Советский 60-дюймовый телевизор.

Автор: Styx
Опубликовано: 1993 дня назад (8 января 2014)
Рубрика: Без рубрики
Редактировалось: 5 раз — последний 8 января 2014
0
Голосов: 0
Советский 60-дюймовый проекционный телевизор с плоским экраном образца 1957 года.
В 1957 году на одном из московских радиозаводов был начат серийный выпуск телевизоров «Москва», которые имели экран размером 0,9х1,2 м. В разработке этого телевизора принимали участие многие научно- исследовательские институты, лаборатории и заводы.
Телевизор этот замечателен тем, что советские инженеры в далеком 1957 году сумели сделать удивительно яркий абсолютно плоский и тонкий экран. Его, правда, пришлось немного выгнуть для достижения лучшего оптического эффекта, но экран при этом остался плоским. Яркость изображения на нем составляла 1,5-2 мсб (милистильб - принятые тогда единицы измерения яркости), т. е. примерно соответствует яркости изображений на экранах кинотеатров.



Экран телевизора «Москва» выполнен из листового алюминия, поверхность которого протравлена в щелочном растворе. Такой экран обладает свойством рассеивать свет преимущественно в одном направлении (по принципу зеркального отражения). Благодаря направленному действию зрительного экрана не требовалось полного затемнения помещения, в котором просматривают телевизионную передачу, в отличие от кинотеатров, где полное затемнение зала совершенно необходимо.
По всем электрическим и акустическим показателям проекционный телевизор «Москва» удовлетворял требованиям, предъявляемым к телевизорам высшего класса.
Приведем только его основные данные: прием телевизионных программ был возможен по любому из тогда существовавших в СССР пяти телевизионных каналов. Кроме того, возможен прием передач УКВ ЧМ радиостанций, работающих в диапазоне 64-73 Мгц.
Чувствительность телевизора не меиее 100 мкв. Четкость 500-550 линий.
Усилитель сигналов звукового сопровождения пропускает полосу частот от 40 до 12 000 гц. Мощность усилителя НЧ 4 вт.

Акустическая система телевизора создана по схеме 5.1 и состоит из пяти динамических громкоговорителей, расположенных на всех четырех стенках ящика: на передней стенке размещены два пятиваттных широкополосных громкоговорителя, на боковых стенках- по одному одноваттному громкоговорителю и на задней стенке укреплен пятиваттный громкоговоритель. Этот громкоговоритель направлен в сторону зрительного экрана, с тем чтобы отраженный от экрана звук устранял разрыв между изображением. на экране и источниками звука. При этом не следует забывать, что для маркировки советских аудиосистем использовалась номинальная мощность звучания - мощность при среднем положении регулятора громкости усилителя, при которой остальные параметры устройства соответствуют заявленным в техническом описании. В описании же современных аудиосистем обычно указывается PMPO (Peek Music Power Output пиковая музыкальная выходная мощность) - мощность, которую динамик колонки может выдержать в течение 1 -2 секунд на сигнале низкой частоты (около 200 Гц) без физического повреждения. Обычно в 10 - 20 раз выше номинальной.
Заслуживает внимания и тот факт, что телевизор комплектовался пультом ДУ, содержащего три потенциометра регулировки яркости, фокусировки и громкости.

Олимпиада в Сочи 2014. Фото, новости, расписание. | "Жук" в Кусково.
Комментарии (1)
Styx # 8 января 2014 в 14:02 0
Устройства «для всех» и для «избранных» существовали ещё в «доинтернетные» времена, когда основным источником знаний о жизни было телевидение. На даче новосибирского архитектора Артура Лотарева сохранился один из элитных телевизоров 1957 года, диагональ которого по тем меркам достигала немыслимого размера. Корреспонденты Сиб.фм выяснили, как он попал в Новосибирск.
В современном загородном доме телевизор полувековой давности бросается в глаза не сразу - в собранном виде его можно принять, например, за советский комод или большую тумбочку. В середине 50-х, когда первым и единственным «народным» телевизором был КВН-49 диагональю 17 сантиметров, проекционный телевизор «Москва» с проводным пультом управления, сабвуфером и несколькими встроенными динамиками казался чем-то вроде домашнего кинотеатра, способного принимать пять каналов и радиоволны, а при подключении дополнительных устройств - воспроизводить грампластинки и киноплёнки.




Чтобы трансформировать «комод» в кинотеатр, нужно потратить немало сил и времени - тумбу с проектором и приёмником весом 70 килограммов нужно установить в 2,5 метра от экрана, который, в свою очередь, весит 30 килограммов. Экран «Москвы» - это цельный лист авиационного алюминия шириной 1,2 метра и высотой 0,9 метра - такими листами обшивали в то время космические спутники и истребители.
- Когда я написал на форуме радиолюбителей, что нашёл телевизор «Москва», там начался ажиотаж, - рассказывает Лотарев, - все просили прислать им фотографии, радовались, что нашёлся пятый экземпляр экспериментальной серии 1957 года выпуска, из 38. Один сохранился в эстонском политехническом музее, другой в московском, третий - в нижегородском и еще один в Санкт-Петербурге в частной коллекции - вот и всё. После экспериментальной серии был малосерийный выпуск с 1958-го по 1963 годы, всего их выпустили чуть больше 2000 штук, однако серийные модели уже отличались от этой.
За деревянными створками и крышками телевизора нет привычных глазу микросхем - сплошь лампы, катушки и ручки настройки.






Задняя стенка служит своего рода защитой от дурака - напряжение у кинескопа, по инструкции, 25 000 вольт.
В целях безопасности при снятии крышки срабатывает блокиратор, выключающий общее питание. Поэтому задняя стенка таких телевизоров пломбировалась, снимать пломбу мог только электротехник.

В Новосибирск из Москвы чудо советской радиотехники привезла хозяйка салона элитной мебели в 1997 году, где телевизор и стоял в качестве украшения. Когда салон обанкротился, женщина перевезла аппарат в квартиру. Позже жилплощадь досталась по наследству некоему студенту, который решил избавиться от громоздкого устройства. Объявление о продаже в интернете заметила жена архитектора.
- Я быстро понял, что вещь совершенно уникальная, - вспоминает Лотарев. - Сотрудники московского политехнического музея сказали, что у моего телевизора, единственного из всех найденных, сохранились три буквы от слова «Москва» на лицевой стороне, и в обмен на фото этих букв выслали мне инструкцию в электронном виде.
В руки архитектора телевизор попал в нерабочем состоянии - главная лампа проектора, рассчитанная всего на 500 часов работы, давно выработала ресурс. Но даже если бы она работала - включить телевизор нажатием кнопки всё равно бы не получилось: по инструкции каждый раз после включения необходимо «производить оптическую и электронную фокусировку изображения, яркости и контраста».
К тому же, чтобы окончательно всё настроить, нужно подождать ещё 15 минут,пока прогреются радиолампы и детали.
На форумах радиолюбителей утверждают, что орудие пропаганды с таким большим экраном предназначалось для коллективного просмотра в домах отдыха, больницах или сельских клубах, однако у Лотарева на этот счет своё мнение:
- Это определенно VIP-штука. Уверен, что она стояла у Хрущёва и других партийных деятелей. Ведь на всех советских вещах, если поискать, стояла цена - здесь же её нет, даже в инструкции не указана. И как я ни пытался узнать стоимость того времени - ничего не вышло. Я считаю, что спас этот телевизор - подобные вещи быстро стареют, когда сталкиваешься с ними на бытовом уровне, первое, что приходит в голову - выбросить.
Найти на сайте: параметры поиска