Автобаны.

Автор:
Опубликовано: 4396 дней назад (4 мая 2012)
Рубрика: Третий рейх.
Редактировалось: 1 раз — 4 мая 2012
0
Голосов: 0
75 лет назад в Германии в торжественной обстановке лично фюрером при участии ведущих партайгеноссе был открыт первый автобан. Хвалу Гитлеру за хорошие дороги приходится часто слышать и по сей день. На самом деле всё было немного иначе.



Семь сотен так называемых трудосолдат с лопатами на плечах прошли маршем 23 сентября 1933 года и организованно расположились в заранее определённом месте неподалёку от Франкфурта-на-Майне. Там кишмя кишели журналюги, кинооператоры, фотографы и агенты спецслужб. Прибыл кортеж фюрера. Развеселившийся Адольф в парадной коричневой униформе собственноручно ковырнул лопатой землю, заложив стартовый участок первого автобана рейха.
Меньше чем через пару лет, 19 мая 1935 года, трасса Франкфурт — Дармштадт открылась. К этому мигу в разной степени готовности находилось до 3000 километров объединённых автомобильных дорог рейха (RAB). В инфобой швырнули газеты, радио, кино и даже зарождавшееся телевидение. «Скоро вся Германия пересядет на автомобили», — обещали партия и правительство.
Трудно было не верить им. Та шумиха сравнима по накалу и воздействию на массы с параллельным стахановским движением в СССР. Свою знаменитую фразу «Жить стало лучше, жить стало веселее» товарищ Сталин произнёс именно на первом всесоюзном собрании стахановцев осенью всё того же 1935 года. Схожую формулу транслировал своему народу и бодрый фюрер на пике политического и экономического успеха.
Одна из полулегенд-полутеорий утверждает: система автобанов с самого начала предназначалась исключительно для военно-агрессивных целей, всё остальное — отвлекающие манёвры. Потому бросили на строительство трудовые армии, потому финансировали столь усердно. Мол, особая крепость покрытия немецких трасс — результат тогдашних секретных разработок криегсминистериума. Требовалось, чтобы танковые колонны стремительно пронеслись до границ и атаковали противника, а по неразбитым дорогам вслед за ними прошли бы транспорт и пехота.
Покрытие, правда, крепкое. Проложенные при Гитлере автобаны служат и ныне, разумеется, латаные-перелатаные, расширенные и модернизированные. Живы и легенды, окутывающие ключевые проекты Третьего рейха мистическим флёром и конспирологической ерундистикой.
Одна из главнейших удач наци-пропаганды — тотальное присвоение славы создателей автобанов. Внутригерманские достижения Гитлера, в первую очередь победу над безработицей, нередко приписывают широко развёрнутому дорожному строительству. Действительно, к моменту узурпации власти партией НСДАП в 1933 году в Германии насчитывалось шесть миллионов безработных, а всего через три года — около ноля. Но при чём тут автобаны?
Историк и публицист Себастьян Хаффнер в классических «Заметках по поводу Гитлера», впервые опубликованных во Франкфурте-на-Майне в 1978 году, тонко подметил, что, несмотря на выболтанный Герингом лозунг «Пушки вместо масла!», Третий рейх за 12 лет предвоенного подъёма производил и пушки, и масло, и ещё многое другое: «Большинство безработных, обнаруженных Гитлером, нашли новую занятость в совершенно нормальных гражданских индустриях».
Однако при строительстве автобанов за всё время было задействовано не более 250 000 трудящихся, и это если считать не только самих строителей (а их было не более 150 000), но и всю логистику. Не велика доля от шести миллионов официальных безработных, хотя тоже люди, что тут спорить. В самой нацистской Германии нередко звучала критика как условий, так и производительности труда дорожных строителей.
Военная сфера, начиная с середины 30-х, кредитовалась гораздо серьёзнее, а затраты на автобаны составляли не более 4% инвестиционного госпакета. Бурно расцветающий ВПК съедал как минимум в шесть раз больше и работников всё же побольше привлекал. Именно эту деятельность нацистское правительство поначалу хотело скрыть от внутренних, а в особенности от внешних наблюдателей. Отсюда пропагандистский накат: типа строим дороги, не пушки, собираемся выпускать семейные авто, не боевые машины.
Конечно, военные стратеги задумывались о том, как использовать новые прекрасные трассы. Ещё с 1933 года все планы развёртывания дорожной сети разрабатывались в консультациях с милитаристскими аналитиками. И автобанам на Чехословакию, на Австрию, на Польшу, на Францию отдавалась при строительстве львиная доля (относительно скромных) ресурсов и финансов. Но куда больше внимания уделялось строительству подводных лодок, производству танков и собственно формированию передовой армии, к 1939 году ставшей самой страшной ударной силой в Европе.
Медиараскрутка «автобанизации всей страны» имела не столько военный или экономический, сколько пиар-эффект. Это воодушевляло, служило наглядным примером повышения уровня жизни, вселяло оптимизм в своих и сбивало с толку иностранцев.
И уже никто не помнил в апофеозе всеобщего ликования, что первый тестовый участок — прообраз будущих автобанов под названием AVUS — был построен в Берлине на частные деньги ещё в 1921 году задолго да нацистов. Сегодня это фрагмент дороги А100 на северо-западе города, когда мчишь по нему, вдруг промахиваешь на полном ходу мимо проржавевших трибун. Что за диво? Оказывается, поначалу эта дорога использовалась лишь для тест-драйвов и автогонок, причём гонки проводились там вплоть до 1998 года!
И уже никто не помнил, что первый реальный автобан был вообще-то открыт кёльнским бюргермайстером Конрадом Аденауэром (будущим первым канцлером ФРГ) после трёхлетнего строительства 6 августа 1932 года. Правда, тогда открытие проходило без всякой помпы и под градом едкой критики... со стороны национал-социалистов!
И уже никто не помнил, что амбициозный проект создания всегерманской сети автодорог без перекрёстков и пешеходных обочин, с изолированными полосами встречного движения начал разрабатываться экономическим управлением Франкфурта-на-Майне при непосредственном покровительстве обербюргермайстера Людвига Ландмана в 1925 году. А год спустя возникло объединение HaFraBa (аббревиатура Ганзейских городов, Франкфурта и Базеля), цель которого — продвигать новую дорожную карту на государственном уровне. Но после обсуждения в рейхстаге национал-социалисты и коммунисты дружно проголосовали против. Глобальный проект подморозили.
И уже никто не помнил, что слово «автобан» впервые появилось в 1932 году в специальном журнале HaFraBa как отчаянная попытка донести дуракам важность дорог. Но Гитлер был не дурак. Год спустя он правил страной, извлекая из запасного ящика лучшие идеи и концепции Веймарской республики, используя их уже в своих целях.
Шарашки. | Планы Гитлера.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска