ДЖОРДЖ ХАРРИСОН: РУССКИЙ ВЗГЛЯД.

Автор:
Опубликовано: 4372 дня назад (30 мая 2012)
0
Голосов: 0

Скорбная весть пришла 30 ноября 2001 г. из Лос-Анджелеса. Накануне, 29 ноября, умер Джордж Харрисон. Мир потерял прекрасного музыканта и интересного человека.
Музыканты исполнили в память о Джордже его песни. Телевидение показало кинохронику минувших лет. Радиостанции прервали свои программы для экстренного сообщения и прокрутили лучшие песни Харрисона. Газеты напечатали о нём статьи и его фотографии. Так или иначе на смерть музыканта отреагировали все средства массовой информации, в меру своих возможностей, способностей и такта.
Редакция "Антологии рок-музыки" решила выпустить в память о Джордже Харрисоне книгу. Я позвонил друзьям и коллегам и пригласил их принять участие в этом проекте. Никто не отказался. Спасибо всем.
Выражаю благодарность Елене Васневской и студентам Московского Государственного Горного Университета за техническую помощь в подготовке книги к изданию. Первая в России книга о Харрисоне выходит через месяц после кончины музыканта.
Если читатель встретит в книге отдельные шероховатости и опечатки, надеюсь, это не слишком его расстроит. Объяснение простое - сжатые сроки выхода книги.
Я глубоко признателен директору издательства "Ветеран ВИФ" Вячеславу Ивановичу Федоровскому за многолетнюю поддержку в издании гуманитарной литературы.
Особое спасибо моим родителям за проявленное понимание и терпение в ходе моей работы над книгой.

В. В. БОКАРЕВ (Москва),

Гл. редактор "Антологии рок-музыки"



ДЖОРДЖ ХАРРИСОН: В ПОИСКАХ ВНУТРЕННЕГО СВЕТА

Песни Джорджа Харрисона я впервые услышал в середине 70-х.
В те годы я и предположить не мог, что когда-нибудь мне придётся делать книгу о музыканте, тем более после столь печального события.
Первая книга о Харрисоне в России выходит месяц спустя после смерти Джорджа. Миллионы людей во всём мире с болью в сердце переживали уход музыканта. В адрес Оливии и Дхани поступили многочисленные соболезнования от известных музыкантов и деятелей культуры, первых лиц государств и совсем незнаменитых людей.
В столице туманного Альбиона - Лондоне был приспущен национальный флаг. Гвардейцы Букингемского дворца в нарушении многовековой традиции исполнили в память о Джордже попурри из песен "Битлз" (не знаю, было сие сделано с разрешения её Величества Елизаветы II или гвардейцы проявили инициативу и дерзнули, в любом случае, это глубоко символично).
Музыканты не слишком любят произносить речи, свои чувства они привыкли выражать с помощью музыки. Королевские гвардейцы провожали Джорджа в последний путь, играя его песни, написанные ещё в те далёкие времена, когда все они были молоды, когда все они были вместе, когда все они были живы... Казалось, музыкальное волшебство "Битлз" будет вечным. Но в жизни любая сказка, даже битловская сказка "о том, что жили-были в Ливерпуле четыре весёлых паренька, которые очень любили играть на гитарах, но им было очень грустно, что никто на них не обращает внимания, тогда они организовали группу и уже через несколько лет очаровали своей музыкой весь мир". Каждый год битлы радовали людей новыми песнями.
Но в 70-м был распад, а в 80-м маньяк застрелил основателя группы Джона Леннона. После выхода "Антологии "Битлз" (альбомов, фильма, книги) многие надеялись на то, что Пол, Джордж и Ринго когда-нибудь всё-таки ещё сыграют вместе и выпустят совместную пластинку.
Со смертью Харрисона мечтам пришёл конец.
Последние несколько лет Джордж мужественно боролся за свою жизнь, которая всё время висела на волоске. В 1997 году у музыканта была обнаружена раковая опухоль горла, врачи её удалили и, вроде бы, Джордж пошёл на поправку. Впрочем, последствия болезни отразились на его внешнем виде. Джордж как-то "вдруг" сильно постарел. Седина покрыла шевелюру, в глазах чувствовалось напряжение, волнение и грусть.
Год спустя во время очередного обследования врачи нашли у Харрисона опухоль в лёгких и удали часть одного лёгкого.
Через год - в декабре 1999 года судьба уготовила Джорджу ещё один коварный удар. Некий психопат якобы услышал голоса "оттуда" о том, что "битлы - это четвёрка чёрных магов, которых надо уничтожить, всех до единого". Новоявленный мститель послушно отправился выполнять полученный приказ и наверняка бы справился бы с отведённой ему миссией, если бы не ангел-хранитель Джорджа в последние 25 лет его жизни - жена музыканта Оливия, которая спасла мужа от верной гибели.
Однако последствия полученных десяти ножевых ранений, психологический стресс и распространение раковых метастаз всё больше омрачали жизнь Харрисона. Но Джордж не сдавался. Он проходил обследования и продолжал работать.
Весной 2001 года врачи обнародовали новый, ещё более зловещий диагноз: рак мозга. Сразу вспомнилось, что именно от рака мозга умерла в 1970 году мать Джорджа - Луиза.
Несмотря на минимальные шансы на излечение при таком диагнозе и публикации бульварной прессы, раструбившей на весь мир новость о том, что музыкант обречён, и дни его сочтены, Джордж не опустил руки и не исчез из поля зрения. Он проходил курсы химиотерапии, записывал песни, общался с друзьями. Всем своим видом Джордж опровергал назойливые слухи о его близкой кончине, "Я не собираюсь умирать!", - говорил он журналистам.
Но злодейка-судьба или точнее тот, кто "заказал" Джорджа и не думал отказываться от вынесенного музыканту приговора.
За две недели до трагического финала в Лос-Анджелесе побывали старые друзья Харрисона - Пол Маккартни и Ринго Старр. Они приехали попрощаться с Джорджем. По признанию Пола Маккартни, "Джордж был очень слаб, но не показывал вида и старался шутить". Хотя всем уже было ясно, что это их последняя встреча.
Почему смерть Харрисона вызвала резонанс во всём мире?
Джордж не был виртуозным инструменталистом и выдающимся певцом. Так может быть правы те, кто объясняет резонанс вокруг прощания с музыкантом проявлением инерции общественного сознания, которым манипулируют средства массовой информации?
В чём же тогда величие Харрисона как музыканта?
Неужели только в том, что он был одним из "Битлз"? (такой подход оказался широко распространённым).
Величие Харрисона - в его новаторской по духу и форме музыке. Джордж первым из рок-музыкантов соединил европейскую и восточную традиции в современной музыке, Ему удалось создать в музыке своё неповторимое звучание. Вокал Джорджа не был самой сильной стороной в его музыке. Найдётся немало певцов, способных спеть песни Харрисона более сильными и правильными голосами. Но вряд ли это будет также эмоционально и проникновенно, как в исполнении самого Джорджа. Харрисону принадлежит немалая заслуга и в том, что европейские музыканты обратились к восточной музыке и к этнической музыке в целом. Вместе с ним мир Востока открыли миллионы молодых людей во второй половине 60-х - 70-х годах XX века.
Одной из причин, почему я решил сделать книгу о Джордже Харрисоне, является моё недовольство, а в некоторых случаях и возмущение, от содержания прочитанных многих статей о музыканте, опубликованных в российской прессе после его смерти.
"Тихий битл", "тёмная лошадка", "человек-невидимка". К сожалению, журналистские штампы и поверхностная информация во многом заслонили реальную личность музыканта, его музыку и внутренний мир. Не скажу, что все прочитанные мною статьи в российской прессе оказались плохими. Есть более-менее приличные материалы, но они составили явное меньшинство.
В большинстве же случаев присутствует односторонность, стандартность, мелочность и масса ошибок, которые свидетельствуют о непрофессионализме авторов статей. Впрочем, у меня нет сейчас особого желания "работать над ошибками" с графоманами и делать эту работу достоянием гласности. Как-нибудь в другой раз.
Однако на самых принципиальных ошибках концептуального и методологического характера имеет смысл остановиться.
5 декабря 2001 года в газете "Московский комсомолец" была опубликована статья известного и заслуженного мэтра отечественной журналистики Мэлора Стуруа о Джордже Харрисоне. Статья как статья. В ней есть здравые мысли и искренние чувства. Есть неточности и опечатки. А у кого их нет? Меня удивило не это, а попсово-пафосное и затасканное средствами массовой информации название статьи - "Последний герой".
Неужели автор и редакция "Джокера" действительно считают Харрисона "героем"? В чём же было тогда его "геройство"? На этот вопрос в содержании статьи ответа нет. Но даже если б Джордж и был бы "героем", то почему же "последним"? Неужели героев больше нигде и ни в чём нет, и никогда уже больше не будет? Кто и по каким критериям определил и вычислил сие? Наверное, кому-то явно хочется примерить одежды и мудрость самого Господа Бога? Скромнее надо быть, господа и товарищи!
Броское рекламное название ещё не признак остроумия. Да и случай не тот, чтобы острить и повторять пустые банальности. Откроешь газету или журнал, а там всё о том же - кругом "последние герои". Включишь телевизор, и по ящику тебе покажут "последних героев". Такое впечатление, что в некоторых СМИ работает много людей с болезнненно эсхатологическим мироощущением, которые заботливо и постоянно оповещают нас о последних героях и приближении конца света.
Джордж Харрисон - "последний герой"? Не обижайте музыканта. Покойный очень не любил суетность этого мира и вряд ли бы ему понравился Ваш заголовок, больше подходящий для "мыльной оперы" или очередной шоу-программы. Джордж никогда не выпячивал своё "я". Он никогда не хотел быть или казаться героем. Он им и не был. А кем же он был? Каким его будут помнить? С чем пришёл он в этот мир и что оставил после своего ухода?
Неужели современники и потомки запомнят его только как "тихого битла", "тёмную лошадку", "рок-мистика", "адепта кришнаизма".
"Последний герой". Ну уж нет! Джордж Харрисон был первым евразийцем рока. В этом главная черта его творчества и личности.
В номере 49 за 2001 год "Аргументов и фактов" есть небольшая заметка о Харрисоне в рубрике "шоу-бизнес". Другого места, видимо, не нашлось. Содержание материала отличается редким невежеством, кощунством и цинизмом.
Во-первых, безымянный автор с апломбом пишет в "АИФ" о том, что когда Харрисон "всерьёз увлёкся философией Индией и индийской музыкой - и подавно" его песни не попадали в битловские альбомы. С 1966 по 1970 годы, то есть в период активного изучения Харрисоном индийской музыки, религии и философии, музыкант записал на пластинках "Битлз" более 15 своих песен, что составляет более 70% всех его песен, написанных в составе "великолепной четвёрки".
Зачем же обманывать миллионы читателей газеты, которая когда-то старалась выглядеть респектабельной, а в последнее время всё больше "желтеет". К тому же "АИФ" выходит и за рубежом. Неужели в редакции думают, что среди зарубежных читателей сплошь одни невежды или это "запланированная" сенсация наоборот, чтобы заметили и не прошли мимо?
Во-вторых, в "АИФ" в отношении Харрисона утверждается следующее: "и его сольная карьера была также не столь заметной: снимал кино, организовал, возможно, первый в истории рок-музыки благотворительный концерт в пользу Бангладеш".
И вновь информация, далёкая от правды. Прежде всего, начало сольной карьеры Харрисона после распада "Битлз" было самым успешным и в творческом, и коммерческом отношении. В 1970 году его тройной альбом "ALL THING MUST PASS" стал "золотым". В США он разошёлся тиражом 500 тысяч экземпляров за три недели, а за год во всём мире было продано 8 миллионов экземпляров. Остальным экс-битлам было очень далеко до Джорджа в тот период!
Знаменитый "Концерт для Бангладеш", организованный Джорджем Харрисоном, не был первым в истории рок-музыки благотворительным концертом. Первым таким концертом стал "Фестиваль мира и возрождения рок-н-ролла" в Торонто в 1969 году, на котором, кстати, выступил Джон Леннон с группой "PLASTIC ONO BAND".
Другое дело, что Харрисон стал первым рок-музыкантом, организовавшим благотворительный концерт.
"Снимал кино". Что скрывается за общей фразой? Кинокомпания Харрисона выпустила несколько десятков художественных и документальных кинолент, многие из которых получили признание у профессионалов и завоевали симпатии зрителей. Кому и зачем нужны подобные статьи о Харрисоне? Пользы от них никакой, кроме вреда. Никто не застрахован от отдельных погрешностей или ошибок. Но когда весь материал - сплошное "ля-ля" на заданную тему, просто противно читать.
Обратимся к основным вехам жизни и творческой биографии музыканта.
Джордж Харрисон родился 25 февраля 1943 года в Ливерпуле. В семье Луизы и Гарольда Харрисонов Джордж был четвёртым ребенком, самым младшим. У Джорджа были 12-летняя сестра Луиза братья - 9-летний Гарольд и 3-летний Питер. Семья Харрисонов имела средний достаток. В молодости Гарольд-старший, как и отец Джона Леннона Фред, в течение десяти лет плавал стюардом на торговых судах, целый год был безработным, потом ему удалось устроиться кондуктором и, наконец, водителем автобуса; в конце 50-х он стал профсоюзным активистом. Луиза-старшая работала продавщицей в овощной лавке и уделяла большое внимание воспитанию детей.
Уже в детские годы Джордж столкнулся с серьёзными проблемами: хронические простудные заболевания, насмешки сверстников над его лопоухостью и местожительством в районе Спик, пользовавшемся плохой репутацией. Эти обстоятельства повлияли на формирование у мальчика характера замкнутого, ранимого и одновременно гордого, дерзкого, умеющего за себя постоять и пойти наперекор окружающим.
В школе Джордж учился неровно. Обладая незаурядными способностями, он испытал в полном объёме сильное воздействие учительских экспериментов по выработке сознания добропорядочного среднестатистического гражданина. В результате Джордж постепенно потерял к занятиям в школе всякий интерес, ему было в ней просто ужасно скучно. Ответной реакцией на эксперименты учителей были неповиновение, бунт, нарушение порядка, прогулы занятий. Всем своим внешним видом - длинные волосы, брюки-дудочки, жёлтый жилет, голубые ботинки и высокомерный взгляд, нагловато означавший: "ну, и как я Вам нравлюсь, мои дорогие наставники" приводил учителей в бешенство и шокировал окружающих. Джордж был доволен произведённым эффектом. На него наконец обратили внимание, выделили из остальной массы одноклассников. Его заметили! Для юного Джорджа это была настоящая победа, одержанная при поддержке матери, которая защищала своего маленького любимца от нападок со стороны учителей.
Позднее поведение Джорджа изменилось. Он избрал другую тактику. Отказавшись от дерзких поступков, Джордж постепенно перестал быть объектом критики учителей. На него просто махнули рукой, и он погрузился в долгий сон.
Разбудила Джорджа музыка, Он всерьёз увлёкся музыкой скиффл. Особенно ему нравился популярный в 50-е годы английский певец и композитор Лонни Донеган.
Мать с пониманием отнеслась к новому увлечению сына. Ведь в молодости Луиза очень любила танцевальную музыку. Купив Джорджу за три фунта гитару и самоучитель, она помогала ему в овладении аккордами при разучивании гитарных пьес, подбадривая сына в трудные минуты, когда разбитые в кровь пальцы юного музыканта уже не силах были перебирать струны, и от отчаянья хотелось навсегда забросить гитару. Постепенно игра Джорджа становилась увереннее. Поощряя занятия сына музыкой, Луиза сделала ему подарок, купив настоящую электрогитару за целых 30 фунтов.
В 1956 году 13-летний Джордж создал собственный ансамбль "Рэбэлз" ("Бунтари"), в состав которого вошли его старший брат Питер и Артур Келли. В скором времени скиффл-группа выступила на концерте в клубе Британского легиона. После концерта каждый "бунтарь" получил ровно 10 шиллингов. Первый концерт, первый заработок.
С 1954 года Джордж учился в школе, носившей громкое название "ливерпульский институт". Здесь он и познакомился с Полом Маккартни, который был на год старше Джорджа. Основой их дружбы стала общая любовь к музыке. Пол был приятно удивлен не по годам зрелой игрой Джорджа на гитаре. Маккартни уже год играл в ансамбле Леннона "Куорримэн".
Однажды (было это в 1958 году) Пол рассказал Джону о том, что у него есть школьный друг, который здорово играет на гитаре, особенно ему удаются сольные партии. Леннон, как обычно, подобные восторженные оценки на веру не принял, но всерьёз заинтересовался. Чтобы удовлетворить свое природное любопытство, Джон предложил заглянуть "на огонёк" к неизвестному гитаристу и послушать его игру.
Разница в возрасте (Джон был на два с половиной года старше Джорджа), застенчивость и молчаливость "малыша", как любил позднее называть будущего друга Леннон, - всё это не вызвало у экзаменатора оптимизма. Но вот Джон услышал звуки, которые извлекал из инструмента "малыш". Джон был потрясен! Этого не может быть, наверное, он ослышался. Но нет, звук и вправду был удивительный. "Малыш" играл лучше всех гитаристов, которых ранее встречал Джон. "Я исполнил им "RAUNCHY", и Джон разрешил, мне играть с ними. "RAUNCHY" был моим коронным номером. Например, мы ехали куда-нибудь на втором этаже автобуса, и Джон кричал:
"Джордж, давай, "RAUNCHY"! Вот так Харрисон и стал соло-гитаристом группы "Куорримэн".
В 1959 году ребята решили поменять название группы. "Джонни энд Мундогз" ("Джонни и лунные псы") - так отныне они стали себя называть. Однако под таким названием группа просуществовала недолго. В том же году она уже выступала под новым именем - "Силвер Битлз" ("Серебряные жучки-ударники"). Через некоторое время первое слово из названия ансамбля исчезло. Осталось только "Битлз"... Именно под таким названием ливерпульский квартет совершит настоящую революцию в современной музыке и станет самым знаменитым ансамблем "всех времён и народов".
В составе "Битлз" Джордж Харрисон написал более 20 песен. Музыкальная стилистика его песен существенно отличается от песен Леннона и Маккартни. Харрисон - композитор-лирик. Стиль Харрисона менее жёсткий, чем у Леннона, и не столь шлягерный, как у Маккартни. Его стихия - мягкие лирические песни с красивыми необычными мелодиями и плавными переходами. Особый колорит менее "роковым" по звучанию песням Джорджа придают индийские инструменты, восточная манера исполнения вокальных партий и выразительное соло на гитаре или ситаре.
Не обладая поэтическим даром Джона и голосом такого широкого диапазона, как у Пола, Джордж в битловский период своего творчества старался выразить свои чувства в музыке прежде всего как мелодист, используя оригинальные аранжировки, нетрадиционные приёмы и инструменты. "Не будучи плодовитым композитором, он, тем не менее, очень музыкален, - писал о Харрисоне в своей книге "Грохочущий подвал" в 1964 году менеджер "Битлз" Брайан Эпстайн, - Джордж необычайно тщательно настраивает свою гитару перед выступлением. Он обладает тонким слухом, особенно на половинные ноты и остальные ребята высоко ценят его редкий дар. На сцене Джордж сосредоточен, внимательно прислушиваясь к звучанию всех инструментов, он может уловить малейший диссонанс".
По мнению Эпстайна, "внешне Пол - само обаяние, Джон - лидерство. Ринго - причуды маленького человека, Джордж же со своей улыбкой хитреца - "свой парень в доску". А все они замечательные в необыкновенные ребята. Я не верю, что явление, подобное "Битлз", когда-нибудь повторится, никто и никогда не сможет достигнуть в шоу-бизнесе такого высокого уровня таланта и магнетизма". С тех пор прошло почти сорок лет - солидный срок для стремительно меняющейся истории современной музыки, слова Эпстайна оказались провидческими и звучат, как и к песни "Битлз", по-прежнему актуально. Вершина, которую достигли своим творчеством музыканты "Битлз", так и остается непокоренной никем.
Дебют Харрисона - композитора состоялся в ноябре 1963 г. Во второй альбом ливерпульской четверки "WITH THE BEATLES" вошла его песня "DON'T BOTHER ME". Долгое время Джордж находился в тени дуэта Леннона и Маккартни. Композиторский талант Харрисона раскрылся в песнях "I NEED YOU" (1965 г.), "IF I NEEDED SOMEONE" (1965 г.), "WHTHIN YOU WITHOUT YOU" (1967 г.), "WHILE MY GUITAR GENTLY WEEPS" (1968 г.), "SOMETHING" (1969 г.), "HERE COMES THE SUN" (1969 г.), "I Me MINE" (1970 г.).
По словам Харрисона, в 80-е годы "продюсер "Битлз" Джордж Мартин ... признался, что всегда сожалел о том, что ему приходилось уделять больше внимания другим членам группы, а стоило бы мне. "Надеюсь, ты простишь меня", - сказал он".
Песни Харрисона "WHILE MY GUITAR GENTLY WEEPS" и "SOMETHING" оказались лучшими и самыми популярными на "Белом альбоме" и "Эбби Роуд", они затмили композиции его старших и более авторитетных коллег Леннона и Маккартни. Эти песни Харрисона в дальнейшем много раз переиздавались и прочно вошли в репертуар самых известных исполнителей, став классикой современной музыки.

Смотрю на всех вас и вижу, как в вас умирает любовь.
Пока гитара нежно плачет.
Смотрю на пол, его нужно подмести вновь.
Пока гитара нежно плачет.

Неужели никто не научил вас дарить любовь?
И почему вы позволили им взять себя под контроль ?
Они же вас покупают и продают.

Я так люблю созерцать вращенье Земли,
Пока гитара нежно плачет.
Любая ошибка может стать хорошим уроком,
Пока гитара нежно плачет.

Неужели никто не предупредил, что вас ждёт западня.
Вы позволили им развратить свои души.
Разучившись мыслить свободно,
Можно ли снова найти себя?

Я вижу, как в вас умирает любовь,
Пока моя гитара нежно плачет.
Я ещё вижу вас всех...
Пока гитара нежно плачет.

С 1966 года на всех пластинках "Битлз" обязательно были песни Харрисона. Песни Джорджа были другими. Они расширяли музыкальное сознание людей и опровергали миф о том, что современная музыка не может быть подлинным искусством. Творчество и жизнь Харрисона есть синтез духовных традиций Запада и Востока, они способствовали диалогу и взаимопониманию людей различных культур и религий, освобождали их сознание от национальных и расовых предрассудков, помогали осознанию людьми подлинных общечеловеческих ценностей. Рок-музыка является синтезированным жанром и "интернациональным" видом искусства.
И исследователи, и поклонники единодушны в том, что без Харрисона волшебство "Битлз" не состоялось бы. Вклад Джорджа в музыку ансамбля неправомерно было бы ограничивать только его работой как композитора.
Харрисон был лучшим среди битлов инструменталистом. Его гитарные соло являлись украшением битловских песен (достаточно вспомнить знаменитые аккорды в исполнении им песни Леннона "А HARD DAYS NIGHT").
Джордж первым из "Битлз" использовал в 1965 году при записях песен 12-струнную гитару и педаль "Wah-wah".
Песни с ведущим вокалом Харрисона есть на всех альбомах "Битлз".
Интересно, что не Леннон, которого всегда интересовали политические и социальные проблемы, а именно Харрисон стал автором первой "социальной" песни "Битлз". Битловский альбом "REVOLVER" 1966 года открывала песня Джорджа "TAXMAN" - сатира на вечную тему "правительство и налоги граждан".

Слушайте сюда, всё очень просто:
Вам - десять, а мне - девяносто.
Я же - сборщик налогов,
Да, я - сборщик налогов.
Налоговый процент итак слишком мал,
И будьте благодарны, что я не всё собрал,
Я же - сборщик налогов,
Да, я - сборщик налогов.

Водишь машину - плати налоги за дороги.
Хочешь сесть на стул - быстро денежки на стол.
Если хочешь жить в тепле, заплати налог ты мне.
А захочешь прогуляться, заплати налог за ноги.
Ведь я же - сборщик налогов.
Да, я - сборщик налогов.

А куда же идут эти деньги (Эй, мистер Вильсон),
Не задавайте лишних вопросов (Эй, мистер Хит),
Если в вас нет лишних денег.
Ведь я же - сборщик налогов,
Да, я - сборщик налогов.

Внимание! Всем умершим, не забыть!
Пошлину за глазки заплатить.
Я же - сборщик налогов,
Да, я сборщик налогов.
И помните, у вас только один босс.
Это я - сборщик налогов.

В 1965 году Джордж увлёкся индийской музыкой. На съёмках фильма "HELP!" он случайно подобрал лежавший рядом с остальным реквизитом ситар и попробовал играть на нём.
Год спустя Харрисон познакомился с выдающимся индийским музыкантом и композитором Рави Шанкаром, который не только стал обучать его игре на ситаре и других индийских инструментах, но и открыл молодому англичанину мир уникальной философии и культуры Индии. Позднее Рави Шанкар и Джордж Харрисон неоднократно участвовали в совместных записях сольных альбомов, выступали вместе на сцене.
Открытие Востока заставило Джорджа пересмотреть взгляды на окружающий мир, "Битлз" и самого себя. Джордж все больше отдалялся от "Битлз", предпочитая суете уединение, а совместной работе в группе - выступления и записи с другими музыкантами. Неслучайно Харрисон первым из "Битлз" записал вместе с индийскими музыкантами сольную пластинку "WONDERWALL" (1968 г.).
К истине можно прийти разными путями. Мистический опыт, медитация и интуиция являются одной из форм познания тайн мироздания.
После распада "Битлз", вслед за Ленноном, ещё в 1970 году написавшим песню "GOD" с примечательной строчкой "я не верю в "Битлз", Харрисон в 70-е подверг резкой критике миф о "Битлз", выступив с разоблачительными заявлениями в прессе в отношении рекламного имиджа "Битлз". "Нам вместе было иногда плохо, иногда хорошо, больше даже хорошо, чем плохо, но когда нас превратили в манию, из этого могло быть два выхода: или остановиться вовремя, или умереть, - говорил Джордж. - Вы не представляете, как часто мы были на пороге смерти: самолёты загорались, автомобили переворачивались, приезжали на место - толпы готовы были затоптать нас в восторге погони за нами. Время сжималось, - мы превращались в стариков".
Было бы грубой ошибкой рассматривать битлов только как жертв идолопоклонства и наркомании. Статус жертв не освобождает от ответственности. Битлы часто сознательно, а иногда и бессознательно способствовали популяризации наркотиков среди молодёжи. Потом они стали критиковать "тяжёлые" и ратовать за легализацию "лёгких".
Харрисон, как и остальные битлы, не смог (наркомана нельзя излечить полностью и навсегда) или не захотел отказаться от увлечения "лёгкими" наркотиками. Так, 16 февраля 2001 года в Интернет-интервью он откровенно заявил: "Вчера вечером я видел по телевизору, как кто-то выдирал огромное количество "травы" на полях в Калифорнии. Моё ощущение таково - пока вы можете зайти в магазин и купить виски, бурбон, водку, джин и всё прочее такое, то небольшое количество "травки" - это ничего. Власти только способствуют росту цен".
Вот и в "Антологии "Битлз" битлы подробно вспоминают о своих наркотических опытах. Настолько подробно, что, кажется, им доставляет удовольствие бравировать подобными признаниями перед читателем и эпатировать публику. Думаю, что это не делает им чести. Идеальных людей в жизни не бывает. У каждого свои заблуждения, ошибки, грехи и пороки.
Как и Леннон, Харрисон был непримиримым противником идеи возрождения "Битлз", постоянно витавшей в воздухе в семидесятые годы среди поклонников, журналистов, менеджеров.
"Чего от нас хотят? Крови? - с возмущением восклицал Джордж. - Хотят, чтобы, мы кончили, как Элвис Пресли? (король рок-н-ролла - кумир ранних "Битлз", ставший жертвой наркотиков, потогонной системы шоу-бизнеса и собственной мании величия, умер 16 августа 1977 г. - В. Б.). Мы же до сих пор не расстаёмся с людьми. Есть наши фильмы и пластинки, которые они могут слушать сколько угодно... Повторяю: от нас остались песни! "Битлз", как считают теперь, дали некий толчок в развитии современной музыки. Но каждый год, пока мы были "Битлз", может идти за двадцать. Кажется, прошла вечность - помножьте! И с меня хватит! Мы-то ведь никогда не видели "Битлз"! Так и можете нас называть (смеётся). Мы были четыре относительно здоровых человека в мире безумия. Люди использовали нас как оправдание для собственных слабостей и ошибок, и мы жертвы их оправданий. Вот, почему они хотят, чтобы мы снова стали "Битлз", а они снова могли безболезненно валять дурака. Но они никогда не принимают в расчет наше желание - хотим ли мы снова быть "легендарной четверкой".
Джордж не хотел играть роль "вечного битла", чтобы зарабатывать деньги на имитации творчества, тиражируя копии с оригинала в угоду инфантильным поклонникам и предприимчивым дельцам, жаждавшим получить сверхприбыли в результате новой эксплуатации "Битлз". Харрисон был категорически против культа "Битлз". Более того, на вопрос корреспондента журнала "Штерн" "Значит, если бы представился шанс начать все сначала, вы не стали бы "Битлз"?" Музыкант ответил однозначно: "Никогда! Ни в этой, ни в иной жизни!". Получалось, что участие в "Битлз" для Харрисона - ошибка молодости.
По словам Джорджа, "завершение этого (битловского - В.Б.) периода стало в определённой степени облегчением для нас, началось хоть какое-то подобие нормальной жизни. Иначе это сумасшествие не имело бы предела".
Почему же Джордж пришёл к столь неожиданному, на первый взгляд, выводу? Ведь именно в "Битлз" он написал песни, которыми по праву можно гордиться, стал всемирно известным музыкантом. Всё это так. Но какой ценой? Постоянное напряжение, которое по наивности молодости казалось возможным снять при помощи наркотиков, обязанность выполнять многочисленные контракты, фанатизм толпы, битломания, компромиссы с совестью, запрет говорить то, что думаешь. Жизнь на волоске от смерти. Жизнь, которая не принадлежит самому человеку, ею распоряжаются другие. Несвобода.
Часть поклонников Харрисона упорно старается не замечать и даже отрицать главный жизненный урок, который извлёк из своего прошлого музыкант.
Сторонники "пробитловской" точки зрения не в силах игнорировать резкие и обличительные высказывания Харрисона в отношении суетного, разгульного и во многом лимцемерного образа жизни "Битлз", битломании и коммерциализации творчества. Однако в их интерпретации самоанализ и самооценки музыканта предстают обычно как односторонние и эмоциональные выводы, которым не следует слишком доверять, поскольку они сделаны не в результате серьёзного переосмысления пройденного пути, а по настроению.
Ещё один аргумент - это попытка утвердить мнение о якобы противоположных оценках Харрисоном битловского периода жизни. Упор делается на то, что не следует выхватывать отдельные "нужные" цитаты из интервью разных лет и пытаться строить на их основе какие-либо выводы.
Что ж, я согласен, не надо играть в примерчики, вырывать частное из общего. Но любой, кто обратится к сумме главных фактов и высказываниям Харрисона о "Битлз" за последние 30 лет, должен будет согласиться с тем, что музыкант "все эти прошлые годы" стабильно отвергал битловский образ жизни. После открытия мира восточной музыки, философии и религии Джордж рассматривал участие в "Битлз" не как путь к себе, а уход от себя.
"Ганди говорит: создавайте и храните образ избранного. Но образ мною избранного совсем не Джордж из "Битлз". Зачем жить прошлым? Мы в сегодняшнем дне. И нравлюсь я вам или нет, я живу в это времени", - признавался музыкант.
Как и Леннон, он мечтал о том, чтобы стать настоящим, стать самим собой, спасти своё "Я" от саморазрушения, к которому подталкивала битловская жизнь. Джорджа раздражала битломания, идолопоклонство, периодические нарушения всеми битлами моральных, идейных и эстетических принципов.
"Весь этот вздор, что "Битлз" могли спасти мир - просто ерунда, отмечал Харрисон в 80-е годы. - Я не могу спасти даже самого себя. Люди пытались переложить на нас ответственность. Правда о "Битлз" состоит в том, что мы спасли мир от скуки... Мы не творили каких-либо серьёзных перемен, а стали лишь предвестником тех изменений в сознании общества, которые произошли в 60-х. С этим мы и пришли в мир. Только и всего. Вся история "Битлз" - это сплошной кошмар. Я не люблю об этом говорить. Просто ненавижу".
Жизненные ориентиры музыканта стали меняться под сильным воздействием индийской философии, религии и культуры еще в последние годы "Битлз". Это не было простой данью тогдашней моде на всё восточное. Интерес Харрисона к Востоку оказался устойчивым и явился духовной основой сольной карьеры, да и всей последующей жизни музыканта.
Перемены в мировоззрении заставили Джорджа по-новому взглянуть и на проблему "творчество и бизнес". Многомиллионные тиражи пластинок, первые места в хит-парадах, постоянное внимание поклонников и прессы, высокие доходы утратили в глазах музыканта былое значение. Вся эта мишура мешала Джорджу поймать вдохновение и выразить себя. Да и отнюдь не количественными показателями измеряется творческая индивидуальность и талант настоящего художника. Можно писать песни, которые будут расходиться миллионными тиражами, но при этом не испытывать никакого творческого удовлетворения. Без свободы вдохновения быть, не может.
Шоу-бизнес давно уже опротивел Джорджу, он не хотел быть ещё одним камикадзе рок-н-ролла по примеру Элвиса Пресли, Джими Хендрикса, Дженнис Джоплин и Джима Моррисона. "Нет, за рок-н-ролл я не отдам свою жизнь. Это уж точно. Даже если по радио больше никогда не прозвучит ни одна моя песня, - говорил музыкант, - жизнь продолжается. Были времена, когда работа в студии звукозаписи была для меня самым большим наслаждением. Но и это прошло. Теперь я задаю себе вопрос, как мне жить и что вообще нужно делать со своей жизнью? Я не хочу умереть, так и не узнав, кто я такой и в чем смысл моей жизни. Моя главная цель - осуществить себя. Как - не знаю. Но знаю, что всё остальное не так уж и важно".
Естественно, что важнейшим средством познания мира и самовыражения для музыканта является музыка. Пластинки Харрисон выпускал не часто, но, как правило, каждая пластинка становилась событием. Объясняя причины своего долгожительства в мире современной музыки, Джордж подчёркивал: "...если вы когда-то действительно писали музыку, вы будете продолжать это делать. И если вы написали мелодию, вы, естественно, хотите сделать хорошую пластинку. Потому что если бы я умер вот сейчас, то я хотел бы, чтобы от меня остались по-настоящему хорошие песни".
Харрисон действительно не был плодовитым композитором. Во многом это объясняется высокой требовательностью музыканта, его внутренней цензурой к написанному. Он выпускал в свет пластинки, максимально стараясь освободиться от проходных вещей.
Знакомство с сольными альбомами Харрисона оставляет противоречивые чувства. Песни с великолепными мелодиями чередуются с незамысловатыми и маловыразительными композициями, некоторые их которых слишком затянуты. Джорджа часто не хватало на запись целого альбома, состоящего из ярких в художественном отношении песен. Обычно на диске есть две-три ударные композиции, явно превосходящий остальной представленный материал.
Харрисон не писал выдающихся поэтических текстов. Но у него был свой стиль, свой излюбленный конёк. В лучших песнях Джорджа всегда можно найти оригинальный юмор, иронию, сарказм. Не так уж много сейчас музыкантов, которые могут успешно сочетать в песнях серьёзное и смешное. Харрисон был из их числа.
"У меня два лица - серьёзное и комичное. Это как ночь и день, белое и чёрное, инь и янь. Чтобы быть смешным, надо в какой-то момент стать серьёзным. Одно без другого невозможно. Наш мир - очень серьёзное, а порой очень грустное место, но порой всё кажется чьей-то шуткой", - говорил о себе Джордж.
Крупнейшим музыкальным форумом 70-х стал "Концерт для Бангладеш", организованный Джорджем Харрисоном и Рави Шанкаром. Концерт состоялся 1 августа 1971 года в знаменитом нью-йоркском Мэдисон-сквер-гардене. На нем выступили рок-музыканты первой величины - Эрик Клэптон, Боб Дилан, Ринго Старр, Билли Престон, Леон Рассел, Джим Келтнер, ансамбль "Бэдфингер". Утреннее и вечернее отделения концерта посетили в общей сложности 40 тысяч человек. Все песни, прозвучавшие на концерте, вошли в альбом из трех пластинок, который был выпущен в декабре 1971 года. О концерте были сняты полнометражный документальный фильм и телефильм.
Концерт солидарности с народом Бангладеш показал большие возможности, которыми располагают музыканты. Дело не только в финансовой поддержке, а прежде всего в духовной сопричастности музыкантов, их готовности разделить боль и горе попавших в беду людей. Призыв Шанкара и Харрисона выступить на концерте бесплатно не оставил равнодушными самых известных рок-звёзд. Это была первая крупная благотворительная акция, проведённая рок-музыкантами.
Не всем она пришлась по душе. Из-за проволочек, устроенных финансовым ведомством США, часть денежной помощи беженцы из Бангладеш так и не получили. Банкирам было наплевать на гибель людей, их волновало только одно - как бы урвать от этой суммы свой кусок и желательно понаваристее. Музыкантам удалось оперативно перечислить только свой гонорар за выступление в размере 243 тысяч 418 долларов 50 центов. Всего же в фонд помощи Бангладеш было перечислено, по разным данным, от 10 до 15 миллионов долларов. Но, к сожалению, большая часть денег поступила слишком поздно: многие беженцы уже умерли.
Тем не менее, благородная акция рок-музыкантов вызвала сильный резонанс во всем мире. В 1972 году Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм вручил Джорджу Харрисону и Рави Шанкару специальные награды ЮНИСЕФ. С тех пор песня Харрисона "Бангладеш" стала своеобразной визитной карточкой артиста.
Последний месяц мне не раз приходилось слышать утверждение о том, что Харрисон ушёл после распада "Битлз" из коммерческой музыки. Полагаю, что это ещё один миф. Люди путают понятия "коммерческая музыка" и "музыкальный бизнес".
Если согласиться с тем, что Джордж добровольно ушёл из мира коммерческой музыки, следует логический вывод о том, что он находился в мире коммерческой музыки. Иначе откуда же ему и куда было уходить? Многие песни, которые Харрисон написал в составе "Битлз", несмотря на их массовый успех, никак нельзя отнести к коммерческой музыке.
Популярность и финансовый успех пластинок с песнями Шуберта, ариями Верди или фугами Баха отнюдь не даёт оснований зачислять эти произведения в разряд коммерческой музыки.
