25-й кадр (сублиминальная реклама, англ. Subliminal message) - вымышленная методика воздействия на сознание и подсознание людей посредством вставки ввидеоряд скрытой рекламы в виде дополнительных кадров. Автор метода Джеймс Вайкери (James Vicary) признал, что результаты экспериментов, якобы подтверждавших наличие такого воздействия на людей, были им сфабрикованы. Несмотря на это, использование сублиминальной рекламы запрещено в ряде стран.
James Vicary Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду (хотя эта граница зависит от чёткости краёв и скорости движения объектов на экране). Поэтому инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на подсознание. На самом же деле через подсознание проходит вся информация, поступающая в мозг, а затем для обработки той информации, которая будет воспринята как наиболее важная, подключается сознание. Таким образом отсеивается огромное количество информации, которая по продолжительности восприятия может значительно превышать 1/25 секунды (например, обычная телевизионная реклама), а следовательно «скрытая» реклама уже в любом случае менее продуктивна, чем обычная.
В действительности 25-й кадр скрытым не является: каждый кадр отмечается глазом наблюдателя, но из-за инертности зрения сливается с подобными и не выделяется человеком. Однако благодаря этому же эффекту заметить «лишний» рекламный кадр не составляет труда. Можно даже прочитать короткое слово, если оно набрано крупным шрифтом и знакомо зрителю — в этом легко самостоятельно убедиться, используя домашний компьютер и программу видеомонтажа (при этом частоту кадров можно поставить значительно выше стандартных 25 кадров/сек, но всё равно уже далеко не «25-й» кадр будет бросаться в глаза). Простая аналогия: трудно различить речь отдельных людей в шумной толпе, но плач ребёнка отчётливо слышен на этом фоне.
В 1957 году Джеймс Вайкери заявил, что провёл в кинотеатрах Нью-Джерси следующий эксперимент. Во время показа фильма «Пикник» в моменты смены кадра с помощью дополнительного проектора демонстрировались кадры скрытой рекламы, такие как «Кока-кола», «Ешьте попкорн». Фильмы показывались на протяжении всего лета 1957 года. Продажа кока-колы в буфете кинотеатра, по заявлению Вайкэри, повысилась на 17 %, а поп-корна — на 50 %. Затем Джеймс Вайкэри запатентовал эту технологию и открыл компанию по сублиминальной рекламе в фильмах.
Этот эксперимент породил множество мифов в средствах массовой информации и вызвал волну возмущений в обществе. В 1957 году Норман Казинис в Saturday Review опубликовал статью «Запятнанное подсознание», в которой пришёл к выводу, что 25-й кадр можно использовать не только в рекламе поп-корна, но и пропаганде.
---------------------------------
Hачнем с принципа действия кинопроектора. Стандартная скорость показа фильма -- 24 кадра в секунду. в течение 1/48 секунды на экран проецируется неподвижный кадр. Затем объектив перекрывается обтюратором, в течение 1/48 секунды пленка перематывается на один кадр, обтюратор убирается, в течение 1/48 секунды на экран проецируется следующий неподвижный кадр.. и т.д. То есть, половину времени кинофильма на экран изображение не проецируется.
Для создания "эффекта 25 кадра" нужно использовать два синхронизированных проектора. основной проектор крутит обычный фильм в обычном режиме. Вспомогательный проектор проецирует на экран неподвижное изображение (тот самый "25 кадр") - в промежутки времени, когда объектив основного проектора закрыт обтюратором. Есть два момента: во-первых, яркость "25 кадра" должна быть ниже средней яркости кадров основного фильма; во-вторых, время его демонстрации должна быть значительно меньше 1/48 секунды. Эти два параметра (яркость и время демонстрации) подбираются так, чтобы не превысить тот порог, после которого бессознательно фиксируемый раздражитель попадает в сферу осознанного внимания. Конкретное содержание "25 кадра" подбирается, конечно, не случайно, оно формируется психологами так, чтобы воздействие на целевую аудиторию было максимальным.
Отсюда видно, что:
а) в обычном кинотеатре вы вряд ли увидите фильм с такой закладкой;
б) "в телевизоре" такой трюк в принципе невозможен (но это не значит, что нет других, намного более изощренных и эффективных способов давления на подсознание телезрителя).