Секреты уникального звучания знаменитых рок-групп.

Автор:
Опубликовано: 4372 дня назад (30 мая 2012)
Редактировалось: 1 раз — 30 мая 2012
0
Голосов: 0
Современные мастера звука не разгадывают загадки средневекового лака и секреты сушки древесины, идущей на скрипичные деки. Они просто пытаются построить собственный саунд – неповторимое, легкоузнаваемое звучание. И подчас добиваются цели невероятными способами.
Так, специфическое эхо The Beatles формировалось вентиляционными камерами лондонской студии Abbey Road. Культовый электроорган Hammond представляет собой комбинацию часового механизма и магнитофона. А тайна неповторимого вокала Френка Синатры – в микрофоне Neumann U47 и предварительном усилителе с лампами эпохи Второй мировой. И это далеко не все секреты монстров рока, поп-див и классных рок-н-ролльщиков.

Каминная гитара
Поклонники Queen считают неповторимое звучание гитары Брайана Мэя такой же визитной карточкой группы, как и голос Фредди Мэркьюри. Долгое время оставалось загадкой, с помощью каких «примочек» создается такой звук. Большинство доморощенных экспертов сходилось в том, что Мэй работал с синтезатором. Но это не так. С пяти лет Брайан учился играть на фортепиано и банджо, но к шести годам понял, что его инструмент – гитара. В семь лет мальчику подарили акустическую гитару, но она оказалась слишком большой для детских рук. Вот тогда-то будущий преподаватель Королевской музыкальной академии, доктор астрофизики и по совместительству рок-звезда стал переделывать музыкальный инструмент под себя. Юный Мэй мечтал о Fender Stratocaster, но родители не могли купить сыну такой дорогой инструмент. И Брайан вместе с отцом принялся мастерить его своими руками. На это ушло два года и невероятный материал. Гриф изготовлен из куска махагонового дерева, отпиленного от 200-летней каминной балки. Корпус гитары – из дуба, головки колков – из старых перламутровых пуговиц, а рукоятка механического тремоло – из держателя багажника мотоцикла. Рассчитав математическую модель гитары, Брайан Мэй нарушил один из главных постулатов. Его Red Special имеет 24 лада – на два больше, чем у классической 6-струнной. Зато «самопал» позволяет брать более высокие ноты и извлекать неповторимые звуки. Став известным музыкантом, Брайан отказался от традиционных медиаторов. Вместо них он использовал монеты достоинством в 6 пенсов. Их «отменили» еще в начале 1970-х, но в 1993 г. Королевский монетный двор согласился напечатать специальную партию 6-пенсовиков с изображением Брайана Мэя, чтобы тот мог по-прежнему использовать «нумизматику» вместо пластика. Еще один секрет звучания – в электронике. На концертах играла целая батарея ламповых усилителей Vox AC30, усовершенствованных Брайаном и бас-гитаристом Queen Джоном Диконом. А компанию им составлял крошечный батарейный усилитель Deacy Amp, собранный Диконом. Этот гаджет использовался, в основном, при записи новых альбомов.
Сегодня многие компании выпускают специальные устройства, позволяющие сымитировать звучание гитары Red Special. Корпорация Digitech продает гитарную педаль Brian May Red Special. Компания VOX запустила в производство копию Deacy Amp. Серийным стал и «тюнингованный» группой Queen усилитель VOX AC30. Наконец, была переиздана и сама Red Special. Ее реплики выпускали Greco (Япония), Guild (США) и др. А в 1996-м Грег Фрайер специально для Мэя создал три копии Red Special, названные John, Paul и George.


Альбом The Dark Side of the Moon считается самым ярким творением группы Pink Floyd. Неповторимый саунд «Обратной стороны луны» создан британским инженером Аланом Парсонсом (он же записывал Abbey Road – последний альбом The Beatles) и сыном русских эмигрантов Петром Зиновьевым, основавшим электромузыкальную компанию EMS. В 1969 г. вместе с Дэвидом Кокереллом он создал первый в истории шоу-бизнеса портативный синтезатор VCS3. Компактный VCS3 (музыканты прозвали его Putney) обладал возможностями огромных студийных синтезаторов. «Машинки» Зиновьева до сих пор считаются лучшим инструментом в своем классе. ИхиспользовалиJean Michel Jarre, Roxy Music, The Who, Pink Floyd, Led Zeppelin. В биографии VCS3 множество загадок. По документации EMS, было выпущено только 800 таких синтезаторов. Однако количество «троек» на различных аукционах и в частных коллекциях значительно больше. Сегодня Putney в хорошем состоянии стоит EUR 5 тыс. Это в десятки раз дороже, чем цена профессионального цифрового синтезатора Yamaha DX-7 (использовался Брайаном Мэем при записи последних альбомов Queen). Наконец, никто до сих пор не может понять, почему VCS3 звучит так живо и многообразно. Все попытки «переиздания» его успехов не имели.

Тайна Deep Purple
Ричи Блэкмор не делал гитару собственными руками, но уникальный звук инструмента он выстроил сам. В середине 1960-х Ричи работал сессионным гитаристом на студии Джо Мика – легендарного инженера и продюсера. Мик активно экспериментировал с магнитофонами, придумал наложение звука и создал многие гитарные «примочки», вошедшие в арсенал рок-музыкантов. Собственно говоря, хард-рок как таковой придумал тоже Джо Мик. Блэкмор научился у шефа творчески обращаться с аппаратурой. Легендарный звук его гитары был создан с помощью старинного катушечника. О необычном музыкальном инструменте Блэкмор рассказывает неохотно. Но, судя по фотографиям, речь идет о катушечнике Aiwa серии TP (1967–69 годы). В 1972 г. Блэкмор переделал предварительный усилитель японского магнитофона, увеличил скорость движения ленты и использовал «Айву» в качестве эффектора и линии задержки. Ни Блэкмор, ни работавшие с ним инженеры долго не могли заменить разваливающийся от старости магнитофон Aiwa. Синтезаторы и цифровые гаджеты оказались бессильными – гениальный гитарист постоянно возвращался к катушечнику. И только на рубеже тысячелетий специалисты датской компании T-REX Engineering создали педаль T-REX Replica, заменившую допотопного «японца». «Теперь, – говорит Блэкмор, – на старости лет у меня есть вариант, который позволяет заменить «незаменимое». Педаль, имитирующая древний катушечник, собрана на двух профессиональных 24-битных процессорах Burr Brown, работающих на тактовой частоте 200 кГц (почти в 5 раз выше, чем у CD-плеера). Внутри педали – MIDI-контроллер, модуль памяти и синхронизатор, позволяющий темпорировать звучание. На «Реплике» играют также Дэвид Гилмор (Pink Floyd), Стив Морзе (Deep Purple 1996–2007), Пит Тауншенд (The Who) и другие монстры рока. Но, как говорят близкие к чете Блэкморов люди, сам Ричи время от времени стряхивает пыль с той самой Aiwa, подключает гитару к ее линейному входу и просто играет. А может, Ричи снова пытается создать звук, которого не было раньше?...
Abbey Road Cable. | Если Вы собрались ехать в Ливерпуль.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска