В Москве ныне действует 4 очистных сооружения: в Зеленограде, Бутово, Курьяно и Люберцах. Самые старые и крупные - Люберецкие, построенные в середине прошлого века. Люберецкие очистные сооружения (ЛОС) мощностью 3 млн.м3/сут, являющиеся крупнейшими в Европе, обеспечивают прием и очистку хозбытовых и промышленных сточных вод Северо-Западного, Северо-Восточного и Восточного районов города Москвы, а также городов лесопарковой зоны: Химки, Долгопрудный, Мытищи, Балашиха, Реутово, Железнодорожный, Люберцы.
Люберецкие очистные сооружения работают по традиционной технологической схеме полной биологической очистки: первая ступень – механическая очистка, включающая процеживание воды на решетках, улавливание минеральных примесей в песколовках и отстаивание воды в первичных отстойниках; вторая ступень – биологическая очистка воды в аэротенках и вторичных отстойниках. Происходящие здесь процессы сродни процессам самоочищения в естественных водоемах – реках и озерах, однако скорость процессов многократно увеличена благодаря специально разработанным технологиям.
Ново - Люберецкий самотечный канализационный канал предназначен для транспортировки сточных вод из северных и восточных районов Москвы на крупнейшие в Европе Люберецкие очистные сооружения. Канал был построен в1963 году методом щитовой проходки и имеет внутренний диаметр 2,8 метра. По нему может транспортироваться до 1 миллиона кубометров сточных вод в сутки. Общая протяженность канала – 13 км, глубина заложения от 6 до 10 метров. Техническое состояние, определяемое по результатам регулярно проводимой специалистами МГУП "Мосводоканал" технической диагностики с использованием современных инструментальных методов контроля, в этом году было признано неудовлетворительным. В результате диагностики было установлено, что канал подвержен сильному воздействию биогенной коррозии, в нем происходит разрушения свода (верха канала) и сильное истирание лотковой (нижней части) канала. Специалистами МГУП «Мосводоканал» рассматривались различные варианты восстановления канала. Но, учитывая территориальное расположение объекта: близость природного парка «Кусково», а также городской магистрали с интенсивным движением и большое количество зеленых насаждений, предпочтение было отдано бестраншейным методам ремонта, значительно сокращающим объем земляных работ. За основу было принято проектное решение, предусматривающее восстановление канала методом полимербетонных модулей. Этот метод на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных способов восстановления самотечных трубопроводов. Сущность метода заключается в введении в старый трубопровод полимербетонных сегментов, соединяющихся между собой на клеевой основе. Чтобы собрать полное кольцо, требуется 3 сегмента: лотковый и два боковых. Ширина кольца составляет 1,1м, внутренний диаметр – 2,5м, толщина стенки – 7см. Кольцевой зазор между вновь проложенной трубой и старым каналом заполняется специальным тампонажным раствором на цементной основе, в результате чего образуется конструкция, которая способна выдержать все действующие нагрузки и что, самое важное, не подвергается воздействию биологической коррозии. Существующий внутренний диаметр трубопровода уменьшится незначительно и составит 2,5м (вместо 2,8 м), что минимизирует потерю пропускной способности канала с точки зрения гидравлики. Своевременное выполнение восстановительных работ позволит повысить надежность работы такого важного звена в системе Московской канализации как Ново - Люберецкий канализационный канал.