Пантеон - неосуществлённый проект мемориальной усыпальницы, «памятника вечной славы великих людей Советской страны», куда должны были быть перенесены саркофаги В. И. Ленина и И. В. Сталина, а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены».
Решение о создании Пантеона было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР в их совместном постановлении от 6 марта1953, на другой день после смерти Сталина.
Образцом для такого проекта послужили Пантеоны в Риме, и особенно в Париже. С постройкой Пантеона, таким образом, должен был быть ликвидирован некрополь у Кремлёвской стены, а Мавзолей Ленина (ставший после похорон Сталина «Мавзолеем Ленина и Сталина») становился просто архитектурным памятником-трибуной.
В постановлении указывалось, что Пантеон должен быть сооружён в Москве, но конкретное место не уточнялось.
Решение о создании Пантеона достаточно скоро перестало обсуждаться (уже 23 апреля 1955 года А. Т. Твардовский одобрительно записал в дневнике, что Пантеон «как будто канул в забвение среди насущных дел»): это было связано как со сворачиванием масштабных архитектурных проектов сталинского времени, так и с осуждением личности Сталина, саркофаг которого был в 1961 году вынесен из Мавзолея. Формально постановление 1953 года можно считать утратившим силу с 4 декабря 1974 года, когда Совет министров РСФСР взял под охрану исторические памятники Мавзолей Ленина и некрополь у Кремлёвской стены.
В 1990—2000-е годы в прессе несколько раз поднимался вопрос о создании Пантеона согласно проекту 1953 года (авторы этих статей руководствовались разными, иногда противоположными политическими и культурными соображениями).
Проекты 1953года: В Красноярском крае планируется восстановить пантеон, посвященный Иосифу Сталину. Как сообщил "Интерфаксу" советник губернатора края Евгений Пащенко, инициатива исходит от предпринимателей, занимающихся въездным туризмом. "Это чисто коммерческий проект для привлечения туристов, никакой политической подоплеки тут нет", - подчеркнул советник губернатора.
Как напоминает "Газета.Ru", пантеон был построен в середине прошлого века в поселке Курейка Туруханского района и представлял собой монументальное сооружение площадью более 400 квадратных метров, в композиции была и фигура Сталина в полный рост. В 1961 году пантеон был закрыт, а в 1995 году практически разрушенное сооружение сгорело.
Пантеон будет восстанавливаться по сохранившимся фотографиям и чертежам.
В.М. Бехтерев предложил идею создания «Пантеон мозга». «Именно Бехтерев стал родоначальником перспективной идеи собирания коллекции мозгов. Этого учёного вообще отличали красота и глобальность поставленных задач. В данном случае ему виделась не просто коллекция, а - Пантеон. В античности Пантеон являлся местом одновременного почитания нескольких богов, храмом всех богов. Величайшее культовое сооружение древней культуры - римский Пантеон; он один сохранился до нового времени... В «светском» варианте Пантеон возродился в революционной Франции XVIII века: парижский Пантеон функционировал как парадная усыпальница героев и жертв революции (и великих французов - писателей, учёных).
Теперь на повестке дня стоял социалистический Пантеон. 19 июня 1927 года в одной из самых читаемых и авторитетных центральных газет, в «Известиях», публикуется статья «О создании Пантеона в СССР», в которой Бехтерев - в порядке предложения - представил свои мысли по этому вопросу на суд широкой общественности:
«Можно было бы создать настоящий пантеон для всего СССР. Но этот пантеон не должен уподобляться парижскому Пантеону, хранящему в себе гробницы с истлевающими останками небольшого числа великих людей и вообще не имеющему никакой научной ценности.
Пантеон, который могла бы создать Советская Россия, должен быть высокополезным научным учреждением, и в то же время учреждением общественного характера, доступным осмотру всех желающих. Он явился бы собранием консервированных мозгов, принадлежащих вообще талантливым лицам, к каким бы областям деятельности они ни относились, и в то же время пропагандой материалистического взгляда на развитие творческой деятельности человека».
Организация такого Пантеона представлялась Бехтереву задачей не только важной, но и срочной, не терпящей никаких отлагательств, потому что в наш бурный период пламенной работы над строительством СССР люди быстро сгорают.
«Почти каждый день приносит нам вести о смерти того или иного знаменитого деятеля, тленные останки которого опускают в могилу. […] Почти на днях умер Кустодиев, ранее умер Васнецов - великие творцы в мире изобразительного искусства, не так давно умер поэт Есенин, ещё раньше умер поэт Блок, не очень давно умер замечательный деятель Дзержинский, а ещё ранее - не менее замечательный военный специалист Фрунзе, затем не много времени прошло, как умерли видные деятели науки - академики Светлев и Кравков и огромный ряд других талантливых специалистов по различным отраслям знания и общественности. Все эти потери мы испытали в течение нескольких последних лет, можно сказать, что они произошли на наших глазах. Мы скорбим об умерших талантах, живших рядом с нами, вспоминаем об их великих заслугах перед СССР и в то же время не задумываясь предаем земле их творческий мозг на съедение червям. И ни в одном из случаев никто из близких к умершим не подумал сохранить для потомства их мозг - эту драгоценную часть человеческого существа, которая, собственно, и обуславливает творческую деятельность человека».
Параллельно В.М. Бехтеревым была направлена докладная записка в правительство, где он написал:
«Пантеон имеет две основных задачи:
1. Увековечение памяти выдающихся деятелей в области науки, искусства и общественной жизни путём сохранения их мозга и материалов, характеризующих жизнь и творчество этих людей.
2. Всестороннее изучение особенностей строения мозга выдающихся людей и сопоставление особенностей в строении мозга с особенностями их одарённости и творческой деятельности».
В.М. Бехтерев умер при весьма загадочных обстоятельствах в 1927 году…
«По жестокой иронии судьбы, первый мозг, который войдёт в этот пантеон, будет мозг самого В.М. Бехтерева. Бехтерев завещал сжечь себя и сохранить свой мозг для Института. Пепел и мозг - вот что получил Институт от своего основоположника и неизменного руководителя».