Пневмопоезд будущего.

26 августа 2014 - Leonardo

Пневмопоезд будущего.

Сам пассажирский вагон весьма прост: это тонкостенный цилиндр длиной 20 м с опорами для четырех колес. Нагрузка на колесо примерно такая же, как и в современном железнодорожном транспорте. Между собой вагоны соединяются совершенно жестко на штырях, автоматически выдвигающихся из плоских прочных торцовых стенок. Такое жесткое сцепление, не дающее вагонам дергаться из стороны в сторону, возможно лишь потому, что путь необычайно прямой. Наименьший радиус закругления на поворотах — 8 км. Поэтому напряжения, возникающие в стенках вагона, получаются меньше, чем в крыле самолета.

Главная нагрузка на стенки вагона возникает из-за внутреннего атмосферного давления, поскольку грузовое такси Киев движется в разреженном воздухе. Напряжения в цилиндрической оболочке вагона получаются при этом столь небольшими, что достаточно сравнительно тонкого листового металла. Силовая конструкция нужна лишь в местах крепления дверей и колес. В конце и в начале каждого поезда — ведущие вагоны. В каждом из них к внешней торцовой стенке, в которой сделан аварийный выход, примыкает герметизированный отсек, отделенный от салона воздушным шлюзом. Здесь находится автомат, способный заменить машиниста, аккумуляторы и электродвигатели для передвижения в случае аварии и на станциях, батареи, генераторы, телефоны, кондиционеры и т. д. Пройдя чистый и тихий зал ожидания, пассажир через дверь, напоминающую дверь современного лифта, сразу попадает внутрь вагона: цилиндрический салон диаметром 290 см, в котором размещаются 64 кресла авиационного типа, и помещение для багажа.

Двигаясь по инерции, поезд сжимает воздух перед собой до атмосферного давления и как раз в это время достигает станции назначения.

Здесь немедленно открывается клапан путевой трубы, который, пропустив поезд, сразу же захлопывается. Если пренебречь потерями на утечку воздуха между поездом и трубой и потерями на трение качения, то окажется, что поезд совершил поездку, не затратив никакой энергии. В трубе за ним — снова такое же разрежение, как и в начале пути. Выходит, компрессорные станции нужны лишь для компенсации сравнительно небольших потерь. Какой разительный контраст с обычными наземными средствами транспорта, расточительно расходующим энергию Движения на вихреобразование и нагрев тормозов!

Еще более удивительные достоинства перевозки Киев пневмотранспорта обнаруживаются при вычислении развиваемой им тяги. В самом деле, атмосферное давление, действующее на вагон диаметром около 3 м, создает тягу в 70 т! Даже при скорости 80 км/ч это эквивалентно тяге нескольких мощных локомотивов. Но такую же тягу атмосферное давление может создавать и при скорости поезда 320 км/ч, что эквивалентна уже 70 тыс. л. с. А на пневмотранспорте с такой титанической работой управляются всего четыре электрокомпрессора суммарной мощностью 10 тыс. л. с. Секрет этого удивительного свойства прост: поезд ускоряется всего 2 мин, а компрессоры работают более или менее постоянно, постепенно накапливая энергию, которая будет потом высвобождена за короткое время. В сущности, такой пневмопоезд не что иное, как уникальной длины катапульта, позволяющая разгонять пассажиров с легко переносимым ускорением.

Как только мысль о том, что можно строить вакуумиро- ванные тоннели, перестала устрашать инженеров, идея «самокатной дороги», предложенная А. Родных, заиграла новыми, еще более яркими красками. Ведь разгон и торможение поезда можно осуществить не только расширением и сжатием воздуха. Достаточно вакуумированный тоннель сделать сначала уходящим вглубь, а потом снова поднимающимся наверх. В таком своеобразном подобии всем знакомого маятника поезд сначала будет разгоняться, скатываясь вниз, а потом замедляться, поднимаясь вверх. При путешествии в вагоне «самокатной дороги» пассажирам не придется испытывать неприятных ощущений от непрерывного действия ускорений, ибо силы, возникающие при ускорении и замедлении, в сочетании с наклонным полом вагона создадут ощущение неподвижности. Пассажиры смогут спокойно стоять, ходить, пить воду. Только в низшей точке, где спуск переходит в подъем, люди испытывают кратковременную и незначительную перегрузку.

Автор Никита Дубина.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!