|
ГЛАВА 9 Резкое отличие нового альбома от "Сержанта" Битлз остроумно продемонстрировали начиная уже с обложки, белой, как молоко, с рельефно выдавленным титулом "the Beatles". Внутри находятся цветные фото и сложенный плакат со всеми 29 текстами этого двойного альбома. "В отличие от, скажем, Роджерса, Харта и Хаммерштейна, - утверждает композитор и продюсер Фил Спектор, - они колоссальные певцы. С их голосами они могут делать все". Ничто не подтверждает его слова лучше, чем сам "белый" альбом. Обзор истории поп-музыки Хотите сёрфинг, как у Beach Boys? Пожалуйста: "Back In The USSR", воспевающий девушек из Украины. Хотите рэггей? "Ob-la-di, Ob-la-da" (мгновенно вышла в Англии на синглах пяти интерпретаторов). Вам нравятся кроссворды битловских текстов? "Glass Onion". Песенки для детей? "Bungalow Bill". Немножко Дилана? "Happiness Is A Warm Gun". Или лучше Тома Пакстона? "Blackbird". Сатиру о поросятах в белых рубашках? "Piggies". Кантри? "Rocky Racoon". Кантри-блюз? "Don't Pass Me By". Кричащий блюз? "Why Don't We Do It On The Road". Рок a la Electric Flag? "Yer Blues". A la Who? "Helter Skelter". Фильмовую мелодию со смычковыми? "Goodnight". Слегка безумную? "Revolution N 1". Тотально безумную? "Revolution N 9". Некоторые критики трактуют альбом как пародию. Это соответствует истине настолько же, насколько прав рецензент "Мелоди Мейкер", характеризуя "Goodnight", как "умышленно выдохшуюся, пародирующую весь музыкальный брак". Подобный язвительный, скорее заумный, чем музыкальный, подход вообще не соответствует изящным шуткам Битлз. "Белый" альбом мы слушаем как сказку, написанную классиком в минуты отдыха от романов и драм. Этим альбомом Битлз освободились от вопросов типа "куда вы пойдете после "Сержанта?". Все поняли, что они могут пойти куда угодно. И в половинном составе На самом деле "белый" альбом показал, что талант отдельных членов уже не просачивался, как прежде, а действует сам по себе, становится самостоятельным. Мало кто из слушателей не чаял в Битлз души в годы битломании. Битлз женились, впрочем, все равно нигде не появлялись. Расплачивались только качеством пластинок. С конца 1968 года они не встречались вместе нигде, кроме студии. У каждого было достаточно собственных идей, и частенько при записи кто-нибудь отсутствовал. На двадцатом сингле - последнем, который выиграл хит-парад, "Ballad Of John & Yoko" - играли только двое: Джон и Пол. Джон в тексте свел счеты со слухами и критикой так убедительно, что люди согласились и с небитловским типом песни, чем-то средним между Frankie & Johnny и старым роком. А до этого он сыграл на "Get Back" чисто роковое гитарное соло со старым ливерпульским привкусом, тогда как Пол, от души и, как всегда, без единой интонационной погрешности, пел. Когда мечтатели торгуют Битловское "Яблоко", разрезанное на этикетках пластинок, выглядело надкушенным, хотя на самом деле уже в первый год в нем завелись черви. В свои общества, с которыми Битлз после смерти Эпштейна связывали свою общественную и художественную будущность, они обязались вкладывать 80% гонорара. Пол наивно представлял это как "западную форму коммунизма" и "могучую коммерческую и творческую цель британского пролетариата" одновременно. Без всякого планирования и с похвальными намерениями помогать всем талантам открылись канцелярия и отделения "Apple" и дали работу многим "братьям"; частенько бывало достаточно ливерпульского происхождения или словесной фантазии. Типичным представителем был 27-летний греческий эмигрант "волшебник Алекс" Мардас, самоучка-специалист по электронике. Он якобы изобрел и собирался устанавливать телефон со зрительной и слуховой памятью, электрическое поле возле дома Пола и т.д. Его отделение электроники так и не заработало ни пенса. Провалились планы, связанные со сборниками стихов Аллена Гинзбурга, Лоренса Ферлингетти и Ричарда Бротигана. После неудачи с "MAGICAL MYSTERY TOUR" развалились и планы на киноотделение. "С тех пор, как умер Брайан Эпштейн, - судил Ринго, - здесь у нас нет успехов. Мы работаем на себя и стараемся делать то, что делал Эпштейн. А ведь совсем недавно нам казалось, что он ничего не делает". Начали искать кого-нибудь подходящего. Приглашали даже управляющего Британских железных дорог, однако все отказывались от приглашений: настолько распространились известия о неустойчивом положении "Apple". И тогда свою кандидатуру предложил Аллен Клейн, американец с репутацией крутого парня. Предложенный Полом собственный тесть не прошел. Календарь начала конца Джон и Йоко выпускают на "Apple" альбом "UNFINISHED MUSIC No.1 - TWO VIRGINS". На задней стороне обложки они сфотографированы сзади. Передняя сторона обложки почти везде запрещена (29.11.68). На крыше своей студии в Сэвилл Роу Битлз записывают и снимают "Get Back", материал для последнего альбома "LET IT BE" (30.1.69). Вопреки желанию Пола нанимают менеджером Клейна (3.2). Полицейская собака нашла наркотики у Харрисона. Пол женится на разведенной американке - фотографе Линде Истман (12.3). Четырнадцатый "золотой" диск за "YELLOW SUBMARINE" (14.3). Джон на Гибралтаре сочетается с Йоко (20.3)... а в амстердамском отеле открывает в постели свою "кампанию за мир" (21.3). После записи на сингле "Get Back" американец Билли Престон подписывает контракт с "Apple" (3.4). Сингл Джона и Йоко с изобретательным названием "Give Peace A Chance" (7.4). Вторая "UNFINISHED MUSIC" Джона и Йоко - "LIFE WITH THE LIONS", опять скорее приличный дневник, чем хороший альбом. И второй альбом этого дня, "ELECTRONIC SOUNDS" Джорджа не выражает задуманных авангардистских амбиций новой фирмы "Apple" (20.5). Монреаль, опять Джон и Йоко. Белая постель в отеле. Очередная "кампания за мир" (26.5). В последний раз Битлз вместе в студии. Возникает альбом "ABBEY ROAD" (июль-август). Родилась Мэри Маккартни (28.8). Фестиваль мира в Торонто, впервые за три года Джон на сцене. В его Plastic Ono Band играют Эрик Клэптон, Клаус Вурмэн и будущий барабанщик Yes Алан Уайт (13.9). Статья в газете Иллинойского университета сообщает долговечную сенсацию о смерти Пола (23.9). ДИСКОГРАФИЯ: THE BEATLES (11.1968) Apple YELLOW SUBMARINE (12.1968) Apple SP: Get Back / Don't Let Me Down (15.4.1969) Apple The Ballad Of John And Yoko / Old Brown Shoe (30.5.1969) Apple ГЛАВА 10 Новый менеджер Аллен Клейн уволил треть сотрудников "Apple", к сожалению, самых способных. Деятельность общества ограничил до минимума и усиленно подготавливал возвращение группы на сцену. Кругосветное турне принесло бы моментальные прибыли: предложенный гонорар - Битлз не реагировали на предложения уже несколько лет - превысил 2 миллиона фунтов стерлингов за серию из 13 концертов. Кроме того, они были обязаны сделать 2 альбома плюс один сборник из старых записей для концерна ЕМI, к которому относилась "Apple" . Клейн договорился повысить гонорар за проданные диски почти в два раза. Если бы все это было осуществлено, Битлз, несомненно, заработали бы достаточно. И "Apple". И Клейн тоже. Однако, это ставило их представления об "Apple" с ног на голову. Они требовали не больше и больше денег, но времени, покоя и свободы для студийной работы. Эпштейн понимал это и никогда бы не допустил, чтобы ЕМI принуждала готовить пластинку в спешке и, уж тем более, пресловутого достижения верхушек музыкального рынка старыми "лучшими хитами", однако Эпштейн был мертв уже два года, а группа обязана была выпускать новый, десятый альбом. Мартин хорош в нужде Хотя он вышел предпоследним, тем не менее, "ABBEY ROAD" в сущности, стал последним альбомом, который Битлз записали сообща. Их предыдущий эксперимент с записью концертной пластинки (появившейся затем под названием "LET IT BE") так расстроил всех, что недоделанные записи отложили и вновь обратились к Мартину, чтобы он сделал с ними альбом "как раньше". У Джорджа Мартина с 1965 года, когда он ушел со службы в ЕМI, была своя студия записи AIR. Студия значила для него больше, чем Битлз: с их пластинок, по его словам, он получал не больше своей обычной продюсерской платы. Тем не менее, он принял предложение, и в работе, прежде всего с Полом, довел идеи Битлз до уровня, сравнимого с "Сержантом" и "Револьвером". "ABBEY ROAD" - альбом, названный по названию улицы и студии, где записывали его Битлз, и где они снялись на переходе для титульной фотографии - в звуковом отношении менее сложен, но записан более совершенно, по сравнению с "Сержантом". Звукорежиссером вновь был Джефф Имерик. Несмотря на то, что у песен опять не было общей темы, они звучат как монолитный, "сержантовский" музыкальный поток, звуковая поэма на двух сторонах почти без пауз, внутренне связанная больше, чем "Сержант". "Я попытался сделать из поп-музыки нечто вроде симфонии, - вспоминает Мартин. - Я хотел получить от Пола нечто, что можно было бы использовать потом как контрапункт, или чтобы оно продолжалось на других частях". Такой темой стала мелодия "Golden Slumbers", звучащая в "You Never Give Me Your Money". Быть может, совершенно иное музыкальное видение Пола сохранило альбом от излишней симфоничности и расцветило его неожиданными блестками типа заключения "Her Majesty", продолжительностью всего 20 секунд. Джон продолжает "Моржа" Джон, самый заядлый рокер Битлз и не большой сторонник студийной работы, не затерялся ни в одном такте альбома. (Вспомним, что в то время уже мало кто сомневался в разделении авторского дуэта Леннон-Маккартни.) В первой же песне - "Come Together" - он настоял на вызывающем поведении своего "моржа". Джону принадлежит и типично "маккартниевская" "Because". В двухчастной ритм-энд-блюзовой "I Want You (She's So Heavy)" он играет партию соло-гитары. Он же является автором трех песен - "Sun King", "Mean Mr. Mustard" и "Polythene Pam", - в которых он добавляет действующих лиц в свою галерею. Ринго с небольшой помощью Джорджа написал свою вторую песню "Octopus's Garden", с настроением и эффектами, подобными тем, что появились в "Yellow Submarine". Две мелодии Джорджа относятся к красивейшим. "Something" он сочинил при окончании "белого" альбома, но тогда у него еще не было текста; в конце концов, ему помогла, возможно нечаянно, песня "Something In The Way She Moves", которую незадолго до этого записал на "Apple" американский певец Джеймс Тейлор. Задумчивую мелодию Джордж отделал гитарным орнаментом и внушительными аккордовыми ходами. Эта песня звучала во многих вариациях. Записывая ее, Джордж вспоминал о Рэе Чарльзе. Клейн верно, но все же только через месяц после выхода альбома, поместил ее на сингл. Ее неуспех в хит-параде (пятое место) был, безусловно, вызван не тем, что "впервые в истории 22-х синглов Битлз авторами являлись не Джон с Полом". * * * Говорят, что однажды солнечным днем на вилле у Эрика Клэптона Джордж остро почувствовал красоту, и тогда сама по себе родилась песня "Here Comes The Sun". Мягкий клэптоновский стиль проявляется и в других записях, также как и трехголосие и привлекательное соединение акустической гитары и вокала. Прекрасный образец того, что можно сделать из одного риффа! Джордж тогда - как видно сейчас - был начинен готовыми мелодиями, которые записал годом позже на сольном тройном альбоме "ALL THINGS MUST PASS". Пол на "ABBEY ROAD" держится - как и всегда - любимых жанров, однако это не снизило силу воздействия и не изменило характер альбома. В песенку о серебряном молотке Максвелла он вложил черный юмор, доведя ее почти до кафешантанной формы с детским голосом; хорошо звучит синтезатор, в то время новаторский, которым Джордж обзавелся одним из первых в Англии. Вновь проявилось влияние 30-х годов, как в "Honey Pie", но теперь в несколько ином варианте. "Oh! Darling" является исповедью современника рок-музыки. Но тогда как группы Moonglows, Paragons и Shells помнят только коллекционеры, их медленные роки с гудящим хором жили в памяти Пола так же, как и лучшие песни Чака Берри и Фэтса Домино; тут же вспоминается Пол Анка и то, что он тоже учился у рокеров первой половины 50-х годов. Сегодня, при взгляде на "ABBEY ROAD", можно отметить один минус: его открытия (прежде всего в использовании синтезатора) Битлз не развили. Ленноновские вариации 1969 Арест и обвинение Леннона в хранении марихуаны (сентябрь 1969). "Проигрывать громко" гласит этикетка сингла Джона "Cold Turkey" ("Холодный индюк"), рок, записанный с Plastic Ono Band (24.10). "THE WEDDING ALBUM" - это уже третий звуковой памятник Джона и Йоко, на сей раз свадебный, правда, запоздавший на 8 месяцев, с вложенной брошюрой с новейшими высказываниями в печати о Джоне (14.11). В знак протеста против британского военного присутствия в Африке и против неуспеха "Холодного индюка" в хит-параде (13 место) Джон "с уважением" возвращает королеве Орден Британской Империи, завернутый в кусок бумаги, чем, вероятно, еще больше разозлил королеву, чем тогда, когда получал его (25.11). Джордж концертирует с американским соул-рок-дуэтом Delaney & Bonnie (декабрь). "THE PLASTIC ONO BAND - LIVE PEACE IN TORONTO 1969", альбомная запись концерта для 25 000 слушателей на "Варсити Стадиум" (12.12). На джэм-сейшене в Lyceum Джон, Йоко и Джордж вместе с Delaney & Bonnie поют "Happy Christmas (War Is Over)", колыбельную песню, мало чем отличающуюся от народной "Stewball"; годом раньше в США и двумя годами в Англии Джон выпустил ее на пластинке (15.12). Клейн на рождественских открытках написал настоящий библейский псалом: "Ной, если тебе выпадет идти через долину теней, не бойся зла, потому что самый большой байстрюк в этой долине - я!". В 1970 году он покажет, что имел в виду. ДИСКОГРАФИЯ: ABBEY ROAD (26.9.1969) Apple SP: Something / Come Together (24.10.1969) Apple ГЛАВА 11 Визитной карточкой клейновского понимания пластинок Битлз стал одиннадцатый альбом Битлз "LET IT BE". Записали его, как и задумывалось, в концертном исполнении. Играли на крыше студии, при случайной публике, практически без повторов и наложений. "Я не хочу никаких производственных трюков, пусть это будет честный альбом. Никаких добавленных голосов, пусть он будет концертным", - распорядился Джон. Но поскольку и он стремился к высокому качеству записи, то, хотя к песням и ничего не добавляли, запись делали многократно. Постоянный продюсер Джордж Мартин был вскоре заменен его собственным ассистентом Гленном Джоном, однако тот не смог обработать материал и, в плохом настроении и усталости, Битлз опять пригласили Мартина. За два месяца они сделали с ним студийный "ABBEY ROAD", тогда как 35 часов записей музыки для "LET IT BE" лежали на полках. На съедение супер-продюсеру В это время Клейн пригласил из США знаменитейшего в то время рокового супер-продюсера Фила Спектора, и тот, после сверхчеловеческой работы, сумел обогатить - и лишить человеческого облика - большинство записей. Ни один битл даже не показался в студии, словно это их и не касалось. Тогда Клейн взялся за обложку, не загружая ее художественным смыслом: четыре небольших портрета Битлз, засунул внутрь брошюру из 179 страниц, заполненных фотографиями - и все это за цену, которой история грамзаписи до той поры не представляла: 3 фунта. "Если бы кто-нибудь год назад пришел к Битлз с предложением выпустить новый и дорогой альбом с тремя старыми и двумя оборванными песнями, - констатировал "Нью Мюзикл Экспресс", - они бы презрительно рассмеялись". Итак, спустя 15 месяцев после записи, вышел последний альбом Битлз, по сути дела предпоследний, нисколько не концертный, но и не студийный в смысле битловского новаторства и исполнения. "Ни на одной пластинке Битлз я не использовал бы женский ансамбль", - комментировал Пол аранжировку своей песни "Long And Winding Road" Спектором, которая вышла в США отдельно и возглавляла хит-парад. Спектор до сих пор твердит, что Битлз одобрили его обработку, но сами они это отрицают. Песни пережили это Кто на кого мог откровенно пожаловаться? Клейн должен был привести в порядок битловское хозяйство, приносить доходы. Поэтому он заказал Спектору альбом, который мог бы хорошо продаваться. Оба преуспели. Битлз в это время ничего не делали, наблюдая за этим со стороны, и иногда ссорились. Документальный полнометражный фильм "LET IT BE" запечатлел спор Пола с Джорджем. Начался он еще при записи "Сержанта", когда Джордж однажды ушел из студии, но потом вернулся назад. В одном эпизоде "LET IT BE" Пол говорит своему младшему другу: "Я тебе, видимо, всегда порчу настроение", а Джордж взрывается: "Ну ладно, я буду играть все так, как ты хочешь, а если не хочешь, не буду играть вовсе". Несмотря на все это, "LET IT BE" до сих пор слушается, и не только титульная песня Пола в стиле госпел с пианино, достойный и последний, 22-й, сингл Битлз, но и "I've Got А Feeling", в которой Джон и Пол поют по очереди, "One After 909", возникшая еще в школьные годы в Ливерпуле, и безусловно Джоновская, с индийскими оттенками, "Across The Universe" для которой в свое время не нашлось места на "Сержанте". "Слова, как бесконечный дождь, струятся, минуты медленно идут, уплывают, теряются вдали", - поет он в поздно появившейся жемчужинке психоделического периода. При наличии воображения и доброй воли, человек может и по кусочку ливерпульской песенки "Maggie May" представить, как должен был выглядеть "концертный" альбом. Но ко времени появления альбома, для сообщества Битлз все уже было кончено. Начинается 1970 год Лондонская выставка литографий Джона закрывается через два дня, восемь работ подозреваются в непристойности, в конце концов их возвращают и выставка странствует по свету (14.1.1970). За один день Джон сочинил и записал сингловую песню "Instant Karma", и с продюсером Спектором впервые опробовал новую технику для записи голоса, основанную на мощном эхо: результатом стал космически сверкающий ввук. Густое пианино Спектор создал своим обычным приемом, из нескольких инструментов - один: на одном рояле играл Джон, на втором - в четыре руки - Джордж Харрисон и барабанщик Алан Уайт, на электрическом играл бас-гитарист Клаус Вурмэн (6.2). Джордж отклоняет предложение выступить на следующем фестивале мира в Торонто, так как организаторы запретили бесплатный вход (21.3). Ринго с энтузиазмом, мужественно, местами фальшивя, поет, окруженный самыми дорогостоящими музыкантами в мире от Куинси Джонса до Мориса Джибба, на своем сольном альбоме "SENTIMENTAL JOURNEY" свинговые шлягеры. "Я сделал его для своей мамы", - оправдывался он перед остолбеневшими Битлз (3.4). В фильме "THE MAGIC CHRISTIAN" Ринго играет большую роль приемного сына самого богатого человека в мире (Питер Селлерс), его партнерами стали Ракуэлл Уэлш и Дэвид Хэммингс (апрель). На премьеру фильма "LET IT BE" не пришел ни один из Битлз (май). Пол не мертв, Битлз - да Чем дальше, тем чаще люди задавали себе вопрос: "Уйдет ли Джон из Битлз?" В конце концов, это решение принял Пол. "Нью Мюзикл Экспресс" опубликовал 18 апреля 1970 года вопросы, которые Пол задал сам себе в приложении к первому сольному альбому "McCARTNEY". Большинство из них касались альбома, но из некоторых стало ясно: - Планируете ли Вы какой-либо новый альбом или сингл с Битлз? - Нет. - Думаете ли, что в будущем сможет возобновиться содружество Леннон-Маккартни? - Нет. Хотя никто из Битлз не был в восторге от ситуации, сложившейся в группе и в "Apple", уход Пола застал всех врасплох. Джордж и Ринго ничего не сказали, сарказм Джона никогда не звучал так печально: "Да, Пол сообщил мне, почему он уходит. Хорошо, что дал о себе знать; теперь мы видим, что он не мертв". Содержание судебного иска "Пол Маккартни против Битлз" ничего не изменило. Слова Пола "не я ушел от Битлз, Битлз ушли от меня", в сущности, верны, так как бесспорен тот факт, что Пол выпустил свой соло-альбом последним из четверых. Следующую главу Битлз мы еще начнем, но не кончим. Остаются еще два вопроса: 1) Какие их пластинки еще выйдут. 2) Сойдутся ли Битлз когда-нибудь вместе. ДИСКОГРАФИЯ: LET IT BE (8.5.1970) Apple SP: Let It Be / You Know My Name (6.3.1970) Apple ГЛАВА 12 Такого еще не бывало, чтобы миллионы людей во всем мире занимались вопросом, как помирить двух поссорившихся друзей. Волна слухов о новой совместной работе Битлз достигла своего апогея весной 1974 года. Вычислительная машина оценила как минимально возможное, что группа возобновит деятельность (20:1); правдоподобнее всего, что Битлз будут регулярно гостить на пластинках друг друга (4:6). О большой вере в то, что Битлз когда-нибудь еще запишут пластинку, говорит курс (2:1). Миллион за 6 секунд Второй труднопреодолимый пик был достигнут спустя два года. Неслыханные гонорарные посулы обрушились на Битлз со всех сторон. Все рекорды побил американский организатор Билл Сарджент. За единственный концерт в Сан-Франциско, на котором вся четверка выступила бы не менее 20 минут, он предложил 50 миллионов долларов, а доля от продажи билетов, телерепортажа, записи концертной пластинки и т.д. оценивалась в общую сумму 200 миллионов долларов. Ринго "был не в восторге", Джона не нашли, Пол не ответил, а Джордж сказал: "С Джоном я бы объединился в любое время, но не с Полом. В этом нет ничего личного, только взгляды на музыку". Мало кто верит, как показывают все новые и новые опросы, в возрождение Битлз. Голос специалистов Согласно анкетированию, проведенному в 1974 году лондонским "Нью Мюзикл Экспресс", получился следующий ряд лучших альбомов в истории поп-музыки: 1-2. Beatles: "SGT. PEPPER" Bob Dylan: "BLONDE ON BLONDE" 3. Beach Boys: "PET SOUNDS" 4-5. Beatles: "REVOLVER" Bob Dylan: "HIGHWAY 61 REVISITED" 6. Jimi Hendrix: "ELECTRIC LADYLAND" 7. Jimi Hendrix: "ARE YOU EXPERIENCED" 8. Beatles: "ABBEY ROAD" В этой исторической сотне Битлз заняли еще следующие места: 15. "RUBBER SOUL" 33. "A HARD DAY'S NIGHT" 39. "WHITE DOUBLE" 66. "WITH THE BEATLES" Язык статистики Как сообщает новое издание "Книги золотых пластинок", с июня 1962 года до декабря 1970 Битлз заработали от пластинок, турне, фильмов и других источников 17 006 659 фунтов стерлингов. (Неизвестно, сколько им осталось после обложения налогами.) Приблизительные данные о продаже пластинок, полученные при пересчете альбома на 6 синглов, а ЕР на 2, говорят: Битлз - 575 миллионов штук; Бинг Кросби - 400; Элвис Пресли - 350; Мантован - 270; Херб Альперт - 240; Эдтон Джон - 235; Роллинг Стоунз - 145. Самыми успешно продаваемыми пластинками стали: "ABBEY ROAD" - 9 млн; "SGT.PEPPER" - 7; WHITE DOUBLE - 6,5; американская "MEET THE BEATLES" - 5,5. Из синглов: "I Want To Hold Your Hand" - 12; "Hey Jude" - 7,5; "Can't Buy Me Love" - 6; "She Loves You" - 5. Наиболее часто записываемой песней всех времен стала "Yesterday" с 1186 версиями на конец 1972 года перед "Stardust" (Carmichael) - 1100 и "Saint Louis Blues" (Handy) - 1000. Одиннадцать "Grammy" Этот главный приз американской академии звукозаписи (NARAS), присуждаемый во многих категориях, Битлз получали как: 1964 - Лучший новый ансамбль; лучшее ансамблевое вокальное исполнение - "A HARD DAY'S NIGHT". 1966 - Лучшая мужская вокальная партия в современной поп-музыке - Пол Маккартни в "Eleanor Rigby"; лучшая обложка альбома - "REVOLVER"; песня года - "Michelle". 1967 - Альбом года, лучшая обложка, лучшая современная рок-запись, лучшее качество записи - "SGT. PEPPER". 1969 - Лучшее качество записи -"ABBEY ROAD". 1970 - Лучшая кино- или теле-музыка - "LET IT BE". Выбор поклонников Журнал американских любителей "Survey" провел в 1976 году анкету на самую популярную песню Битлз: 1. Sgt Pepper/A Day In The Life 2. Hey Jude 3. Yesterday 4. Let It Be 5. Help! 6. All My Loving 7. The Long And Winding Road 8. She Loves You 9. If I Fell 10. And I Love Her 11. Eleanor Rigby 12. Back In The USSR 13. Lady Madonna 14. A Hard Day's Night 15. I'm The Walrus В 1971 году диск-жокей Х.Смит выяснил наименее любимые песни Битлз: 1. Revolution 2. Mr. Moonlight 3. You Know My Name 4. Helter Skelter 5. Do You Want To Know A Secret Перед тем, как покупать пластинки Пластинки Битлз все еще так же дороги, как и во время их появления, если не дороже. В 1976 году все 23 переизданных сингла (включая "Yesterday", который до этого не выходил в Англии отдельно) разместились в числе 87 бестселлеров, на рождество 1978 года подобного же успеха достигла коллекция всех оригинальных альбомов. Но даже владельцы обеих коллекций не имеют еще всех записей Битлз - не хватает пары песен, выпущенных на ЕР. При покупке пластинок важную роль играет место их выпуска. Лучше всего звучит "MAGICAL MYSTERY TOUR" из ФРГ, хуже всех - американский "HELP!" и т.д. Различия есть и в обложках, составе песен и названиях альбомов. Только в США вышло 28 битловских альбомов, не считал сборников, и 49 синглов. В большинстве своем они хуже английских. На альбомах есть недочеты: одна сторона звучит примерно 13 минут, почти вдвое меньше обычного! Труднодоступны многочисленные пиратские пластинки, и практически недостижимы пластинки фан-клуба, которые Битлз всегда готовили для его членов к Рождеству. Не в последнем ряду стоит и кое-что, скрывающееся под именем Битлз, но не имеющее ничего общего с Джоном, Полом, Джорджем и Ринго: пластинки, ревю, мюзиклы и фильмы о них. Избранная библиография 1. THE TRUE STORY OF THE BEATLES (1964, В.Shepherd) Из первых, набитых приключениями, книг, одна из лучших. 2. LOVE ME DO: THE BEATLES' PROGRESS (1964, M.Braun) Главным образом, блестящие репортажи с американских турне. Леннон считает эту книгу правдивейшей авторизованной биографией группы. 3. A HARD DAY'S NIGHT (1964, J.Burke) Новелла по сценарию фильма. 4. A CELLARFUL OF NOISE (1964, B.Epstein) 5. DEAR BEATLES (1964, сост. B.Adler) 6. LOVE LETTERS TO THE BEATLES (1964, сост. R.Adler) Два сборника перлов нечаянного юмора из корреспонденции поклонников. 7. DIE BEATLES: FABERWESEN UNSERER ZEIT (1965, Ch.Ehrhardt) 8. COMMUNISM, HYPNOTISM, AND THE BEATLES (1965, D.A.Noebel) Коммунистический заговор Битлз против Запада. 9. HELP! (1965, A.Hine) Новелла по сценарию. 10. THE PENGUIN JOHN LENNON (1966, J.Lennon) Обе изданные ранее книги Джона Леннона. 11. POPLACH KOLEM BEATLES (1965, M. a J.Cerni; Panton) "Переполох из-за Битлз". 12. THE LENNON PLAY: IN HIS OWN WRITE (1968, Lennon, A.Kennedy, V.Spinetti) Пьеса по книгам Леннона. 13. THE BEATLES: THE AUTHORIZED BIOGRAPHY (1968, H.Davies) 14. THE BEATLES (1968, A.Scaduto) Биограф Дилана и Джаггера преуспел и здесь. 15. THE BEATLES: A STUDY IN SEX, DRUGS, AND REVOLUTION (1968, D.A.Noebel). 16. BEATLES V PISNICH A OBRAZECH, The Beatles Illustrated Lyrics (1969, A.Aldridge; Panton) 17. THE BEATLES GET BACK (1970, J.Cott and D.Dalton) Брошюра к альбому "LET IT BE". 276 отборных фото. 18. LENNON REMEMBERS (1971, J.Wenner) Интервью из "Роллинг Стоун". 19. THE BEATLES ILLUSTRATED LYRICS 2 (1971, A.Aldridge) 20. APPLE TO THE CORE: THE UNMAKING OF THE BEATLES (1972, P.McCabe and R.D.Schonfeld) Как Битлз доторговались... 21. THE LONGEST COCKTAIL PARTY (1972, R.DiLello) 22. OUT OF HIS HEAD: THE SOUND OF PHIL SPECTOR (1972, R.Williams) Нетипичный критик анализирует нетипичного продюсера, для Битлз - последнего. 23. TWILIGHT OF THE GODS: THE BEATLES IN RETROSPECT (1973, W.Mellers) 24. THE PAUL McCARTNEY STORY (1974, G.Tremlett) 25. THE BEATLES: AN ILLUSTRATED RECORD (1975 and 1978, R.Carr and T.Tyler) Полный критический обзор пластинок Битлз с фотографиями обложек. 26. THE MAN WHO GAVE THE BEATLES AWAY (1975, A.Williams and W.Marshall) Вспоминает предэпштейновский менеджер; Леннон считает, что точно, Маккартни - приблизительно. 27. THE BEATLES: THE FABULOUS STORY OF JOHN, PAUL, GEORGE AND RINGO (1975, R.Burt and J.Pascall) 28. THE JOHN LENNON STORY (1975, G.Tremlett) 29. THE BEATLES LYRICS ILLUSTRATED (1975) Тексты песен, 100 черно-белых фото и предисловие -R.Brautigan) 30. ALL TOGETHER NOW (1976, H.Castleman and W.Podrazik) Дискография Битлз и фирмы Apple. 31. JOHN LENNON: ONE DAY AT A TIME (1976, A.Fawcett) 32. A HARD DAY'S NIGHT (1977) Первоначальный сценарий и его окончательная форма, разговор с режиссером. 33. MERSEY BEAT: THE BEGINNINGS OF THE BEATLES (1978) Выдержки из ливерпульской газеты 60-х годов, в том числе неопубликованные работы Леннона. 34. BEATLES IN THEIR OWN WORDS (1978, Miles) Взгляды Битлз на возможное и невозможное. 35. THE BEATLES FOREVER (1978, N.Schaffner) 24-летний (!) нью-йоркский автор переработал всю серьезную информацию и добавил свои небольшие открытия. ДИСКОГРАФИЯ: ТHE BEATLES 1962-1966 (2 LP), 4.1973, Apple THE BEATLES 1967-1970 (2 LP), 4.1973, Apple ROCK AND ROLL MUSIC (2 LP), 6.1976, Parlophone THE BEATLES TAPES (2 LP), 7.1976, Polydor LOVE SONGS (2 LP), 11.1977, Parlophone
|