Переделай мозги.

Автор:
Опубликовано: 4395 дней назад (26 апреля 2012)
Рубрика: Медицина
Редактировалось: 1 раз — 28 апреля 2012
0
Голосов: 0


Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, предвидели еще в прошлом веке. Уже давно стало очевидным, что специалистам практически всех сфер деятельности приходится читать все больше и больше, а знания студентов и школьников устаревают буквально в процессе их получения, несмотря на запредельную нагрузку.
Время сжимается, а с информацией мы работаем в точности, как и сто лет назад.

Вы замечали, как мы читаем то, что нужно запомнить? Медленно, задерживаясь на важном, возвращаясь к уже прочитанному, проговаривая предложения вслух или про себя. Так мы привыкли и почему-то считаем наилучшим. И тем не менее после прочтения 1 – 2 страниц люди обычно усваивают не более 30 - 50% информации, причем по мере возрастания количества материала эта доля снижается и при объеме 50 и более страниц может составлять 5 - 10%. При том, что средняя скорость чтения взрослого человека - 600 знаков в минуту, нехитрые подсчеты показывают, что коэффициент полезного использования почти полутора часов драгоценного времени составит всего 4 минуты.
Вот что по этому поводу рассказала в разговоре с нашим корреспондентом директор Учебного центра «ИНТЕЛЛЕКТ» при НИИ психологии и развития способностей, кандидат экономических наук СЫЧЕВА Юлия Викторовна: - На эту проблему ученые обратили внимание уже давно. Методы, подобные нашей Комплексной программе развития памяти и интеллекта, специально создавались в развитых странах как системы упражнений, позволяющих научиться быстрее и эффективнее работать с большими объемами информации.
И как оказалось, почти все, что человек привык делать для того, чтобы лучше усвоить материал, в основном не способствует, а препятствует его усвоению, не говоря уже о скорости этого процесса. Исследования выявили, что наш мозг способен воспринимать информацию с гораздо более высокой скоростью, со страшно вообразить какой скоростью! В настоящее время рекорд Гиннесса по скорости чтения составляет 60 000 знаков (примерно 60 страниц текста) в минуту (установлен, кстати, россиянкой). Что поразительно, несмотря на огромную скорость чтения, мозг воспринимает, перерабатывает и запоминает до 90% материала без перечитывания. И это не так называемые «сверхвозможности», это доступно каждому.
- Почему же большинство из нас не используют эти возможности?
- Стоит только пожалеть, что подобные навыки не были развиты в детстве: никто не учил нас правильному способу работы с информацией - ни в школе, ни в вузе. Вместо этого бессистемно сформировались неправильные модели мышления и восприятия информации, которые затем в процессе многократного применения закрепились как нечто естественное и единственно возможное. Столь совершенный инструмент познания мира, как мозг человека, в действительности позволяющий хранить в своих ячейках памяти информацию, превосходящую все мыслимые библиотечные фонды, мы используем подобно неучу, забивающему гвозди электронным микроскопом. Ученые считают, что в целом современные люди используют возможности своего мозга лишь на 5 - 10%. Однако не стоит огорчаться. Методы, позволяющие обучиться правильному способу работы с информацией и задействовать природный потенциал интеллекта, разработаны. В России в развитие данного метода внесли большой вклад выдающиеся ученые: Леонтьев А. А., Эльконин Д. Б., Давыдов В.В., Неверкович С. Д., Чуприкова Н. И. и другие. Метод не стоит на месте, а непрерывно развивается. Свой вклад в это вносит и НИИ психологии и развития способностей, возглавляемый Нагоровым Павлом Сергеевичем. Институтом разработаны обучающие программы, которые имеют многолетний опыт применения в педагогической практике. Отличительная черта программ – гарантия результата. Итак, мы живем в век информации. Если еще недавно считалось, что количество информации удваивается каждые 10 лет, то сегодня все чаще звучит цифра 4 года. Для выпускников вузов это означает, что к моменту своего выпуска их знания практически уже устарели, даже если предположить, что преподавательский состав успевает следовать динамике времени. Работа закрепляет это обстоятельство еще больше, превращает людей в "узких" специалистов, задает рамки профессионального продвижения. Так что не будет преувеличением сказать, что навыки эффективной работы с информацией становятся решающим преимуществом для успешной карьеры или учебы.
Сегодня с нами беседует Директор НИИ психологии и развития способностей, профессор НАГОРОВ Павел Сергеевич.
«Мозг среднего человека в состоянии воспринимать информацию со скоростью, как минимум в 10 раз превышающей обычную, и с коэффициентом усвоения до 90%, причем большие объемы информации усваиваются столь же хорошо, как и малые. Для наглядности скажу, что один том известного своими размерами произведения К. Маркса «Капитал», если еще помните такое, возможно изучить за три-четыре часа. Но, пожалуй, самое интересное заключается в том, что восприятие потока информации повышенной интенсивности приводит к развитию коры головного мозга, попросту тренируя его. Работа с информацией – это такой же тренажер для мозга, как и физическая нагрузка – тренажер для мышц. При обычном способе восприятия информации мы сами как бы искусственно ограничиваем этот процесс. При возрастании же скорости работы с информацией наблюдается поразительная динамика всех составляющих интеллекта: скорости мышления, памяти, внимания, умения творчески мыслить. Все это позволяет говорить о создании человека совершенно новой формации – истинного творца своего успеха. Методы развития правильных навыков работы с информацией являются уникальным инструментом развития памяти и интеллектуальных способностей. Вот почему наша обучающая программа, направленная на увеличение скорости и качества работы с информацией, называется «Комплексная программа развития памяти и интеллекта».
- Как Вы относитесь к различным специальным методикам развития памяти?
«Вообще эта тема заслуживает отдельного разговора, отмечу лишь следующее. Существует много школ тренировки и развития памяти, к сожалению, многие из них к развитию памяти не имеют никакого отношения. Разработчики многих техник озабочены прежде всего возможностями запоминания бессвязной информации вне всякого контекста и демонстрацией фокусов на основе эксплуатации некоторых особенностей психики. Важно понимать, что информация нужна человеку в первую очередь для принятия правильных решений, поэтому вся полученная информация должна быть взаимосвязана и служить формированию мировоззрения. Развитию памяти способствуют знания!!! Не вдаваясь в детали, скажу так: поисковые процессы нервного импульса возбуждают уже известный рисунок-мозаику в коре головного мозга, что, собственно, и является вспоминанием информации. Чем больше знаний, тем больший объем информации может соприкоснуться с тем, что уже известно, и тем более цепкой становится память. Считается, что новая информация усваивается только в том случае, если она составляет не более 20 - 30% от общего объема уже известных знаний. Это же является одной из причин того известного факта, что каждый последующий иностранный язык учится легче, чем предыдущий. Скорость и качество мышления в этом процессе запоминания также играют не последнюю роль, так как служат своего рода поставщиком информации и цементирующей основой для новых информационных блоков. Развитие памяти – это не односторонний процесс, а комплекс действий, влияющих на все психоинформационные свойства мозга. Блестящая память, аналитические способности, быстрота принятия решений, креативность мышления, интуиция - все это приобретается на занятиях по обучению навыкам эффективной работы с информацией при правильном методе».
Был на том свете. Вернулся... | Для тех, кто любит автомобиль "ВОЛГА".
Теги: мозги
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска