Лопатинский рудник.

Автор:
Опубликовано: 4392 дня назад (10 мая 2012)
Рубрика: Кругозор
Редактировалось: 1 раз — 10 мая 2012
0
Голосов: 0
Лопатинский рудник занимает обширную территорию к востоку от города Воскресенска, которая, с известной долей условности, может быть названа ромбом с вершинами в поселках Лопатинском и Фосфоритном и в деревнях Максимовской и Бернякове. Большая его часть, на первый взгляд, на рудник совершенно не похожа. Местность здесь вообще слабо похожа на что-либо еще в средней полосе России - странные песчаные пустыни; разноцветные - черные, белые и красноватые барханы; фрактальные нагромождения маленьких сопочек, поросших частыми сосенками; множество глубоких и чистых озер, не обозначенных ни на одной карте... Все это - следы еще недавней бурной деятельности человека. Все это - не более чем гигантские заброшенные карьеры Лопатинского рудника.
Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась в августе 1932 года и продолжалась вплоть до 1993 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью. Многоковшовый экскаватор - удивительное инженерное сооружение, поражающее воображение дикой и первобытной мощью и красотой. Вещь эта более всего напоминает космический корабль внеземного происхождения, и, одновременно с этим, половозрелую матку какого-то гадостного насекомого в масштабе, порядка, 5000:1.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов - двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать "приставным" шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой - путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
Только не забудьте, с визитом стоит поторопиться, так как огромных механических динозавров постепенно разбирают на металлолом. Но даже и после демонтажа последней техники Лопатинские карьеры благодаря неземным пейзажам останутся весьма примечательным местом.






Лопатинский Рудник.

Всего каких-то 150 миллионов лет назад, во времена юрского периода, когда на территории нынешней Московской области простиралось бескрайнее море, здесь во множестве обитали закрученные в свои раковины немногословные аммониты, ныряли и резвились шустрые зубастые ихтиозавры.
Всего каких-то 15 лет назад, когда доисторическая живность давно уже сошла с арены истории, здесь еще обитала колония огромных экскаваторов. Стальные чудовища, жадно вгрызались в донные пески древнего моря и с грохотом наполняли продуктами своей жизнедеятельности бесконечные железнодорожные составы.
Времена и тех, и других монстров безвозвратно ушли, чудища, как и положено динозаврам, вымерли, но если органические скелеты первых обнаружить, порой, еще можно, то металлическим скелетам вторых уже назначено последнее свидание с плавильной печью.
Карьеры Лопатинского рудника – место для Подмосковья уникальное. Здесь и сегодня встречаются настоящие динозавры. Точнее, водные ящеры – ихтиозавры. Было время, целые скелеты этих доисторических существ перемалывались мощными ковшами рудничных экскаваторов. Дела до них никому особого не было – разрабатывалось месторождение не динозавров, а фосфоритов. Динозавры, впрочем, попадались не так уж и часто. Другое дело – живность помельче. Достаточно было копнуть буквально в произвольном месте отвала, чтобы обнаружить какую-нибудь доисторическую раковину. Одних аммонитов в Лопатинских карьерах найдено более 35, а двустворок - более 45 видов, плюс к этому - белемниты, брахиоподы, губки, морские ежи…
Полный список ископаемой живности (в основном, юрского периода) насчитывает почти 150 различных наименований! Научная общественность била тревогу – под ковшами экскаваторов погибал настоящий «Парк Юрского Периода». Но то, что было не под силу остановить «гнилой интеллигенции», оказалось элементарной задачей для «новой рыночной экономики».
Как-то вдруг, совершенно неожиданно, получилось, что одно из крупнейших в Европе месторождений ценнейшей для сельского хозяйства субстанции (фосфоритов) оказалось решительно нерентабельным. Поражающая размерами и сложностью техника, зачастую импортная, как выяснилось, годится лишь на металлолом. Так, в результате очередного изменения климата – на этот раз, экономического – в Подмосковье вымерло еще одно, новейшее, поколение динозавров, с виду гораздо более надежных и долговечных, чем их предшественники.
Что же, собственно, представлял собой Лопатинский фосфоритный рудник в годы своего функционирования? Егopьевскoе фoсфopитнoе местopoждение известно еще с начала тpидцатых гoдoв двадцатого века. Промышленная выработка началась уже в августе 1932 года. Особенность местopoждения заключалась в неглубоком залегании относительно мягких пород, что предопределило способ добычи (открытый) и тип используемой для этого техники. По совокупности условий на Лопатинском руднике было показано применение так называемых многоковшовых экскаваторов (зачастую, собирательно именуемых абзетцерами), обладающих повышенной производительностью.
На карьерах работали все основные виды многоковшовых экскаваторов – двигающиеся по рельсам, перемещающиеся на гусеницах, и, наконец, экскаваторы, предпочитающие шагать «приставным» шагом. Рельсовые монстры укомплектовывались специальной машинкой – путепередвигателем, умеющей передвигать железнодорожное полотно. Именно эти экскаваторы были распространены на Лопатинском руднике наиболее широко и представителя именно этого семейства пока еще можно увидеть в его естественной среде обитания.
НКМЗ (Новокраматорский Машиностроительный Завод) начал работу в Донецкой области в 1934 году и сейчас является крупнейшим изготовителем горнодобывающего оборудования в Украине. Название модели ЭШ-11/70, расшифровывается: ЭШ – электрический шагающий, 11 – обьем ковша (куб.м.), 70 – длинна стрелы в метрах. Рабочий вес, около 700 тонн. Машина применяется для вскрышных работ, удаляя верхние слои почвы и освобождая тем самым, доступ к полезным ископаемым для многоковшового коллеги. Самый большой из работающих сейчас драглайнов в России – ЭШ 65.100, массой более пяти тысяч тонн, трудится в Азейском угольном разрезе (Иркутская область). В Мире, крупнейшим из действующих обьектов, является, запущенный в строй в 2000 году, в Австралии – Bucyrus 2570WS, обьем ковша 120 кубических метров, а масса более 7-ми тысяч тонн. Абсолютный же рекорд, среди одноковшовых экскаваторов, принадлежит другому проекту компании Bucyrus – 4250W Big Muskie. Гигант, созданный в 1969 году для угольного разреза в штате Огайо, зачерпывал аж 168 кубометров породы и весил около 13500 тонн! После выработки карьера в 2000 году, его демонтировали, оставив целым лишь ковш, как экспонат для туристов.
Компания TAKRAF была основана в 1948 году в Восточной Германии, когда разные заводы были объединены в Народные предприятия по производству оборудования для горнорудной и тяжёлой промышленности. В настоящее время, самым мощным цепным многоковшовым экскаватором компании, является Takraf Ers 3750, с производительностью до 14 500 куб.м в час. Цепные экскаваторы, являются близкими родственниками роторных моделей, так же имея замкнутую, непрерывную схему хода ковшей, но здесь, они расположены не по кругу, а на длинной, конвеерообразной стреле-основании. Данная модель Takraf Ers 710, хоть и поменьше флагмана, но и ее размеры впечатляют, машина опирается на землю восемью гусеницами, высотой с человеческий рост, а внутренняя часть, это несколько этажей внушительных механизмов, и опоясывающих коридоров.
Рулят махиной два оператора: один контролирует добычу породы, а второй ее отгрузку в железнодорожный состав, пути для которого, из-за постоянного движения карьера и влияния его на топографию местности, приходится часто передвигать, для чего поблизости дежурит рельсоукладчик.



























1947 год. | Семь самых больших дыр (котлованов) в мире.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска