Boney M.

Автор: Styx
Опубликовано: 97 дней назад (20 апреля 2021)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 4 раза — последний 20 апреля 2021
0
Голосов: 0


История создания и состав.
Ключевой фигурой в биографии группы был Фрэнк Фариан.

При рождении будущий продюсер «Boney M.» получил имя Франц Ройтер, но в молодости на волне увлечения американским рок-н-роллом сменил его на псевдоним. К моменту создания знаменитого квартета Фариан уже заработал опыт формирования и ведения деятельности коллективных проектов, но о запуске новой группы не думал. Его интересовало собственное творчество и эксперименты с только зарождавшимся стилем диско. Итогом одного из опытов стала запись в декабре 1974 года композиции «Baby Do You Wanna Bump?». В основу танцевального хита легла популярная на Ямайке мелодия «Al Capone». Немецким слушателям песня тоже пришлась по душе, и на Boney M. – такой псевдоним взял Фариан – посыпались приглашения выступить на концертах и в телеэфире. Для «живого» исполнения Фрэнк решил собрать группу. В первый набор попала лишь одна из участниц будущего «золотого состава». Это была 24-летняя Мэйзи Ульямс.

Родившись в Индии, в детстве вместе с семьей переехала в Англию, где в юности пела в группе «Black Beautiful People» и работала в модельном бизнесе. В проекте Фариана первоначально выступала только как танцовщица. В дальнейшем стала вокалисткой, которую задействовали только во время выступлений: в работе на студии Мэйзи не участвовала. Первый состав, помимо Уильямс, включал Шейлу Бонник и двух танцоров, работавших под псевдонимами Натали и Майк. Уже через несколько месяцев после первого выступления Фариан заменил троих участников группы. Их место заняли Марсия Баррет и Клаудия Бэрри. В том же 1975 году в составе коллектива появился и Бобби Фаррелл.

Поскольку вокальными данными он не располагал, мужские партии в композициях «Boney M.» записывал Фариан. Годом позже квартет покинула Бэрри. Место главной вокалистки заняла уроженка Ямайки Лиз Митчелл. В детстве ее семья переехала в Великобританию, где девочка получила возможность брать уроки вокала. Выступать Митчелл начала в 17 лет, а к 24 годам, когда Лиз попала в поле зрения кастинг-агента Фрэнка Фариана, артистка успела набраться опыта в группах «Les Humphries Singers» и «Malcolm’s Locks». Пять лет знаменитый квартет существовал в «золотом» составе, однако в 1981 году Фаррелл предпочел заняться сольным творчеством. Фариан использовал ситуацию, чтобы повысить вокальный уровень ансамбля. К «Boney M.» присоединяется профессиональный певец из Великобритании Рэджи Цибо. Поклонники диско-коллектива, однако, не принимают замену, и в 1984 году Фрэнк вынужденно возвращает Бобби. С этого времени и до распада группы в 1986-м «Boney M.» действует как квинтет.

Периодические воссоединения на концертах подтолкнули музыкантов к мысли о возрождении коллектива. В 1989-м было объявлено о возвращении «Boney M.», но теперь под этим брендом выступали только Митчелл и Цибо. Фариан поддержал идею и помог дуэту выпустить сингл «Stories». В 1990 году группа распалась окончательно.

Музыка.
Узнаваемые по сей день хиты «Boney M.» «Daddy Cool» и «Sunny» вышли уже на дебютной пластинке коллектива в 1976 году («Take the heat off me»).
Здесь же была и композиция «Babby Do You Wanna Bump», с которой началась история ансамбля. Присутствовал и кавер на песню Боба Марли «No Woman, No Cry». Релиз обеспечил музыкантам успешный старт, а год спустя достижение закрепила вторая пластинка «Love For Sale». На ней были изданы песни «Ma Baker» и «Belfast». Альбом завоевал статус платинового в Германии и золотого в Голландии и Великобритании.
Вокальные партии для обеих пластинок записывали только Лиз Митчелл и Марсия Баррет, мужской голос в композициях принадлежит Фрэнку Фариану.


Не изменилось это и при работе над третьим альбомом «Nightflight to Venus», ставшим самым успешным в дискографии немецкого коллектива. Стиль диско здесь сочетается с социальной и исторической тематикой текстов, что свойственно, скорее, року, чем поп-композициям. Яркий пример – песня «Rasputin», в мелодике которой используются мотивы русского фольклора.
В год выхода своего лучшего диска «Boney M.» отправилась на гастроли в СССР, став первым западным коллективом, для которого было сделано исключение в период «железного занавеса». Артистам даже разрешили снять клипы на Красной площади. Перед Кремлем была отснята и часть фильма-концерта о знаменитом квартете, который показали по центральному телевидению весной 1979 года. В том же году уже ставшие легендой стиля диско музыканты презентовали четвертую пластинку. «Oceans of Fantasy» также оказалась успешной, во многом благодаря представленным на ней хитам «Gotta Go Home» и «Bahama Mama».
Пятая пластинка, названная «Boonoonoonoos», что в переводе с языка Карибов означает «счастье», особого счастья музыкантам как раз не принесла. Разве что Бобби Фарреллу, дебютировавшему в качестве вокалиста. Его голос звучит в песне, по которой назван альбом. Композиция заняла первое место в испанском чарте, но не попала в британский рейтинг. В Германии продажи релиза оставались высокими, но 16 место в хит-параде сигнализировало о спаде в творчестве квартета.
Песня «Sunny» группы «Boney M.»
До окончательного распада в 1986 году группа выпустила еще три альбома, но и они не смогли вывести коллектив на вторую волну успеха. Немного нового материала было записано Лиз Митчелл и Рэджи Цибо в 1989-м, когда предпринимались попытки реанимировать группу. Впоследствии «Boney M.» неоднократно воссоединялись ради разовых телепроектов и концертов, на которых исполняли самые известные свои песни.

«Boney M.» сейчас. Право на использование имени группы принадлежит сейчас Лиз Митчелл. Певица гастролирует с другими музыкантами, исполняя композиции легендарного коллектива. Уильямс и Баррет выступают сольно, причем каждая использует собственный музыкальный материал. Персональной карьерой после распада «Boney M.» занялся и Бобби Фаррелл, но в 2010 году он скончался в ночь после выступления на частной вечеринке в Санкт-Петербурге. Работники отеля вскрыли двери и обнаружили тело артиста. Следователи назвали причину смерти звезды - остановка сердца. Фрэнк Фариан продолжает заниматься музыкой. В 2017 году он презентовал альбом «World Music for Christmas», композиции которого основаны на национальных мелодиях разных стран. В записи приняла участие и Лиз Митчелл.

Дискография.
• 1976 – «Take the heat off me»
• 1977 – «Love for sale»
• 1978 – «Nightflight to Venus»
• 1979 – «Oceans of fantasy»
• 1981 – «Boonoonoonoos»
• 1981 – «Christmas Album»
• 1984 – «Ten Thousand Lightyears»
• 1985 – «Eye Dance»
Клипы.
• 1976 – «Sunny»
• 1976 – «Daddy Cool»
• 1978 – «Rasputin»
• 1978 – «Rivers Of Babylon»
• 1979 – «Bahama Mama»

https://www.youtube.com/watch?v=9_T3x8qBoic

Ученые считают, что внутри Земли спрятано нечто внеземное. | Марк Солонин.
Теги: музыка
Комментарии (2)
Styx # 20 апреля 2021 в 12:16 0

Франк Фариан (нем. Frank Farian (в русскоязычных СМИ также распространена англоязычная транскрипция Фрэнк Фариан), настоящее имя - Франц Ройтер (нем. Franz Reuther)) (род. 1941) - немецкий музыкант, певец, композитор, поэт, музыкальный продюсер. В настоящее время работает и проживает в США (Майами, штат Флорида).
В конце 1974 Франк Фариан, экспериментируя в студии Europa Sound Studios в Оффенбахе (граничит с городом Франкфурт-на-Майне), записывает необычную композицию Baby Do You Wanna Bump?, основанную на ямайской мелодии Al Capone, известной с начала 60-х, и публикует её под псевдонимом Boney M., по имени героя популярного тогда австралийского детективного сериала. В ней он использовал исключительно свой собственный голос, записав на многоканальный магнитофон как мужскую, так и женские партии. В интервью телеканалу MDR Фариан сказал, что может петь как фальцетом, так и глубоким басом.
Неожиданный успех и поступившие приглашения на выступления загадочной группы по телевидению заставили его с помощью кастинг-агента Кати Вольф (Katja Wolf), набрать коллектив, состоящий из выходцев с Карибских островов и организовать концертные туры. На первом этапе состав трижды претерпевал изменения, но всегда по формуле 3+1. Окончательно состав был сформирован в 1976 году. В него вошли вокалистки с Ямайки, живущие в Европе, Лиз Митчелл (Liz Mitchell) и Марсия Баррэтт (Marcia Barrett), а также танцовщики, выходцы с Малых Антильских островов Мэйзи Уильямс (Maizie Williams) и Бобби Фаррэлл (Bobby Farrell), также обосновавшиеся в Европе.
Квартет получил феноменальную популярность во всём мире, кроме США, где успехи группы были скромнее. В 1978 году Boney M. «прорвали железный занавес», посетив тогдашний СССР. Артисты прибыли в Москву с личного разрешения Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. В Лондон был направлен специальный самолёт, чтобы доставить в советскую столицу артистов и их 11-тонный багаж. Кроме того, в Москву прилетела большая группа западных журналистов, чтобы освещать эти сенсационные гастроли. Впервые в истории СССР западной поп-группе мирового уровня была предоставлена возможность дать 10 шоу в престижном концертном зале «Россия» (ГЦКЗ "Россия") в декабре 1978, а также отснять материал для видеоклипа Mary’s Boy Child на Красной площади. По «историческим соображениям» песня Rasputin была запрещена к исполнению. Как признались артисты группы в одном из телеинтервью, советским партийным функционерам не понравились последние слова песни «Oh, those russians…» («ох уж эти русские»), которые были признаны «неполиткорректными».
Приезд Boney M. в Москву вызвал настоящий ажиотаж. Стоимость билетов на «чёрном рынке» достигала трёх среднемесячных зарплат советского квалифицированного рабочего. Фирма «Мелодия» выпустила диск группы тиражом в 100 тыс. экземпляров., который мгновенно стал дефицитным товаром. В магазинных очередях нередко возникали драки за право обладания альбомом Boney M. Спекулятивная цена диска на чёрном рынке возрастала в 10-20 раз.
1978 год принёс Boney M. массу наград индустрии звукозаписи за рекордные тиражи. Коллектив попал в Книгу рекордов Гиннеса. В том же году артисты удостоились аудиенции у королевы Великобритании Елизаветы Второй, а Франк Фариан был признан лучшим продюсером и получил высшую музыкальную награду Британии — Carl Alan Award. В Германии суперхит группы, Rivers Of Babylon, до сих пор остаётся абсолютным лидером по длительности пребывания на пике чарта (№ 1 в течение 17 (!) недель).
В 2007 году канал RTL проводил специальный 3-часовой телемарафон, где выявлялся самый значительный диско-хит из когда-либо появлявшихся в TOP 40 Германии. N1 оказался «Daddy Cool» в исполнении Boney M. До сих пор рекорд группы (35 недель в TOP 50, из которых 12 недель — N1), установленный в 1976 году в этой стране, не смог преодолеть ни один исполнитель танцевальной музыки. [3] В феврале 2009 тот же телеканал RTL показал телешоу, где на основе позиций в мировых чартах выявлялся самый успешный музыкальный экспорт Германии за всю историю. И вновь Boney M. оказались N1. Как было отмечено в программе, протеже Франка Фариана имели на родине поп-музыки, Англии, больше TOP10-хитов, чем вместе взятые претенденты, занявшие 2 и 3 места. Кроме того, Фариан был назван самым успешным продюсером в истории Германии. Сразу 4 его проекта (La Bouche, No Mercy, Milli Vanilli и Boney M.) вошло в итоговый чарт RTL.
По некоторым оценкам, легальные тиражи альбомов и синглов Boney M. превысили 200 миллионов копий, в то время как сам продюсер заявляет о 150 миллионах (без учёта компиляций). Количество нелегальных копий, выпущенных во всём мире, оценивается, как минимум, ещё в 300 миллионов.
В ноябре 2012 британская статистическая служба The Official Charts Company по случаю своего 60-летнего юбилея обнародовала данные о продажах самых популярных синглов и отдельных треков в истории Великобритании. Boney M. оказались единственной поп-группой, которая имеет два хита в TOP10 всех времён (N6 с «Rivers of Babylon» и «Brown Girl In The Ring»). Кроме того, в TOP 20 вошло ещё два сингла, к производству которых был непосредственно причастен Франк Фариан. Это Boney M. (N11 с «Marys' Boy Child/Oh My Lord») и Stevie Wonder (N12 с «I Just Call To Say I Love You»). Таким образом Фариан является единственным музыкальным продюсером, имеющим в британском TOP 20 всех времён сразу 4 хита.
28 марта 2015 на телеканале ZDF состоялось чествование группы Boney M. как самого успешного проекта в истории германской звукозаписывающей индустрии и вручение группе бриллиантового диска в связи с продажей более 150 миллионов звуконосителей, а также в связи с 40-летним юбилеем. . 27 марта 2015 компания Sony Music совместно с рекорд-лейблом Фариана MCI выпустила беспрецедентное по размаху юбилейное издание Boney M. DIAMONDS в трёх различных версиях: 3CD, 3DVD и Delux-коробка под названием FAN BOX (3CD+DVD+LP+футболка+набор стикеров). Уже на следующий день после выпуска релиз попал в европейские чарты iTunes TOP100 Albums, а через две недели юбилейное издание достигло TOP20 в национальных чартах Германии и Австрии, а также TOP30 в Швейцарии. 5 мая 2017 Sony Music начала переиздание на виниле студийных альбомов Boney M. В этот день в продаже появились первые 3 LP-альбома группы. 7 июля 2017 вышли остальные виниловые репринты, а также подарочная коробка "Boney M. Complete", содержащая все 9 LP-альбомов. В тот же день Sony Music Entertainment выпустила 2CD-компиляцию "Boney M. & Friends", где собраны лучшие хиты Boney M. и других наиболее успешных проектов Фариана. 10 ноября 2017 года, после 32-летнего перерыва, рекорд-лэйбл Фариана MCI и Sony Music выпустили новый студийный альбом под маркой Boney M. feat.Liz Mitchell and Friends, который получил название "Worldmusic for Christmas" и посвящён празднованию Рождества.
В ноябре 2019 британский рекорд-лэйбл Crimson выпустил по лицензии Sony Music новую 3CD-компиляцию Boney M. GOLG, куда, помимо известных в Соединённом Королевстве хитов, также вошли их современные ремиксы от известных Ди-Джеев.
Styx # 20 апреля 2021 в 12:21 0

Stefan Klinkhammer: генеральный конструктор саунда Boney M.

История Boney M. будет неполной без упоминания ещё одной ключевой фигуры проекта: музыканта и аранжировщика Штэфана Клинкхаммера (Stefan Klinkhammer). Вместе с Фрэнком Фарианом он создал тот самый эксклюзивный саунд, который очаровал слушателей по всему миру. Звук, который объединил людей различных рас, языков, возраста и пола. И хотя Boney M. считаются легендами эпохи disco, их музыка никогда не была исключительно "дискотечной". Группа использовала широкий арсенал музыкальных средств и элементы таких направлений как рэггей, соул, рок и поп. Штэфан Клинкхаммер обладал талантом аккумулировать идеи Фариана и воплощать их потенциал в будущих хитах Boney M.
Внимательный слушатель может обнаружить в каждой композиции коллектива утончённую работу аранжировщика, который создавал выразительную полифоническую гамму, где не было ничего лишнего, а сами мелодии наполнены красотой, теплом и гармонией.
Штэфан Клинкхаммер родился 26 июля 1935 года в немецком городе Кобленц и с детства мечтал стать мастером в исполнении классической музыки. Ему хотелось играть произведения таких великих композиторов как Моцарт, Шопен, Бетховен, Гершвин... Именно поэтому родители отправили его учиться в музыкальную академию. Однако воплощению заветной мечты внезапно пришёл конец, когда в течение 11 дней молодой человек потерял обоих родителей.
На втором году обучения ему пришлось пойти работать, чтобы оплачивать своё пребывание в академии. Но вскоре он понял, что совмещать работу и учёбу практически невозможно. Да и заработанных денег едва хватало чтобы оставаться на плаву.
Следующие 11 лет он гастролирует с джазовыми биг-бэндами по всей Европе с одной мыслью: скопить достаточно денег чтобы завершить обучение. Но этого не произошло и судьба распорядилась иначе.
В 1972 году Штэфан приезжает в Саарбрюкен (город на юго-западе ФРГ), где встретился с Фрэнком Фарианом, который тогда был местной звездой. Вскоре они объединили свои усилия и занялись продюсированием. В течение нескольких последующих лет они имели умеренный успех, пока Фариан не стал N1 в популярном телешоу Hitparade, где исполнил собственную кавер-версию американского хита "Rocky". С этого момента началось их восхождение на музыкальный Олимп. Остальное уже история...

Эксклюзивное интервью с аранжировщиком Boney M. Штэфаном Клинкхаммером (1999 год).

Вы имеете непосредственное отношение к успехам всех больших хитов: "Rivers of Babylon", "Belfast", "Mary's Boy Child" и т.д...

Клинкхаммер: Да, я работал над ними.

Как можно охарактеризовать работу аранжировщика?

Клинкхаммер: Обычно продюсер выбирает мелодию какого-либо композитора, имея свой собственный взгляд на то, как именно она должна звучать. Тогда он обращается к аранжировщику и обсуждает с ним вопросы относительно воплощения своих замыслов. После этого аранжировщик определяет состав инструментальной группы и решает как должны звучать ударные, духовая секция, струнные и т.д.
Затем он направляется вместе с отобранными музыкантами в студию и записывает каждую партию на отдельную звуковую дорожку. И если потом выясняется что продюсер или композитор планировали несколько иное звучание, всегда имеется возможность что-то переделать. Запись производится многократно и выбирается наилучший вариант.

Так вы и работали в Фрэнком Фарианом?

Клинкхаммер: Да, именно так.

Музыкальные критики часто называли звучание Boney M. "тривиальным и синтетическим". Как вы реагируете на такую критику?

Клинкхаммер: "Синтетическое звучание" - это, конечно, слишком громко сказано. На всех записях, к которым я был причастен как аранжировщик, мы никогда не использовали синтезаторы, за исключением тех редких случаев, когда они звучали в фоновом режиме, создавая определённую тональность в песне. Обычно мы использовали только живые инструменты. Возможно музыкальные критики ошибочно определяли наше звучание как "синтезаторное" из-за того, что в эпоху disco ритм был монотонен и простоват. Но это закон жанра, который призван заставлять людей танцевать в дискотеках.

И что бы вы могли ответить критикам Boney M., которые пеняли на то, что они делали "тривиальную музыку"?

Клинкхаммер: Что ж, современная поп-музыка, например немецкие шлягеры, вряд ли лучше. Boney M. были большим развлечением и, что безусловно, оказали влияние на музыкальный бизнес. А для людей, которые ориентированы на "серьёзную" музыку, имеется широкий выбор в этом сегменте.

У Вас были кумиры в чёрной музыке, которые вдохновляли Вас во время работы для Boney M.?

Клинкхаммер: Прежде чем я начал работать с Фрэнком Фарианом, я гастролировал 11 лет от Италии до Финляндии, играл в различных группах. Мы исполняли не только собственный материал, но и хиты того времени: песни из репертуара Commodores, Temptations и других известных артистов музыкального лэйбла Motown. Я хотел бы отметить, что перенял кое-что от звука Motown, используя это во время работы с одной из первых германских диско-формаций SILVER CONVENTION. Были некоторые работы в стиле фанк... Сильвестер Левай, композитор и аранжировщик SILVER CONVENTION, написал тему, используя элементы джазовой музыки для струнных, которую я очень любил, потому что я большой поклонник джаза.

А у Вас тогда были идолы, которые, возможно, повлияли на вашу дальнейшую работу?

Клинкхаммер: Сэмми Нэстико, который делал много аранжировок для Каунт Бэйси. Также кумиром для всех аранжировщиков был Гил Эванс (Miles Davis), который привнёс новый колорит в джазовую музыку. От поп-сцены не было никого, за исключением, может быть, упомянутого Сильвестера Левая из SILVER CONVENTION.

Вам пришлось оставить музыкальную академию...

Клинкхаммер: Да, это произошло по причине моих личных несчастий. Иногда не знаешь в какую сторону повернёт судьба, в лучшую или в худшую. Ситуация была очень грустной: в течение 11 деней погибли мои родители. Это было в 1957 году. Я пытался продолжать учёбу, но не был в состоянии её оплачивать. Сначала я пытался работать неполный день и посещать академию, но из этого ничего не вышло. И когда я получил возможность играть на пианино в танцевальном оркестре, я воспользовался подвернувшимся случаем... Тем неменее я планировал вернуться к продолжению обучения года через два ... хотя сейчас я в музыкальном бизнесе уже более 50 лет (улыбается).

Таким образом Вы играли в разных группах в течение 11 лет, а затем оказались в Саарбрюкене, где встретили Фрэнка Фариана... И с ним вы сделали карьеру...

Клинкхаммер: Ну, это случилось не сразу. Мы нащупали верный путь спустя два года после довольно трудных поисков. Первый успех пришёл к Фрэнку Фариану с Benny (Benny - протеже Фрэнка Фариана) с его хитом "Amigo Charly Brown" и немецкоязычного кавера Labell "Voulez-Vous coucher avec Moi (Lady Marmalade)" в исполнении Gilla, а затем пришёл первый хит N1 для Фрэнка Фариана как исполнителя суперслезливой саги "Rocky". И на гребне этого успеха он, наконец, смог заняться продюсированием того, чем был одержим так долго: чёрной музыкой. И он самостоятельно записал сингл под названием Boney M., где исполнил все вокальные партии. Песня была разделена на 1 и 2 части и продолжалась, в общей сложности, 8 минут, используя одну гармонию. Поначалу пластинка лежала мёртвым грузом в магазинах, пока, наконец, не стала небольшим хитом в Голландии. И тогда они захотели увидеть, кто же такие Boney M...

И тогда пришёл реальный успех с первым альбомом, а затем появилась группа ERUPTION...

Клинкхаммер: Да, хотя Фрэнк Фариан не так уж много времени уделял ERUPTION, а нанял для работы с ними нескольких людей из Bellaphon, которые стали работать на его продюсерскую компанию (FAR Music - ред.). Для меня, в то время, было очень много работы. Так много, что почти не было возможности уделять внимание звёздам немецких шлягеров, которые были заинтересованы в моих аранжировках. Я пришёл к успеху в качестве аранжировщика Boney M.

Какими песнями Вы больше всего гордитесь?

Клинкхаммер: "Sunny" - эта песня стала хитом, в основном, за счёт аранжировки. Она доказала мою состоятельность как универсального аранжировщика. Я получил результат, используя минимальное количество исполнителей и музыкантов.

На что вы обращали особое внимание, когда работали над каверами старых песен, таких как "Sunny"?

Клинкхаммер: "Sunny" представляет собой особый случай. Фрэнк предоставил мне полную творческую свободу и не вмешивался на разных этапах. Он просто слушал получившиеся версии и, в итоге, выбрал ту, которая ему понравилась больше всего.

Есть ли у вас другие любимые песни Boney M., подобно "Sunny"?

Клинкхаммер: Мне нравятся "Oceans of Fantasy", "Nightflight to Venus", а также, хоть и не мной аранжированная, "Ride to Agadir". Правда трактовка этой песни в исполнении Boney M. несколько витиевата...

Как Вы думаете, заметил бы кто-нибудь Boney M., начни они свою карьеру в наши дни с песни "Baby Do You Wanna Bump?"

Клинкхаммер: "Baby Do You Wanna Bump?" не был настоящим хитом. Но, как мы видим, сегодня все эти новые ремиксы, рэп и электронные эффекты, добавленные к оригинальной записи, могут работать. В таком случае Boney M. вполне может быть жизнеспособным сегодня.

Тенденцией в 90-е годы было техно, живые инструменты практически не используются. Как вы думаете, имеются ли сегодня предпосылки к тому, чтобы вернуться к "живому" звучанию, или это уже осталось в прошлом?

Клинкхаммер: Я действительно надеюсь на это, хотя и не вполне уверен. Я пропустил в 80-х тенденцию к использованию синтетического звука. Но слушая сегодня, например, хиты Шэр, можно подумать что они были записаны в середине 70-х, хотя они произведены с использованием компьютерных технологий. Это тот случай, когда музыка производится, используя программное обеспечение с массивом сэмплов записей "живых" инструментов. Это обходится гораздо дешевле чем раньше, когда приходилось оплачивать работу 20 реальных музыкантов и каждому из них выплачивалось вознаграждение, составляющее, в общей сложности, по 600 долларов в день.
Так что сегодня даже подвальные студии могут достичь приемлемого результата, по крайней мере, в производстве демо-трэков.

В конце 70-х кто-то спросил Вас, может ли компьютерное звучание вытеснить живое. И ваш ответ был абсолютно ошибочным...

Клинкхаммер: Да, это правда, определённо случился конфуз (смеётся). Тогда я сказал что не могу себе представить, что сочетание компьютеров и живых инструментов может увенчаться успехом. Вместе с тем, кое-где вторжение компьютеров было минмальным. Сегодня живое исполнение можно встретить в кино, хотя, порой, оно может быть обогащено искусственным звуком. В коммерческой музыке основная доля производится компьютерным способом... Однако многие сэмплы всё-равно ассоциируются с оркестром, и, возможно, это даёт определённую надежду что музыка с использованием живых инструментов будет производиться чаще.

Если бы можно было повернуть время вспять, что бы Вы сделали по-другому?

Клинкхаммер: Я бы не стал менять слишком много и также сделал бы упор на аранжировку. Я записал и аранжировал в одном только 1978 году 135 композиций. Люди полагали, что раз я был аранжировщиком Boney M., то их музыка автоматически обречена стать хитом. Но это было абсолютным просчётом, потому что для создания хита нужно нечто большее чем просто хорошая аранжировка. Я также хотел бы чуть больше сосредоточиться на сочинении музыки и уделить больше внимания синтезаторам, когда пришло их время.

В 1978 году Вы были награждены платиновым диском за работу над альбомом "Love for Sale", что очень нетипично в случае с аранжировщиком...

Клинкхаммер: Да, это действительно было весьма нетипично. Я был очень взволнован тем фактом, что Фрэнк добился того, чтобы здесь, в Германии (не знаю как обстоят с этим дела в других странах), аранжировщик получил "платину". Я не знаю никакого другого аранжировщика, у которого бы гостиную украшал собственный платиновый диск. Я действительно был очень тронут таким признанием моих трудов. И тогда, конечно, эта новость разлетелась по всей стране, что принесло мне уйму работы.

Как Вы думаете, почему такая песня как "Ma Baker", имеющая прямой отсыл к реальным событиям в США, не стала там большим хитом ?

Клинкхаммер: Да, Boney M. не были большим хитом в США. Недавно я разговаривал с несколькими американскими друзьями, и они вспомнили только "Daddy Cool", что удивительно. Я полагаю что Boney M. не слишком ротировались на американских радиостанциях. С коммерческой точки зрения, ни один трэк Boney M. не стал там настоящим хитом...

Кроме "Rivers of Babylon"...

Клинкхаммер: "Babylon"... да, может быть вы правы. Фрэнк не слишком упирал на то, чтобы продвинуть Boney M. в Америке. Похоже что для него был важнее феноменальный успех в Европе, а также в Азии и Африке. И, я думаю, американцам было вполне достаточно собственной диско-музыки.

В своё время Boney M. славились производством прекрасных мелодий... Они опередили своё время, создав такое понятие как высококачественное продюсирование, не так ли ?

Клинкхаммер: Если вы имеете ввиду современных продюсеров, я не могу сказать о них ничего определённого. Но что я доподлинно знаю, так это то, как работал Фрэнк. Он постоянно всё переделывал, долго возился с каждым звуком. Нервные менеджеры стояли в дверях и говорили что пора успокоиться, первый же прессинг достиг золотого и платинового статуса, всё идёт прекрасно и пора переходить к следующей работе. Но он на них не обращал внимания и продолжал сидеть целыми днями за микшерным пультом, всё улучшая и улучшая запись, пока она не начинала звучать идеально. И моих коллег особенно умилял тот факт, что, благодаря его поискам, партия ударных Boney M. зазвучала по-особому (чего не понимали, вероятно, при первом прослушивании): очень кратко и динамично. Всё это, в конечном итоге, способствовало тому, что песни становились хитами.

Считаете ли Вы что музыка Boney M. оказывает влияние на международную музыкальную сцену ?

Клинкхаммер: Нет, не совсем. Они были довольно уникальны и я не помню какой-либо группы, которая пыталась копировать их. Мне кажется что Фрэнк поступил очень правильно, что каждый следующий трэк звучал не как первый большой хит "Daddy Cool". "Sunny" уже был чем-то совершенно другим. Потом похожим на "Daddy Cool" была "Ma Baker", но далее следовал совершенно другой "Belfast". Это вообще не было disco. И "Rivers of Babylon" были чем-то совершенно особым. Так что всегда предлагалось что-то новое, весьма отличное от предыдущего. Хиты N1 никогда не были похожи один на другой.

Когда-то Вы даже выезжали на гастроли вместе с Boney M. в качестве концертмейстера...

Клинкхаммер: Концертмейстер - не очень правильное определение. Это не то, как принято считать в классической музыке (смеётся). Скорее как директор по музыкальной части. Кроме того, это был не тур, а неделя, в течение которой мы дали 10 концертов в Сан-Сити (ЮАР). Там были живые выступления, без использования фонограммы. Инструментальная группа состояла из замечательных британских музыкантов.

В прессе ходили слухи что из четверых участников только Лиз и Марсия пели, остальное было записано Фарианом... в этом есть доля правды ?

Клинкхаммер: Женские голоса принадлежат Лиз и Марсии, хотя Лиз исполнила большую долю сольных партий, а Марсия пела менее танцевальные вещи, такие как "Belfast" или "Never Change Lovers...", то есть менее "попсовые". Работой Бобби являлось визуальное представление, особенно его знаменитый "танец змеи". Мэйзи также была нанята из-за её великолепной внешности и неповторимого танцевального стиля.

Но Фрэнк Фариан также был одним из ведущих вокалистов, в чём мы можем убедиться по "Oceans of Fantasy", "Bye Bye Bluebird" или "Ship Ahoy" ?

Клинкхаммер: Да, это верно, уже с первой записи ("Baby Do You Wanna Bump?"). Всё это, собственно, был Фариан. Как и в "Daddy Cool", после чего его стали упоминать как "Крутого папашу" (смеётся).

Тогда критики представляли Boney M. как "марионеток" Фрэнка Фариана, а затем появились MILLI VANILLI... Но сегодня, кажется, это считается нормальным видом музыкального производства... Как Вы думаете, это приемлемо с моральной точки зрения?

Клинкхаммер: Да, если продюсер не делает из этого секрета. Boney M. был собственным проектом Фрэнка Фариана, и он видел его как собственный инструмент, где только Мэйзи и Бобби не пели на записи в студии, за редким исключением. С другой стороны, он (Фрэнк Фариан) скрыл тот факт что MILLI VANILLI не пели, а рассказал об этом только после того как они получили Grammy. И тогда взорвалась бомба. Но в случае с Boney M. никто его ни в чём не упрекал.

Что Вы скажете по поводу попытки Фрэнка Фариана вернуть Boney M. в виде новой команды "визуальных артистов" ? (имелся ввиду проект Boney M. 2000 - ред.)

Клинкхаммер: Ещё предстоит увидеть что это такое, но я скептически отношусь к этому и он вряд ли с ними преуспеет.

Потому что Boney M. уже накрепко ассоциируются с теми четырьмя людьми, которых все знают по обложкам дисков и телевизионным выступлениям ?

Клинкхаммер: Не только поэтому. Я просто не уверен что новые ремиксы со всеми этими электронными ДиДжейскими "примочками" реально добавят что-то хорошее старым хитам. Единственным исключением может быть "Ma Baker", которая, по крайней мере, попала в середину немецких чартов.

Вспомните что-нибудь о Вашей работе с пятью оригинальными участниками (в том числе Рэджи Цибо).

Клинкхаммер: Я только могу сказать, что мои отношения со всеми пятью участниками были сердечными. Они всегда давали понять, что благодарны мне, что я, вероятно, своей работой также способствовал их успеху. Лиз однажды посетила меня на одной частной радиостанции, где я работал музыкальным редактором. И мы долго общались с ней, вспоминая золотые времена. Я также имел контакты с Марсией, и в последнее время мы общаемся, что меня радует. Рэджи, к сожалению, так и не смог полноценно заменить Бобби, не было у него той ауры и "химии", как у Бобби, когда тот появлялся на сцене вместе с тремя девушками. Я помню что во время наших концертов в Сан-Сити он проводил большую часть времени с нами, музыкантами, а не с группой. Когда Марсия давала интервью и ей задали вопрос: "Что было самым печальным моментом в истории Boney M.?", она ответила что таким моментом было увольнение Бобби по настоянию Фариана. Но у меня только положительные воспоминания о Рэджи. Он невероятный музыкант и очень отзывчивый человек.

**********************************************************************

Но есть один вопрос, который можно сформулировать так: "что появилось раньше: курица или яйцо ?". Стали бы Boney M. звёздами без неоценимого вклада Клинкхаммера? Был ли он единственным, кто причастен к созданию саунда Boney M.? Вопрос, на который нет однозначного ответа. И Штэфан Клинкхаммер слишком скромный человек, чтобы признаться в этом, даже если это было бы правдой. Как бы то ни было, влияние его творчества, безусловно, является важным. В самом деле, впервые в истории музыкальной индустрии Фрэнк Фариан добился того, чтобы его аранжировщику вручили платиновый диск за альбом "Love for Sale" в 1978 году. И это было адекватной оценкой работы Штэфана.
Помимо Boney M. он делал аранжировки и для других артистов Фариана (Benny, Gilla, ERUPTION, Precious Wilson), а также целого ряда немецких исполнителей.
Работой с солисткой SILVER CONVENTION Пэнни Маклин (Penny McLean) он доказал, что способен сочинять популярные хиты. В последние годы Штэфан Клинкхаммер жил вместе со своей женой Хайдрун недалеко от Мангейма, где он работал в течение нескольких лет в качестве музыкального редактора частной радиостанции. Любовь Штэфана к джазовой музыке свела его и ещё двух музыкантов вместе, чтобы сформировать в 80-х годах коллектив под названием "Трио Штэфана Клинкхаммера", где они играли классические джазовые хиты, а также собственные композиции. Штэфан любил музицировать в кругу друзей и вспоминать разбитную молодость, когда он колесил по миру. До последнего момента он продолжал работать с различными исполнителями и получал удовольствие от размеренной жизни без стрессов, которые сопровождали его во времена триумфа Boney M.
Штэфан Клинкхаммер скончался 31 марта 2001 года от рака лёгких. Он похоронен на кладбище города Саарбрюкен.
Найти на сайте: параметры поиска