лет, у мужчин — за 3 года. Процесс обновления ресниц и бровей занимает 6-8 недель.
Теперь вы знаете закономерности обновления клеток организма.
О чём мало пишут.Риу-Синжу: Тайна подземного туннеля инков.



В 1991 году группа перу¬анских спелеологов организовала экспедицию в район бразильской реки Риу Синжу. Там находится система подземных пещер глубиной 300 метров. Они мало иссле¬дованы, так как расположены в труднопроходимых джунглях.

В этих местах в 1925 году ис¬чезла экспедиция английского полковника Перси Фосетта. В течение нескольких лет полков¬ник исследовал данный район по заданию Английского королев¬ского географического обще¬ства. По его свидетельствам, в непроходимых джунглях обитало дикое племя светлокожих людей, которые жили в пещерах под землей. Любопытно, что они облада¬ли гипертрофированным обоня¬нием, как у животных. Благодаря своему чутью индейцы узнавали о вторжении на их территорию чужаков, когда те находились еще далеко. Они тщательно охраняли входы в свои подземные жилища.
После исчезновения полковни¬ка Фосетта на его поиски в 1926 году была отправлена новая экс¬педиция, но никаких следов ис¬чезнувших исследователей так и не было найдено. Может быть, англичан захватило дикое пле¬мя? Но скорее всего они сбились с пути и погибли.
По одной из версий, подзем¬ные пещеры в пойме Риу Синжу, к которым направлялась экспедиция спелеологов, могли быть подземными жилищами светло¬кожих людей, о которых упоми¬нал полковник.
Легенда о существовании в джунглях Южной Америки подземных городов очень живуча. Якобы они были пост¬роены выжившими жителями Атлантиды, которые после катас¬трофы, уничтожившей их остров, перебрались на материк. В этом им помогали боги, проложившие двенадцать путей по морю. Мож¬но предположить, что племя, с которым встретился Фосетт, представляло собой потомков атлантов или, по другой версии, строители подземных городов давно умерли и их жилища засе¬лило дикое племя.
Как известно, испанские кон¬кистадоры под предводитель¬ством Франциско Писарро заво¬евали земли инков в 30-е годы XVI столетия. В своих докладах испанскому королю Писсаро сообщал, что обнаружил входы в подземные тоннели, располо¬женные на Гуаскаране, священ¬ной горе инков, на высоте 3800 метров над уровнем моря. Вхо¬ды были закрыты гигантскими каменными плитами. История умалчивает, удалось ли Писарро войти в тоннели и что он нашел там.
Спелеологи экспедиции 1991 года были очень хорошо экипированы верев¬ками, лебедками, мощными лам¬пами и прочим оборудованием, необходимым для исследования подземных пещер. Последние оказались неописуемо красивы. Со сводов свешивались бесчисленные сталактиты всевозмож¬ных цветов. Снизу навстречу к ним поднимались сталагмиты, образуя причудливые колонны. Ручейки стекали по стенам, на¬полняя подземные гроты мело¬дичным журчанием. В пещерах исследователи обнаружили ред¬кие водоросли ярко-красного цвета. Они образовывали на ка¬менных стенах необычайные ри¬сунки, похожие на кружева. Од¬нако никаких следов присутствия человека в гротах обнаружено не было.
На глубине 70 метров дорогу группе преградила огромная ка¬менная плита. Поверхность ее, в отличие от окружающих стен пещеры, была очень гладкой, что наводило на мысль об искусст¬венном происхождении. С помо¬щью лебедки огромный камень удалось сдвинуть с места. Оказа¬лось, что плита вращается вокруг каменных шаров, которые дей¬ствовали подобно дверным пет¬лям. За плитой находился длин¬ный, уходящий вниз под углом 14 градусов, тоннель. Спелеоло¬ги осветили темноту мощными прожекторами. Пол подземного коридора был выложен неболь¬шими плитами, которые точно подходили друг другу. На поверх¬ности вдоль стен обнаружились два выдолбленных желоба. Один из исследователей высказал предположение, что они могли использоваться как рельсы, по которым катились колеса нагру¬женной тележки, подобной тем, на каких вывозят уголь из штолен в шахтах. На каждой плите красо¬валось резное изображение пти¬цы, похожей на павлина.
В 1991 году спелеологи не до¬шли до конца тоннеля. Сообщения о находке таинственного подзем¬ного сооружения наделали много шума и заинтересовали ученых всего мира. В 1995 году была ор¬ганизована международная экс¬педиция с участием не только спе¬леологов, но также историков и археологов из разных стран. Ока¬залось, что подземный тоннель тянется на 90 километров и, на¬конец, уходит под воду. С удивле¬нием исследователи обнаружили, что вода соленая. Она действи¬тельно оказалась морской, пос¬кольку часть тоннеля находилась на 10 метров ниже уровня моря. Вдоль побережья располагалось несколько мелких островков, и вполне вероятно, что тоннель вел к одному из них. Выяснить, где он заканчивался, так и не удалось.
На основании данных, по¬лученных экспедицией, ученые сделали вывод, что для постройки обнаруженного тоннеля нужны были знания, не доступные жителям древнего Перу, в том числе инкам, которых покорил Писарро. Кроме того, как установили историки, изоб¬ражения на плитах птиц, напоми¬навших павлинов, не характерны ни для одной из народностей Южной Америки. Как древних, так и современных. Некоторые данные указывают на то, что тоннель был построен до начала расцвета государства инков. Ряд ученых полагает, что он обязан своим существованием выжив¬шим после глобального катак¬лизма атлантам. Другие придер¬живаются мнения, что тоннель построили представители ка¬кой-то неизвестной народности, которые погибли после того, как вода затопила его.
Известный перуанский ис¬следователь древних куль¬тур Южной Америки Хорхе Перес считает вероятным, что тоннель соорудили строители Тиауанако и огромных мегалитичес¬ких памятников. Индейцы этого племени жили в горах на берегу озера Титикака и являлись предка¬ми инков. Возможно, существуют подземные тоннели огромной про¬тяженности, берущие начало под руинами Тиауанако и достигающие отдаленных точек континента.
Интересно свидетельство ис¬панского хроникера XV столетия Кристобаля де Молины, который вместе с конкистадорами прибыл в Южную Америку. Он сообщает о своеобразной легенде корен¬ного индейского населения. Миф повествует о всемогущем Отце человечества, живущем в под¬земном царстве. Завершив акт творения всего сущего на Земле, Бог ушел в свой подземный мир. Аналогичные мифы о подземных богах есть в Китае и у народнос¬тей Северной Сибири. В после¬дующие годы были сделаны по¬пытки найти выход из подземного тоннеля на островках вдоль по¬бережья Перу. Все они оказались безуспешными. В 1998 году была снаряжена очередная перуанская экспедиция к подземным пеще¬рам. К сожалению, исследовате¬лей постигло полное разочарова¬ние. В системе пещер произошел обвал, и доступ к входу в тоннель был засыпан огромной массой камней. Чтобы разгрести колос¬сальный завал, необходима спе¬циальная техника, доставку ко¬торой в труднодоступный горный район осуществить невозможно. Тайна тоннеля до сих пор не раскрыта. Остается надежда, что разгадать ее удастся в будущем.
О чём мало пишут.Как устроен ледокол «Ямал».


Ледокол небольшой как судно, всего 150 метров длины, ширина 30 метров, осадка 11 м. Но для ледокола это большие размеры. Высота мачт — 44 и 55 м. Корпус судна изготовлен из прочной стали, в месте соприкосновения со льдом расположен пятиметровый ледовый пояс с максимальной толщиной 46 мм. А вот образец, правда, чуть меньшей толщины, - главный механик демонстрирует кусок пластины толщиной 30 мм. - Во время инспекции корпус изучается, и если обнаруживают деформации, фрагмент вырезают, а на его место вваривают новый. Это реальный фрагмент корпуса нашего ледокола.
Иногда можно повредить винты — обычно такое происходит только в том случае, если ледокол двигается, а винт стоит. Вращающемуся винту лед не страшен. Кстати, реверсирование происходит очень быстро — всего 11 секунд от полных оборотов в одну сторону до полных оборотов в другую, а ведь сам винт весит 50 тонн, якорь двигателя - 200 тонн.

Как всякое судно, ледокол разделен на отсеки. Мало того, у судна — двойное дно. Отсеки между первым и вторым дном заполнены водой или маслом. Ледокол также имеет двойные борта, так что если даже внешний корпус поврежден, вода не попадает внутрь. Отсеки ледокола, в отличие от подобных у печально известного «Титаника», доходят до самого верха, и судно имеет т.н. двухотсечную непотопляемость — это означает, что даже в том случае, если два самых больших отсека будут полностью заполнены водой, судно останется на плаву.

Водоизмещение «Ямала» - 23,5 тыс. тонн, максимальная скорость на чистой воде — 21 узел. Сейчас мы идем 19,5 узлов, на мощности реактора около 50%. Это не очень хорошо — слышите, как все вибрирует? (На такой скорости действительно чувствуется сильная вибрация, практически все предметы — от дверей до стаканов — исполняют свою собственную песню, позвякивают дверные ручки и столовые приборы на столах в кают-компании — ДМ). Но это мы берем на себя чужие грехи — наверстываем задержку с выходом. А могли бы идти на 17 узлах на 20% мощности, вы бы даже не почувствовали. Но, с другой стороны, это пустяки по сравнению с тем, какая вибрация будет во льдах.

Наш ледокол спроектировали, чтобы он мог проходить ровный незаснеженный припайный лед толщиной 2,3-2,5 метра со скоростью 1-2 узла. Когда меня спрашивают, какие самые большие льды может ломать ледокол, ответ один: в Арктике нет такого льда, который бы мы не преодолели. Разными способами, как вы понимаете. Прямой способ ясен из названия — колоть. Второй способ — обойти. Третий способ — работать ударами. Четвертый способ — подождать, пока ветер все не раздует, и потом спокойно пройти. В Арктике ветер — самый лучший ледокол...

Для того, чтобы преодолевать лед, у нас есть несколько систем. Во-первых, это двигатели мощностью 75 тыс. л.с. Во-вторых, дифферентная система — в носовой и кормовой части расположены цистерны в тысячу кубов. Попеременно закачивая воду в одну часть или в другую, можно раскачать и освободить судно из ледового плена. Подобные цистерны, только меньшего объема, есть и на правом и на левом борту. Корпус имеет специфические обводы, чтобы его не зажимало во льду. Чтобы лед не намерзал на борта, используется отечественное ноу-хау - пневмообмыв. Вдоль корпуса подаются пузырьки воздуха, слой которых предотвращает налипание льда. Но это в основном происходит весной, сейчас мы эту систему использовать не будем. И еще очень важная система — это вертолет для ледовой разведки, а также данные спутниковой съемки и точные карты. А вот горячая вода, упоминание которой можно встретить в некоторых источниках, для проходки во льду не используется. На «России» ставились эксперименты с подогревом корпуса в районе носа, но они оказались полностью бесперспективны. Правда, при стоянке во льдах лед вокруг ледокола подтаивает — что неудивительно, поскольку для охлаждения мы прокачиваем 20 тыс. тонн забортной воды в час, и она разогревается до 25 градусов.

Ледокол имеет два независимых водо-водяных ядерных реактора мощностью 170 МВт. Мощность реактора избыточна, то есть когда силовая установка работает на 100%, реактор работает на 80%. Это сделано для того, чтобы можно было дойти на одном реакторе, если второй по каким-либо причинам окажется неработоспособным. Если бы реактор был один, то нужно было бы предусмотреть средства резервного хода для случая отказа реактора, но у «Ямала» необходимости в этом нет. Вокруг реактора — биологическая защита, состоящая из бетона, стали и воды.

Что касается радиационной безопасности, то вот небольшая иллюстрация: я каждый год прохожу флюорографию во время медкомиссии и получаю небольшую дозу облучения — это т.н. медицинская доза. Есть еще профессиональная доза, это та, которую я получаю во время исполнения служебных обязанностей. Так вот, моя медицинская доза существенно больше профессиональной.

Топливо — ядерное, уран-235, загружается в среднем на пять лет. Предыдущая загрузка топлива в реакторы «Ямала» была в 2005 году, следующая будет в 2012 году. В первом контуре вода находится под давлением 130 атмосфер и имеет температуру 300 градусов. Эта вода превращает в пар воду второго контура. От парогенераторов (их восемь) пар подается на две главных турбины, каждая из которых вращает свои генераторы, от которых энергия поступает на три электродвигателя (каждый с двумя якорями) винтов. На судне есть также дизель-генераторы, которые позволяют, например, запустить реактор в случае его останова аварийной защитой. Есть еще третий контур, где генерируется пар, подогревающий воду в четвертом контуре. И только эта вода обогревает помещения на судне. На стоянке в порту отопление осуществляется с помощью котлов.

Чтобы постоянно не менять режимы реактора при изменении потребления энергии, второй контур оборудован перепускным клапаном, который пускает пар в обход турбин. КПД нашей силовой установки — как у очень хорошего паровоза, то есть около 20%.

Силовая электросистема — переменно-постоянного тока, то есть генераторы — переменного тока, который затем выпрямляют и подают на двигатели постоянного тока. Это связано с тем, что в то время, когда проектировалась силовая установка, двигателями постоянного тока было проще управлять по оборотам.
Может ли наш ледокол дойти в районы Антарктических льдов через экватор? Теоретически да, хотя для этого придется его переоборудовать. Номинальная температура воды для охлаждения конденсаторов парогенераторов — плюс 10 градусов, при +25 градусах мощность резко падает, но ее должно хватить. Дело не столько в температуре воды, сколько в температуре воздуха — наша аппаратура управления тоже должна охлаждаться, и сейчас ее охлаждение рассчитано на условия Арктики, а не тропические широты.

Автономность судна — 7,5 месяцев, она определяется запасом продуктов. Но их можно подвезти или взять в другом порту, поэтому максимальный срок нахождения в море без возвращения в порт Мурманск был 18 месяцев. А вот с водой на «Ямале» нет никаких проблем — две вакуумно-дистилляционные опреснительные установки способны давать 240 тонн пресной воды в сутки.
Найти на сайте: параметры поиска