Легенда №17.

Автор: Styx
Опубликовано: 3978 дней назад (30 мая 2013)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 1 раз — 30 мая 2013
0
Голосов: 0

Харламов Валерий Борисович.
14.01.1948 – 27.08.1981.
Заслуженный мастер спорта. В 1967–1981 гг. играл за ЦСКА. 11-кратный чемпион СССР. Пятикратный обладатель Кубка СССР. В первенствах страны провел 438 матчей, забросил 293 шайбы.
Олимпийский чемпион 1972 и 1976 гг. Восьмикратный чемпион мира. На Олимпийский играх и первенствах мира сыграл 123 матча, забросил 89 шайб.
Член Зала хоккейной славы в Торонто.

27 августа 1981 года. Серое дождливое утро. «Волга» Валерия Харламова выехала с дачной Покровки в Москву. «ЗИЛ» Виктора Крылова – с пригородного Пушкино в Ленинград. В 9 часов на 74-м километре Ленинградского шоссе они…

Виктор Петрович Крылов с журналистами ни разу в жизни не встречался. Но моему визиту нисколько не удивился. Тут же предложил пройти на кухню, подвинул табуретку. Держался просто и ничем не выдал волнения.
Тот день он помнит прекрасно:
– С утра дождь прошел. Где-то около девяти часов я ехал на своем ЗИЛе в районе Солнечногорска по Ленинградскому шоссе. Перегонял новый автомобиль из Пушкина в Ленинград, в Сельхозтехнику. Скорость у меня маленькая была, я всегда осторожно езжу, а тут еще новый асфальт. Он же скользкий, словно жирком смазанный. Но дорога была свободная, движения мало.
И вдруг навстречу по моей полосе летит «Волга». Она пыталась уйти от удара, поэтому ее развернуло боком. Вот этим боком она в мой бампер и ударилась. Ее еще раз развернуло и выкинуло на обочину. Мне потом милиционер говорил, что у них спидометр заклинило на 110 км (в материалах уголовного дела зафиксировано, что скорость «Волги» была 60 км.). Меня тоже потащило вправо, и я съехал в кювет. Капот у ЗИЛа встал дыбом, передние колеса заклинило. Тут сразу милиция. Она ехала вслед за Харламовыми, будто специально…
Виктор Петрович вздыхает. Но продолжает рассказ обстоятельно, как невиновный на допросе:
– Я чуть оправился от шока и стал помогать старшему лейтенанту вынимать людей из легковушки. За рулем была женщина. Когда ее достали, она еще раза два вздохнула и умерла. А двоих мужчин вытащили уже мертвыми. На лицах у них не было ни царапинки. Кто-то узнал в погибшем мужчине Валерия Харламова. Сейчас уж не помню, но вроде через некоторое время появился на месте катастрофы нападающий ЦСКА. Фирсов, кажется… Сам-то я хоккей не очень смотрел. На живой игре вообще не бывал, а по телику за армейцев иногда побаливал. На Харламова особого внимания не обращал, а вот Фирсова уважал.
Потом приехал генерал-майор, начальник областного ГАИ. Он отвел меня в сторону и так долго оценивающе смотрел мне в глаза: прикидывал, не пьян ли я. Затем похлопал по плечу: «Ничего, не волнуйтесь!». Мою машину уволокли на пост ГАИ, а меня на попутке сначала в больницу на освидетельствование, а потом домой, в Мамонтовку. Я на месте катастрофы минут сорок провел.
– Он домой уж затемно добрался, – Нина Федоровна, супруга Виктора Петровича, до этого молча слушала рассказ. Но чувствуется, что за мужа она, если что, горой. – Его месяц до работы не допускали. Таскали по кабинетам. У меня есть две вырезки из газет о той истории. В одной – все правда, а в другой написано, что хоккеисты возмущались, что Виктора не осудили. Но я знаю, что отец Валерия Харламова его простил. Он говорил: «Это не Крылов наехал на моего сына, а сын наехал на него».
Да и чего его винить-то, милицейский разбор ведь признал, что он ни в чем не виноват. Я тогда много чего наслушалась от всех, но мужу не говорила. Он и так весь почернел от переживаний. А Харламова-то я очень любила. Я хоккей все время раньше смотрела. Валера играл словно сверчок какой, везде успел.

ХАРЛАМОВ МОГ УЕХАТЬ В КАНАДУ И ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ.
В 1981-м Валерию Харламову уже было 33. В этом возрасте и в нынешние-то времена непросто зацепиться за место в основном составе, а в советской сборной, где от звезд в глазах рябило, избежать шепотка-приговора: «Ветеран, ветеран…» – было очень сложно. Валерий понимал это, поэтому предстоящий Кубок Канады мог стать для него лебединой песней. Тем более что к тому времени уже повесили коньки на гвоздь его легендарные партнеры Борис Михайлов и Владимир Петров.
– Валера тренировался неистово, – вспоминает Вячеслав Фетисов. – Он набрал прекрасную форму, и чувствовалось, что он ждал турнира такого ранга, чтобы уйти красиво. Мы уже паковали чемоданы, как вдруг Виктор Тихонов вызвал Харламова. Через полчаса Валера вышел из тренерской сам не свой. Ничего не объясняя, он пожал ребятам руки, что-то промямлил про необходимость победы, развернулся и уехал. Как потом выяснилось, Тихонов «отцепил» его за нарушение режима. Я не знаю, каким было это нарушение.
Многие в те времена обозлились на Виктора Васильевича. Оставь он тогда Харламова в сборной – и 27 августа тот оказался бы в Канаде, а не на 74-м километре Ленинградского шоссе. Как говорится, знал бы, где упасть…
Тихонова понять можно: надо было брать Кубок Канады, и спрос за результат был только с него. А уж какими силами – тоже решать только ему. Вот он так и решил. И предъявлять ему претензии – это все равно что ругать дождь, который некстати пошел в то утро.
Как бы там ни было, Харламов, конечно, почувствовал себя обиженным (может быть, даже униженным) – ведь в последний момент дали от ворот поворот, как пацану, на глазах у всех. Сборная улетела за океан, а Харламов остался в Москве.

В ПОСЛЕДНЮЮ НОЧЬ ВАЛЕРИЙ НЕ МОГ ЗАСНУТЬ.
26 августа жена Валерия Ирина с шестилетним Сашей возвращались с юга, и он поехал встречать их в аэропорт. Поскольку теща, Нина Васильевна Смирнова, с маленькой Бегонитой жила на даче в деревне Покровка, что под Клином, в тот вечер вся семья собралась там же.
– Ирина сразу отозвала меня в сторонку и предупредила, чтобы я ни слова не проронила про сборную, – вспоминает Нина Васильевна. – Видно было, что Валера и так очень переживал. Ира слегка простудилась на юге, поэтому спать легли рано. Никакой выпивки, ничего такого не было. Ира привезла хорошее вино, но Валера сказал, что выпьем в мое пятидесятилетие. В то время у нас на даче еще были родственники, поэтому мы разместились в одной комнате. Но Валера лег не сразу. Потолкался по даче, а потом пристроился к Саше на кровать. Я хотела взять ребенка к себе, но он отказал. Я чутко сплю, поэтому видела, как он несколько раз вставал. Не курил, просто посидит-посидит – да и снова ляжет. Уснуть не мог.
Утром встали рано. Позавтракали. Ира с Валерой засобирались в Москву. Ира говорит: «Валера, ты не выспался, давай я поведу машину». Тут уж я, зная, что у нее нет прав, запротестовала: «Не давай ей руль, она и так без тебя два раза одна на дачу приезжала. Да и погода сегодня дождливая».
Валера согласился со мной, тем более что надо было еще крюк сделать – племянника Сережу, который недавно вернулся из армии, завезти. Короче говоря, Валера сел за руль – и они уехали. Я вскоре пошла в магазин за свежим хлебом. Со мной еще сестра была со своим внуком. Идем по улице, как вдруг подъезжает милицейская машина, и у нас спрашивают, где тут дача Харламова. Я поняла: что-то случилось.

МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ – ВСЕГО 7 САНТИМЕТРОВ.
Уж никто не узнает, почему, едва отъехав от дачи, Валера уступил руль жене. Видимо, это случилось сразу, как только деревня скрылась за поворотом. А трагедия случилась в четырех километрах от Покровки.
Из милицейского протокола:
«Столкновение произошло при нормальной видимости на участке шоссе, проезжая часть которого мокрая, асфальтированная, горизонтального профиля. При выезде автомобиля «ГАЗ-24» с полосы старого асфальтобетона (черного щебня) и наезде на выступающую на 7 см кромку свежеуложенного асфальтобетона наступил занос автомобиля, после чего он выехал на полосу встречного движения».
Одно колесо «Волги» оказалось на новом, высоко выступающем асфальте, а другое – на старом. Спецы говорят, что на новом асфальте первое время всегда выступает небольшая масляная пленка. А тут еще изморозь. Вот «Волгу» и понесло. А навстречу ехал «ЗИЛ» из Пушкина.

ПОБЕДИЛИ РАДИ ХАРЛАМОВА.
– Сборная очень долго добиралась до Виннипега, где проходил Кубок Канады, – вспоминает Вячеслав Фетисов. – Утром мы включили телевизоры, а там Валеркины портреты. Но тогда никто из нас английского толком не знал, и мы не сообразили что к чему. Уже потом, когда вышли на улицу и к нам стали подходить незнакомые люди и что-то скорбное говорить о Харламове, мы поняли, что случилась беда.
Вечером пришел наш хоккейный начальник Валентин Сыч и сказал, что Харламов погиб. Шок был – словами не передать. Потом все собрались и решили бросить этот турнир ко всем чертям и ехать на похороны. Но Сыч оказался хорошим психологом. Он дал нам остыть и уговорил остаться и во что бы то ни стало выиграть турнир в память о Харламове. Так мы и сделали.

«ЗДЕСЬ ПОГАСЛА ЗВЕЗДА…»
На месте той катастрофы уже несколько лет стоит памятник. На небольшом постаменте хоккейная шайба из гранита и клюшка из металла. На шайбе написано: «Валерий Харламов. Здесь погасла звезда русского хоккея». Кто-то на постамент положил еще и обычную шайбу и старую, видавшую виды клюшку, перемотанную еще с советских времен изолентой. А сверху цветы…
Дорога на 74-м километре нынче на загляденье, асфальт отменный, ни выбоинки. Но по обе стороны от памятника чуть в стороне венки на деревьях. Не только для Харламовых это место стало роковым…
Виктор Петрович смахнул слезу:
– Я на том проклятом месте много раз был. Я же потом продолжал машины гонять по Ленинградке. Остановлюсь, подойду к памятнику, постою… Но не знаю, в чем мне себя укорять. Видно, так Богу было угодно.






Похоронен в г. Москве на Кунцевском кладбище, 10 уч. На месте гибели великого хоккеиста установлен мемориал (см. ниже). Рядом с В. Харламовым похоронена жена, мама (по национальности испанка), отец, а также племянник, которого тоже звали Валерий Харламов.


Смотреть: "Легенда №17."
http://tushkan.net/news/legenda_17_2012_smotret_film_onlajn/2013-05-25-6034
Огонь. | Закон о запрете курения.
Комментарии (1)
Styx # 14 января 2015 в 15:26 0

Сегодня, 14 января, исполнилось бы 67 лет одному из величайших игроков в истории мирового хоккея - Валерию Харламову.

Смотрим: http://www.championat.com/hockey/article-214059-interesnye-fakty-o-valerii-kharlamove.html

Найти на сайте: параметры поиска