Abbey Road Cable.

Автор:
Опубликовано: 4372 дня назад (30 мая 2012)
Редактировалось: 1 раз — 30 мая 2012
0
Голосов: 0

Дэн Гейбл и Майкл Вайтсайд — известные личности на лондонской музыкальной сцене. Это действительно так, в профессиональном мире их знают намного больше, чем в мире hi-fi. Правда, после того, как Дэн и Майкл открыли пять лет назад компанию Abbey Road Cable, ситуация начала изменяться. Студийная идеология и подготовка оказалась вполне успешной для проникновения на переполненный конкурентами рынок кабелей для Hi-Fi аппаратуры.


Основатели:
Дэн Гейбл — практик. Он был директором студии в Лондоне, получил известность как звукорежиссер монтажа и перезаписи фильмовых и телевизионных фонограмм. Номинировался на премию BAFTA, то есть британского эквивалента "Оскара". Кресло за микшерским пультом долгие годы было для него рабочим местом.

Майкл Вайтсайд — не то чтобы теоретик, но больше склонен к разработке аппаратуры, хотя и пользоваться ею умеет. Он дипломированный инженер, курировавший немало студий. Ведь в каждой студии возникает потребность адаптировать оборудование под собственные нужды, и простор для технического творчества открывается очень обширный. Когда EMI решила полностью переоборудовать знаменитую "чердачную" студию сведения фонограмм Penthouse, входящую в знаменитый комплекс Abbey Road, Майкл впервые серьезно задумался о необходимости разработки кабелей. Таких, какие он хотел бы видеть в Abbey Road. Вместе с Дэном они смогли реализовать свою мечту. Сделанные ими кабели понравились и другим специалистам знаменитой студии, так что, когда Дэн и Майкл решили поставить производство на промышленные рельсы и выйти на рынок hi-fi, руководство EMI сделало им щедрый подарок в виде почетного имени для нового бренда. Так родилась марка Abbey Road Cable. Мы еще поговорим о том, чем кабели Abbey Road отличаются от других, и о том, где и как они делаются, — но сначала отправимся туда, где они родились и где творчески подпитываются их создатели.


В студию!

Посещение двух самых известных европейских студий звукозаписи открывало программу визита российских журналистов на родину кабелей Abbey Road. Бренд Abbey Road Cable был создан Вайтсайдом и Гейблом для того, чтобы применить свой профессиональный опыт в кабелях именно для домашнего hi-fi. Визит же на Abbey Road и Air Studios — возвращение к истокам, в лабораторию творческого поиска этих двух увлеченных своим делом специалистов. Студии Abbey Road 75 лет. Это фактически символ звукозаписывающей индустрии, тесно переплетенный с одноименным культовым альбомом культовой группы The Beatles. Продюсер Beatles Джордж Мартин основал другую лондонскую студию, Associated Independent Recording (Air), по соседству от Abbey Road. Было это 44 года назад. Ныне это один из самых известных комплексов записи музыки для киноиндустрии. В свое нынешнее помещение — в охраняемом государством памятнике архитектуры, часовне Lyndhurst Hall — Air переехала в 1991 году. Забавно, что в связи с подготовкой нового издания всех записей The Beatles и соответствующим ремастерингом, Джорджу Мартину пришлось на несколько месяцев вернуться на Abbey Road. Результаты весь мир узнает 09-09-2009 — такую дату выхода нового каталога записей The Beatles назначили EMI и Apple Corp. Не стоит много говорить о посещении мест, где живет дух великих музыкантов — от Элгара до Джорджа Харрисона. Даже фотографии, сделанные на Abbey Road или Air, кажутся звучащими историческими документами. Поделюсь косвенным наблюдением: аналоговый звук в обеих студиях вовсе не списан со счетов. Да, для кинофонограмм удобнее цифровые пульты и компьютерные станции монтажа вроде Pro Tools, но для производства музыки не простаивают 24-дорожечные аналоговые магнитофоны Studer (для записи) и 2-дорожечные Аmрех (для сведения). В каждой студии мастеринга стоит оборудование для производства матриц грампластинок.

- Для меня студия звукозаписи — идеальное место для экспериментов в конструкции кабеля. Не только я сам могу оценить результат, но и мои коллеги. Опытнейшие специалисты, они всегда мне помогали, — говорит Майкл Вайтсайд.
- Я слушаю живую музыку практически каждый день, — излагает свое кредо Дэн Гейбл. — Если не в студии, то хожу в клубы, помогаю знакомым музыкантам. Для меня это лучший отдых и одновременно слуховой опыт.
Итак, создатели Abbey Road Cable имеют опыт и знают, какого звучания они хотят добиться. Это несомненно. Интересно, какие шаги они сделали от теории к практике?



Теория

- Нам хотелось бы добиться простой цели: чтобы сигнал, проходя по кабелю, минимально изменялся, — говорит Вайтсайд. — Как это сделать?
- Наш слуховой аппарат работает не как спектроанализатор, а, скорее, как фазовый детектор. Именно поэтому мы не слышим статические тона выше 20 кГц, но можем с пугающей точностью определить направление прихода импульсного звука. С пространственным разрешением, эквивалентным частоте 200 кГц и даже выше. В таком случае
изменения фазы сигнала, даже на частотах выше границы слышимого диапазона, приведут к дискомфорту в звучании, нарушению его естественности, исказят пространственную картину. Аудиоаппаратура и кабели, ее соединяющие, должны обладать широким диапазоном частот и не нарушать пропорции тонов и обертонов.
- Любопытный пример из музыкальной индустрии: звукорежиссеры вам единодушно скажут, что при записи ритм-секции всегда лучше получается, если исполнители играют вместе. Упрощенно говоря, 20 скрипачей сыграют вместе лучше, чем один скрипач исполнит партии 20 раз. Это тонкий аспект взаимовлияния, не только исполнительского, но и акустического, указывающий на важность фазовых характеристик. То, что в итоге попадает в диапазон нашего слуха, рождается с помощью сигналов, спектр которых лежит вне пределов этого диапазона.

Итак, был очерчен круг задач. Первое - минимум фазовых искажений в диапазоне примерно от 1 Гц до 200 кГц, что подразумевает, в частности, борьбу с поверхностным эффектом и другими явлениями, вызывающими задержку прохождения высокочастотной части спектра. Второе — минимум потерь в кабеле, в том числе на нагрев (сопротивление), и, как следствие, максимально высокая скорость прохождения сигнала. Что технически выражается, в основном, в требовании снизить активное сопротивление, погонные емкость и индуктивность кабеля. Наконец — и это тоже как следствие: малое сопротивление (активное и реактивное) устраняет кабель из уравнения взаимодействия усилитель - акустические системы (или выходной каскад - сопротивление нагрузки в случае межблочного соединения).



Практика

Выбрав план действий, Abbey Road Cable приступила к его реализации. В принципе, Майкл Вайтсайд уже сталкивался с почти идеальным кабелем: в телекоммуникациях иногда используется специальный трубчатый проводник большого диаметра, погруженный в жидкий азот. Осталось перенести идеал в плоскость реального мира. После ряда экспериментов был выбран проводник из тончайших жил (медь и посеребренная медь) — как обеспечивающий минимальный поверхностный эффект (и широкую полосу пропускания) при устойчивости к большим токам. Азот — в виде газа — используется во вспененном диэлектрике, что существенно снижает паразитную емкость. Богатый студийный опыт определил отношение молодой фирмы к таким важным элементам конструкции кабеля, как заземление/экранирование и качество разъемов. В большинстве обычных применений экранирование ухудшает звук, считают Майкл и Дэн. Более того, неправильное соединение экрана и "земли" в кабелях может испортить не только звучание, но и электробезопасность компонентов. Для разъемов RCA Abbey Road нашла оптимум в немагнитных облегченных соединителях Bullet австралийской фирмы Eichmann. Соединители "банан" для колоночных кабелей Abbey Road Cable разработали сами. Для сетевых кабелей нет ничего лучше хорошо известной в профессиональном мире продукции Schurter. Опробовав конструкцию и подтвердив ее превосходство с помощью измерений, Abbey Road Cable перешли к самому важному этапу. Кабель нужно производить, причем в экономически обоснованных условиях, обеспечивая при этом постоянство и неизменность его свойств. Нужно ли говорить, что в домашних условиях это невозможно? Метод проб вкупе с дружественными советами привел Abbey Road Cable к одному из британских заводов электротехнических изделий, расположенному в Шотландии. Там смогли реализовать задуманное, поскольку оснащение этого завода позволяет выпускать самые разные кабели.



Добыча и производство меди

Медь (Сuprum, от латинского названия острова Кипра) Cu — элемент I группы 4-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, порядковый номер 29, атомная масса 63,546. В природе встречается как в самородном состоянии, так и в виде различных минералов - халькопирит (медный колчедан) СuFеS2, халькозин (медный блеск) Сu2S, малахит СuСo3, Сu(OH)2 и др. Медь — мягкий и ковкий металл красного, в изломе розового цвета. Отличительными свойствами меди являются высокая электро- и теплопроводность (как проводник тока занимает среди металлов второе место после серебра). Кристаллическая решетка — гранецентрированная кубическая. Более 50% добываемой меди применяется в электротехнической промышленности. При этом почти вся медь извлекается из руд, лишь незначительная доля имеет самородное происхождение. Основными источниками меди являются два минерала: халькопирит (медный колчедан) и борнит (пестрая руда), которые представляют собой смесь сульфидов меди и железа. Содержание меди в руде не особо велико, поэтому принято по соседству с рудником строить горно-обогатительный комбинат. Он механически отделяет пустую породу, оставляя так называемый медный концентрат. Крупнейшие месторождения медных руд находятся в Чили (Эскондида), Иране, ДР Конго и Замбии, а также в США, Австралии, России, Казахстане и Китае.

Металлургический завод переплавляет концентрат в черновую медь (через штейн), а затем методом электролитического осаждения на специальные титановые или медные "уловители" получает очищенную медь (99,99%). Эта электролитическая медь является бескислородной, так что надпись ОFС, которой любят щеголять некоторые производители, фактически бессмысленна: в современном мире почти не используется черновая медь огневой очистки. Полученные листы характерного вида именуются катодами. Их размер примерно 1 х 1 м при толщине 8 мм, вес около 35 кг. Из катодов методом непрерывного литья и прокатки делается медная катанка — подобие прута толщиной 8 мм (или более). Из катанки, в свою очередь, волочильные станки могут изготовить медную проволоку меньшего диаметра. Существуют еще способы получения гранулированной меди из вторсырья, на чем специализируются многие китайские плавильные цеха. Британские (и не только) кабельные заводы закупают медную катанку или катоды на лондонской бирже металлов (LМЕ). Цена при трехмесячном упреждении составляет примерно $5100 за тонну катодов.



Производство

Технология производства электрического кабеля хорошо известна и отлажена. Кабельный завод получает готовый провод — медный, луженый, какой требуется; плетет из него нужной конфигурации проводник, затем методом экструзии наносит на него диэлектрик, плетет из изолированных проводников нужной геометрии конструкцию и обволакивает ее экраном (если нужно) и внешней оболочкой. Производство специализированного аудиокабеля имеет определенные особенности, связанные, в первую очередь, с более сложным плетением и необходимостью избавиться от остаточных механических напряжений (чтобы готовое изделие потом не было склонно к скручиванию). Понятно, что крутильные машины и экструзионное оборудование — это дорогостоящая техника. Первоначальные вложения в подобный завод абсолютно неподъемны для фирм, ориентирующихся только на аудиорынок, так что обращение Abbey Road Cable на завод, расположенный в Великобритании, вполне логично. Обеспечение экструзионной техники состоит в закупке полимеров (полиэтиленов, полиолефинов) и прочих пластикатов, а также красителей, лаков и других сопутствующих химикатов. Как мне рассказали на заводе, специфика производства кабеля для Abbey Road Cable состоит в том, что для него закупается провод в основном немецкого производства, а для производства кабеля используется специальная машина. Необычен и применяемый диэлектрик.



Результат

Abbey Road Cable — довольно редкий пример успешного воплощения идей "с той стороны зеркального стекла" (индустрии звукозаписи) в домашнем hi-fi. В отличие от многих других, этот производитель кабеля контролирует весь процесс работы над своими изделиями: от разработки до упаковки. Стильный черно-белый дизайн призван напомнить о знаменитом пешеходном переходе через Эбби-роуд, увековеченном на обложке одноименного альбома The Beatles. Есть ли у дома на Эбби-роуд свой гений места, дух-хранитель культурной среды? Роман об Эбби-роуд еще не написан. А звуковой кабель, чтущий традиции студии, уже есть...
Abbey Road и студия EMI. | Секреты уникального звучания знаменитых рок-групп.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска