Electric Light Orchestra.

Автор:
Опубликовано: 4369 дней назад (10 мая 2012)
Редактировалось: 2 раза — последний 7 августа 2012
+1
Голосов: 1

Слушать: http://www.youtube.com/watch?v=bjPqsDU0j2I&feature=player_detailpage

Electric Light Orchestra (ELO) британская рок-группа из Бирмингема, созданная Джеффом Линном и Роем Вудом в 1970. Группа была особенно популярна в 1970-е — 1980-е. Electric Light Orchestra создали свой, непохожий на других стиль, экспериментируя в различных музыкальных направлениях: от прогрессивного рока до поп-музыки. Группа просуществовала до 1986 года, после чего Джефф Линн распустил её. Группа была сформирована, чтобы удовлетворить горячее желание писать классическую поп-музыку. Все организационные вопросы решал Джефф Линн, который после того, как группы начала свою деятельность, написал все оригинальные композиции группы и продюсировал каждый альбом. Первый успех группу ожидал в Соединённых Штатах, где они были представлены как «Английские парни с большими скрипками». К середине 1970-х они стали одними из самых продаваемых музыкальных групп. С 1972 по 1986 год ELO сочетали работу в Великобритании и Штатах.



Оркестр Электрического Света.

На рубеже шестидесятых-семидесятых, на волне популярности различных форм экспериментальной неакадемической музыки, получивших общее название "прогрессивный рок", появилось огромное количество групп, исповедующих идеологию возведения рок-музыки на пьедестал Высокого Искусства. Однако, далеко не всем из них было суждено донести свое творчество до массового слушателя. Большая часть групп той поры, обосновавшихся вокруг новоиспеченных "прогрессивных" лейблов Harvest, Vertigo и Deram так и остались в безвестности. Однако, были и те, кому повезло больше, и чья модель "интеллектуального" рока оказалась более понятной, более живучей и восстребованой. И среди таких "счастливчиков" был коллектив из Бирмингема под названием Electric Light Orchestra.
Причудливое название группы - пожалуй, не более чем дань моде, причем моде уже прошедшей на момент появления коллектива. Всяческое "электричество" было гораздо более популярно в эпоху психоделии - в 1967-69 г.г. Зато трехбуквенная аббреваритура ELO прославила коллектив ничуть не меньше, чем ELP или даже REM.
Творчество группы в основе своей представляло дальнейшее развитие идей The Beatles, впервые озвученных на альбомах "Revolver", "Sgt. Pepper" и "Magical Mystery Tour" - собственно, именно так и было задумано ее создателями. Влияние Великолепной Четверки на музыку ELO очевидно, в то время как Джефф Линн является другом Пола МакКартни, не говоря уже о его приятельских отношениях с остальными экс-Битлами. Формула, предложенная Битлз на "Strawberry Fields Forever" и "I Am the Walrus" - мелодичная психоделия с симфоническими обертонами - будет доведена "электриками" до совершенства на своих лучших альбомах. Впрочем, плохих альбомов группа никогда и не выпускала. Будут приходить и уходить музыканты, будут меняться нюансы в звучании в соответствии с текущей модой, - но группа всегда будет узнаваемой. И всегда, по крайней мере на альбомах 1971-86 годов, группу отличал этот насыщенный, симфонический и при этом очень простой и доходчивый саунд - то, что мы называем "звуком ELO".
Историю Electric Light Orchestra можно проследить от двух групп британского психоделического андеграунда - The Move и Idle Race, которые вполне удачно конкурировали с Пинк Флойд и Софт Мэшин по клубу UFO, блягодаря усилиям таких товарищей, как басист Рой Вуд, гитарист Джефф Линн и ударник Бев Бивен.
The Move и по сей день считаются одной из лучших психоделических групп "свингующего" Лондона, и ее творчество, так же сильно опирающееся на наследие поздних Битлз, до сих пор вызывает интерес у поклонников арт- и прог-рока, не говоря уже о музыкальных "археологах". Тем не менее, к 1971-му году The Move сворачивает свою деятельность, а на ее обломках создается новый коллектив, которому будет суждено вписать пусть и не золотыми, так позолоченными, буквами в историю рок-музыки звучную аббревиатуру - E.L.O.
Первый состав Оркестра Электрического Света включал в себя, помимо Линна, Вуда и Бивена, еще и духача/пианиста Билла Ханта, а также скрипача Стива Вулэма. Рой Вуд отвечал за партии аж девяти инструментов - от виолончели до баса. Вышедший в 1971-м году на "прогрессивном" лейбле Harvest дебютный одноименный диск (в Штатах он вышел по названием "No Answer") содержал в себе девять оригинальных композиций новоиспеченного колектива: пять из них принадлежали Линну, четыре - Вуду.
Открывает диск незабвенная "10538 Overture" - одно из лучших творений Линна на все времена. Стена гитарного звука, свободные ударные, завывающая труба, скрежещущие струнные, холодный отстраненный вокал, и налет чего-то восточного в мелодии - все это выглядит очень эффектно и убеждает в серьезности намерений группы. Многие поклонники ELO считают "Увертюру" сильнейшим творением группы вообще, и слушая этот опус действительно есть соблазн с ними согласиться.
Впечатляет и "Nellie Takes Her Bow", начинающаяся как мелодичная фортепианная баллада с подключением струнных, но вскоре переходящая в параноидальный инструментал с гипнотичным ритмом, бесподобной по своей красоте скрипкой, пьяной виолончелью, и вездесущими восточными акцентами в мелодии. И после этого тихого помешательства композиция вновь возвращается к основной вокальной теме, но уже более насыщенной, утяжеленной ритм-секцией и богатой аранжировкой.
Композиция "Mr. Radio" - наверное, больше всех остальных схожа с тем, что прославило группу позже. Этакий слегка одурманенный Пол Маккартни.
Творения Вуда оказались куда более эклектичными, и нарочитая заумь и экспериментальность в них часто губит мелодику. Лишь заключительная акустическая баллада "Whisper In The Night" радует своей щемящей душу мелодией и красивым фальцетом.
Диск в целом отличает грязноватый звук и вообще крайне неудачная продукция. Зачастую возникает такое ущущение, что он записывался где-то в далеком 1967-м на непрофессиональной студии. Тем не менее, сейчас, по прошествии 35 лет с момента выхода альбома, все эти шероховатости приобретают какой-то особенный шарм. Однако, на тот момент, Вуд этого "шарма" не оценил и, недовольный конечным результатом, покинул ELO, прихватив с собой виолончель, Ханта и Вулэма, чтобы создать Wizzard. Тем не менее, дебют группы - безусловно, самая экспериментальная ее запись.
Оставшись на пару с ударником, Линн решает не бежать с тонущего корабля имени Электрического Света, рассудив, что пробоину вполне можно залатать. Что и было сделано. Набрав новый состав, в котором оказались, среди прочих, бывшие члены Лондонского симфонического оркестра, Линн сделал для нового диска "ELO-2" все - от композиции до продукции. Исключением стала лишь 8-минутная обработка классики рок-н-ролла - хита Чака Берри "Roll Over Beethoven" (кавер на который записали и Битлы в свое время), который с легкой руки Линна превратился в продолжительный арт-роковый шедевр, преисполненный энергии, бьющих фонтаном оригинальных идей и любовью к оригиналу. Отрывок из пятой симфонии Бетховена в начале и финале этой вещи доводит ее до совершенства. Нельзя не упомянуть и 11-минутную сюиту "Kuiama" - еще один образец творчества Линна на стезе психоделии.
Партии клавишных на этом альбоме исполнил Ричард Тэнди, который станет бессменным клавишником группы вплоть до ее фактического распада в 1986-м году.
Вообще, "ELO-2" получился, пожалуй, самым "прогрессивным" диском группы. Здесь Линн продемонстрировал не только свой талант мелодиста, но и композиторскую неординарность. Такие вещи, как "In Old England Town" или "From The Sun To The World" явили собой превосходные образцы модного в те времена арт-рока, сложного и изощренного. Мое личное наблюдение: на этом альбоме Бев Бивен показал самую сложную и ранообразную игру в рамках ELO. Обратите внимание на партии ударных: сложные сбивки, постоянные синкопы, вообще достаточно сложные приемы - во всяком случае, ничего подобного от Бивена мы уже не услышим на последующих альбомах. По всей видимости, хитрый драмминг не входил в планы Линна, который безраздельно властвовал над звуком своего Оркестра.Выпущенный в начале 1973-го года альбом "ELO-2" прошел практически незамеченным, что вполне ожиданно сказалось на целостности коллектива. Состав вновь изменился, хотя сформировавшийся костяк Линн-Тэнди-Бивен стал своего рода гарантом независимости группы от приходящих и уходящих из нее музыкантов. Кстати, именно в таком формате - формате трио - группа будет вынуждена записать свой диск "Balance Of Power".
На новом альбоме "On A Third Day", вышедшем также в 1973-м году, группа представила слушателю несколько более доступную и менее изощренную музыку, хотя связь с ее психоделическим прошлым все так же угадывалась. На этот раз Линн предпочел продолжительным арт-роковым выворотам более короткие композиции, перетекающие нон-стопом одна в другую, с обязательными репризами и разработками тем, что вылилось в своеобразную сюиту "King Of The Universe". Группа продемонстрировала и чувство юмора на пародийной "Ma-Ma-Ma Belle" (кстати, на гитаре там сыграл никто иной, как Марк Болан), а также в очередной раз щегольнула своим умением обрабатывать классику. На этот раз "жертвой" стало известное творение "В пещере Горного Короля" Эдварда Грига, которое "электрики", разбавив изрядной долей цыганщины (обратите внимание на сумасшедшую скрипку в середине композиции), превратили в неистовый, постоянно ускоряющийся, симфо-роковый номер.
Опробованная на "King Of The Universe" формула нашла свое дальнейшее применение в следующем лонгплее группы - "Eldorado". На конверте диска было указано "A Symphony By Electric Light Orchestra", что недвусмысленно намекало с одной стороны, на грандиозность работы, с другой - на ее неизбежную претенциозность. Диск "Eldorado" - это восемь относительно небольших тем, объединенных нон-стопом, с обязательной увертюрой и финалом - как и подобает симфонии. Несколько изменилось и звучание группы: если раньше вся симфоничность музыки достигалась исключительно инструментальными возможностями самого коллектива, то теперь, дабы придать своим опусам пущего классицизма, Линн пригласил для записи симфонический оркестр и хор. Логичным следствием явилось очень полифоничное и при этом чрезмерно напыщенное звучание диска, из-за чего иногда о группе как таковой напоминают лишь ритм-секция и вокал. Некоторое растворение рока в академической музыке усугублялось еще и частыми цитатами из классиков. Впрочем, поклонники группы рассудили иначе, и по сей день "Eldorado" многими почитается за лучшее творение Линна-сотоварищи. Среди композиций диска особенно выделяются баллада "Can't Get It Out Of My Head" и привет из психоделического прошлого группы - "Boy Blue".
Очередная смена состава застигла группу перед записью "Face The Music". Именно в это время в группе появился басист Келли Гроукатт, который пробудет с группой до ее первого самороспуска в 1983-м году. Таким образом, на "Face The Music" сформировался классический "квартетный" состав Electric Light Orchestra: Линн-Гроукатт-Тенди-Бивен. Плюс струнная секция, среди которых долгое время неизменно присутствовал скрипач Мик Камински. Сам альбом, несмотря на свою жутковатую обложку с электрическим стулом, явил набор мелодичных и очень позитивных симфо-роковых композиций. На этом альбоме Линн продолжил начатое еще на "Eldorado" увлечение оркестром и хором, хотя на этот раз все получилось гораздо сдержаннее и продуманнее. Музыка стала несколько доступнее и проще, чем во времена первых трех альбомов, и представляла собой мелодичный симфонический софт-арт-рок. Новобранец Гроукатт проявил себя еще и как вокалист; его голос отныне будет дополнять вокал Линна, создавая красивое двоеголосие, ставшее в последствие неотъемлемой частью фирменного звука ELO, а на "Nightrider" Келли даже исполняет основную вокальную партию в одном из куплетов. Добрая половина композиций диска - "Waterfall", "Evil Woman", "Strange Magic" - стали хитами, и теперь ELO - группа с мировым признанием и известностью. На альбоме также присутствовали величественный инструментал "Fire On High" и заводной рок-н-ролльный номер "Poker". Упомянутая мерцающая "Strange Magic" на какое-то время стала "визитной карточкой" группы, и по сей день является одной из известнейших ее композиций.
На волне успеха "Face The Music" Линн с тем же составом записывает диск "A New World Record", который стал как бы переломным в творчестве коллектива. С одной стороны, он все еще сохранял связь с психоделическим и прогрессивным прошлым группы, но с другой - здесь Линн проявил стремление писать еще более доступную, почти что танцевальную, музыку, что проявилось в таких композициях как "So Fine", "Tightrope" и "Living Thing". Несколько неожиданно прозвучала "Do Ya", написанная Линном еще для The Move, явно контрастирующая своим хард-роковым звучанием с гораздо более легкими, эфирными, балладами альбома и танцевальными номерами. Примерно в этом же, более тяжелом ключе, выдержана и "Rockaria" - очередной утяжленный рок-н-ролл от маэстро Линна. Венчает диск симфоническая минорная баллада "Shangri-La" своей патетической концовкой заставляющей вспомнить времена "Eldorado".
Этот диск принес группе еще один всемирно известный (прежде всего - в США, где группу ценили больше, чем в Англии или континентальной Европе) хит - балладу "Telephone Line".
В 1977-м году под управлением оптимистичного трудоголика Линна группа записывает очередной альбом - "Out Of The Blue", который к тому же еще и двойной. На этом альбоме уже полностью завершилась фаза перехода группы в стан мейнстрима, однако, творческое начало музыки группы по-прежнему преобладало над коммерческим; можно с уверенностью сказать, что попсовый ELO ничем не проигрывает себе-прогрессивному. Ставка на прямолинейность и доступность идей заметна уже с первой композиции: если раньше любой альбом ELO предварялся какой-то увертюрой или абстрактной зарисовкой, то сейчас диск начинается с нарастающего звука "Turn To Stone", заполняя все простраство вокруг себя заводными танцевальными ритмами, яркими мелодиями и как бы приглашая слушателя присоединиться к этому музыкальному торжеству. Выразительные средства группы остались прежними - все та же напористая ритм-секция, неприедающийся симфонизм, 12-струнные гитары, узнаваемый вокал. Не изменилась принципиально и манера подачи материала; собственно, практически любая композиция из "Out Of The Blue" могла бы прозвучать и на более ранних альбомах группы. Изменилось, пожалуй, отношение группы (вернее, Линна) к своему творчеству; Линн окончательно сосредоточил свои усилия на мелодике, отодвинув подальше заумь и психо-арт-роковые выкрутасы. Яркие мелодии Линну удавались всегда лучше, чем психоделические эксперименты. В итоге мы имеем прекрасный поп-рок альбом. Здесь нет проходных вещей - все они превосходно сочинены и сыграны. Особо отмечу энергичный номер "Night City", балладу "Summer And Lightning" и опять-таки пародийную "Jungle" - весьма потешную песню, стилизованную под африканские песнопения.
Перед записью следующего диска - "Discovery" (1979) - Линн сократил состав группы до "базового" квартета, и отныне исполнители на струнных будут принимать участие в записи альбомов только как сессионные музыканты. Диск "Discovery" уже в своем названии содержал намек на нынешние приоритеты группы, и действительно новый альбом продолжал дискотечную линию, начатую на предыдущем альбоме, причем на этот раз не без влияния стиля disco. Этот диск - один из самых известных у группы - явил собой шикарную коллекцию мелодичных и очень оригинальных композиций: мини-опера "Diary Of Horace Wimp" соседствовала с меланхоличной балладой "Need Her Love"; резвый рок-н-ролл "On The Run" - с танцевальным медляком "Wishing"; ну а такие прогремевшие симфо-диско хиты как "Confusion" и "Shine A Little Love" делают альбом и вовсе выдающимся. А под конец Линн решил "добить" слушателя совершенно неожиданной и мощной "Don't Bring Me Down", в которой ударные Бивена громыхают, словно паровой молоток, гитара и пианино повторяют одну и ту же цепкую мелодическую фигуру, а саму композицию просто распирает от переполняющей ее танцевальной энергии, которая заставляет пуститься слушателя в пляс, независимо от его текущего физического состояния. Устоять невозможно!
В 1980-м году вышел диск "Xanadu" - звуковая дорожка к одноименному фильму, представляющая собой сплит между ELO и Оливией Ньютон-Джон. Новый материал группы обозначил движение от диско в сторону более модернового и жесткого звучания, не слишком танцевального, и при этом лежащего в плоскости восьмидесятнического поп-рока. При этом, однако, песня "All Over The World" была выполнена еще по канонам музыки диско. Альбом принес группе хиты "I'm Alive" и "Don't Walk Away".
Однако, подлинным шедевром стал альбом 1981-го года - "Time". На нем Линн вернулся в масштабности своих ранних работ, и на этот раз из-под его пера вышла концептуальная работа, выдержанная в оригинальном стиле, соединяющем в себе эстетику симфо-рока и драйв поп-рока в его лучших традициях. Безусловно, "Time" является одной из самых сильных работ группы, если не самой сильной вообще. Мелодии диска - начиная от атмосферного "Пролога" и до патетического "Эпилога" - поражают своей свежестью и разнообразием. Песни перетекают одна в другую, создавая этакий звуковой континуум, а все в целом - бесподобное по своей красоте музыкальное полотно. Футуристический симфо-рок "Twilight/Yours Truly" сменяется известнейшей балладной группы "Ticket To The Moon"; электронный инструментал "Another Heart Breaks" предваряет МакКартни-подобную притчу "Rain Is Falling"; здесь - и пародия на рокабилли ("Hold On Tight") и посвящение Леннону ("21st Century Man"), и милейшая баллада "The Way Life's Meant To Be", и энергичный арт-рок "Here Is the News" - все они выглядят безукоризненно. На мой вкус, на "Time" приходится артистический пик группы, несмотря на высокое качество их остальных работ.
В 1983-м году выходит последний "великий" альбом Electric Light Orchestra - "Secret Messages". Звучание стало несколько более жестким; здесь гораздо больше синтезаторов и гитар, появились блюзовые акценты (как, например, на бесподобной "Loser Gone Wild"), хотя общая стилевая направленность музыки осталась прежней - мощный поп-рок с симфоническими обертонами. Линн снова показал свой выдающийся талант мелодиста, что особенно заметно по заглавной композиции, "Stranger", "Bluebird", да и по остальным тоже. Сделанная по рецептам "Don't Bring Me Down" напристая "Four Little Diamonds" вновь вырывает слушателя из мягкого кресла, ну а вещица "Rock'n'Roll Is King" в очередной раз явила страсть Линна к пародиям.
После выхода альбома группу покинул Келли Гроукатт, и коллектив временно распался. Однако, ненадолго. Музыканты, отдохнув от постоянного диктата Линна, собрались вновь для записи нового альбома - "Balance Of Power" (1986). Диск записывался в формате трио: Бивен отыграл, как обычно, на ударных; на совести Ричарда Тэнди - вся клавишная работа; ну а Линн, помимо вокала, отвечал за гитару и бас. Новый альбом, несмотря на свою лаконичность (всего 34 минуты), нем не менее, содержал все традиционные фишки группы - от мощных симфо-роковых номеров, как, например, "Endless Lies" или "Heaven Only Knows", до пародий на рок-н-ролл ("Send It") и мелодичных баллад ("Without Someone", "Getting To The Point"). Фирменное двоеголосие, несмотря на отстутсвие Гроукатта, тоже не пострадало, в то время как оригинальность таких номеров, как "So Serious" и "Is It Al Right" однозначно свидетельствовала о том, что группе еще есть, что сказать своему слушателю.
Однако, продолжения не последовало. В 1987-м году группы под названием "Electric Light Orchestra" не стало. Бев Бивен ушел работать в AC/DC, а Линн подался в продюсеры, и звучание известнейшего альбома Джорджа Харрисона "Cloud Nine" (1987) - целиком на совести Джеффа Линна, к которому он приложил руку еще и как вокалист, гитарист и композитор (в частности, выступил соавтором изумительной "When We Was Fab").
В 1990-м году Линн выпускает сольник "Armchair Theater", участвует в проекте Traveling Wilburys, а в 1991-м году появляется новость о возвращении группы. Гроукатт, Бивен и Тэнди позвали пару-тройку молодчиков со стороны, чтобы записать откровенно провальный "Moment Of Truth: ELO Part 2". Покатавшись с концертами по Европе и показав его в Москве, группа в очередной раз приказала долго жить.
В 2001-м году Джефф Линн предпринял попытку воссоздать реноме группы, выпустив диск "Zoom" под ярлыком Electric Light Orchestra. Тем не менее, эта творчески несостоятельная работа не шла ни в какое сравнение с классическими работами группы и получила одобрение лишь у фанатичных поклонников группы. В 2006-м году альтернативный состав под названием Electric Light Orchestra Part 2 приезжал в Москву. Без Линна.
Оркестр Электрического Света был расформирован окончательно.
Вот так закончилась история одной из известнейших рок-групп. Можно долго сожалеть о том, что такой замечательной группы больше нет, а можно просто в очередной раз проникнуться их творчеством, послушав любой из их альбомов с Линном - все они просто бесподобны. Группа оставила после себя множество прекрасных дисков и великолепных песен, которые еще долго будут радовать слух и душу любого искушенного в музыке человека.
Свет, который излучает музыка этого Оркестра, не погаснет еще долго.


Дискография:

Electric Light Orchestra:

1971 Electric Light Orchestra (в США издан под названием No Answer)
1973 ELO II
1973 On The Third Day
1974 Eldorado
1974 The Night the Light Went on Long-Beach (концертный)
1975 Face the Music
1976 A New World Record
1977 Out of The Blue (2LP)
1979 Discovery
1980 Xanadu (саундтрек)
1981 Time
1983 Secret Messages
1986 Balance of Power
1986 First Movement (записи 1971 года)
1990 Afterglow (3LP, неизданные материалы 1981-86 г.г.)
1991 Electric Light Orchestra Part 2
2001 Zoom

Джефф Линн:

1988 Handle With Care (в группе Traveling Wilburys)
1990 Traveling Wilburys vol. 3 (в группе Traveling Wilburys)
1990 Armchair Theatre

Мик Камински:

1979 No Case for Alarm
1980 Stop Cloning About
Ронни Джеймс Дио. | Nazareth.
Теги: музыка
Комментарии (1)
Styx # 16 марта 2015 в 16:53 0
Найти на сайте: параметры поиска