В составе "Битлз" и в период сольной карьеры Харрисон был всегда частью, по его словам, "этого чёртого бизнеса", возможно, вынуждено, но тем не менее. Состояние Джорджа равнялось 200 миллионам долларов. Такие деньги не падают с неба. После фантастического успеха "Битлз" сольный проект любого битла воспринимался в пластиночном бизнесе как выгодное коммерческом отношении предприятие, хотя и не все сольные пластинки битлов имели коммерческий успех.
Важно иное. Оставаясь в музыкальном бизнесе, Харрисон редко шёл на компромиссы в творчестве: при написании песен и выпуске альбомов. В отличие от Пола и даже Джона (вопреки распространённому взгляду о независимости Леннона - свободного художника, он, на мой взгляд, выпустил в период сольной карьеры только два "некоммерческих" альбома), Джордж записывал и выпускал только те песни, которые считал нужным. Он пытался не подстраиваться, как большинство современных музыкантов, под моду и заказы бизнесменов.
Он часто шёл наперекор стереотипам и невзыскательным вкусам публики, которая далеко не всегда хотела слушать восточные мотивы в его песнях.
За 31 год сольной карьеры Харрисон всего лишь дважды выезжал на гастроли. В 1974 году концерты Джорджа по 27 городам США прошли неудачно. Причина состояла в том, что подавляющая часть публики жаждала слушать исключительно его старые битловские песни. Новые песни Харрисона, многие из которых были написаны в восточном духе, и выступления Рави Шанкара пришлись ей не по вкусу.
Чтобы не сорвать гастроли, Джордж вынужден был пойти на отдельные уступки. Он включил в концертную программу свои битловские песни и согласился с просьбой Рави Шанкара сократить выступление индийского музыканта до одного номера.
После американских гастролей 74-го года Харрисон был настолько разочарован и опустошён, что целых 17 лет отказывался от гастролей. В 1991 году Джорджа уговорил выступить с концертами в Японии его друг Эрик Клэптон. Харрисону срочно понадобились деньги, чтобы расплатиться с кредиторами. И к тому же японская публика всегда отличалась интеллигентностью и любовью к красивой музыке.
В конце 70-х Джордж много времени уделял основанным им фирме грамзаписи с забавным названием "Тёмная лошадка" и особенно кинокомпании "HandMade" (1978 г.). За более чем 15 лет своего существования кинокомпания Харрисона выпустила немало интересных фильмов. Среди них - "Жизнь Брайна", "Миллионер", "Рядовые на параде", "Поденщики", "Удар быка", "Шанхайский сюрприз". Некоторые из этих фильмов с успехом демонстрировались в рамках кинонедель Великобритании в нашей стране.
Произошли перемены и в личной жизни Джорджа. После развода в 1977 году со своей первой женой Патти Бойд (их брак продлился 11 лет) Джордж в 78-м женился на своей бывшей секретарше мексиканке Оливии Ариас. 1 августа того же года у них родился сын Дхани. Имя Дхани Джордж составил из нот индийского звукоряда.
Большую часть времени Джордж уделял воспитанию сына, занимался садоводством, оказывал психологическую помощь своему другу - знаменитому итальянскому автогонщику, неоднократному победителю соревнований "Формула 1" Ники Лауде, проходившему длительный курс лечения от травм, полученных в результате тяжелейшей аварии. Музыкант посвятил ему записанный в 79-м альбом "Джордж Харрисон".
В 1979 году Джордж опубликовал автобиографию. Названием книги послужила песня "I, Me, Mine", записанная музыкантом еще вместе с "Битлз" на пластинке "LET IT BE". Книга, содержавшая тексты песен и факсимиле автора, была издана тиражом в две тысячи экземпляров. Несмотря на высокую цену - 14 фунтов стерлингов, книга сразу превратилась в библиографическую редкость даже среди коллекционеров.
Трагическая гибель 8 декабря 1980 года в Нью-Йорке основателя "Битлз" Джона Леннона навсегда похоронила мечты фэнов на возрождение ансамбля. Харрисон находился в этот момент в студии. Вместе с Ринго Старром он записывал песню "ALL THOSE YEARS AGO". Позднее эта песня, записанная Джорджем в содружестве с Ринго и Полом, вошла в его альбом "SOMEWHERE IN ENGLAND" (1981 г.) и пользовалась огромной популярностью. Бывшие участники "Битлз" посвятили песню памяти Джона Леннона.
В 80-е годы Харрисон в основном занимался продюсированием кинофильмов, писал к ним музыку, редко выпускал пластинки и еще реже выступал на сцене. В 85-м Джордж принял участие в фестивале "Лайв эйд", который организовал ирландский рок-музыкант Боб Гелдоф для оказания помощи голодающему населению Эфиопии.
В 1988 году Харрисон, вошел в состав группы "Странствующие Уилбэриз" вместе с Бобом Диланом, Роем Орбисоном, Джеффом Линном и Томом Петти. Из альбомов, выпущенных Джорджем за последние двадцать лет, выделяется пластинка "CLOUD NINE" (1987г.). В ее записи участвовали лидер ансамбля "Электрик лайт оркестра" Джефф Линн, Эрик Клэптон, Ринго Старр и Элтон Джон.
В конце 91-го после 17-летнего перерыва Джордж вновь вернулся на сцену. Вместе с Эриком Клэптоном он выступил с 12 концертами в Японии.
В 1992 году один из самых авторитетных музыкальных журналов мира - американский "Биллборд", отмечавший 100-летний юбилей, присудил Джорджу Харрисону за достижения в музыкальном искусстве приз столетия.
Во время церемонии вручения награды зрители поднялись с мест и устроили Джорджу настоящую овацию. Принимая приз, Харрисон сделал следующее заявление: "Я хочу сказать добрые слова о людях, которые помогали мне на протяжении всего творческого пути. Колоссальное влияние на мое творчество оказало участие в ансамбле "Битлз". Джон, Пол и Ринго заслуживают огромной благодарности, как и мой давний друг Эрик Клэптон, оказывающий мне ощутимую поддержку в течение 26 лет.
Много лет назад мне также посчастливилось встретить великого индийского музыканта Рави Шанкара. Он не только познакомил меня с духовной музыкой, но и помог заглянуть в собственную душу, чтобы я мог познать самого себя. Именно ему принадлежит идея проведения концертов помощи Бангладеш. Все, кто благодарят меня за мой вклад в осуществление этой акции, должны знать, что главную роль в её проведении сыграл Рави Шанкар, а я только помогал ему. Я очень рад, что этот концерт дал мощный импульс многим другим благотворительным акциям. Просто здорово, что люди стали активнее заниматься благотворительностью, оказывая помощь нуждающимся.
Я выражаю искреннюю благодарность участникам ансамбля "Странствующие Уилбэриз" - легендарным рок-н-ролльщикам Джеффу Линну, Бобу Дилану, Рою Орбисону и Тому Петти.
И, наконец, я от души хочу поблагодарить сотрудников журнала "Биллборд" от главного редактора до корректора за многолетнее пристальное внимание к моему творчеству.
Я уверен, что ещё немало выдающихся музыкантов будут удостоены этой почетной награды. Большое всем спасибо".
Испытывая серьёзные финансовые трудности, связанные с неокупаемостью продукции кинокомпании "HandMade Films" и растущими долгами, Джордж Харрисон был вынужден в 1994 году продать "HandMade" канадской кинокомпании "Paragon" за 5,6 млн. фунтов стерлингов. Однако и эта отчаянная мера не смогла отвести нависшую над Джорджем угрозу финансового краха. Долг Харрисона кредиторам продолжал расти и в 1995 году Джордж подал в суд на бывшего менеджера "HandMade" Дениса О'Брайена, обвинив его в финансовых махинациях, и предъявив иск на сумму в 16 млн. фунтов стерлингов.
Пока тянулся судебный процесс Джордж вместе с Полом Маккартни и Ринго Старром завершали работу над подготовкой к выходу первого тома "Антологии Битлз", в которую вошли архивные записи "Битлз" и доработанные две песни покойного Джона Леннона "FREE AS A BIRD" и "REAL LOVE".
20 ноября 1995 года "Антология" поступила в продажу, а 26 ноября (в России 25 ноября - В.Б.) состоялась всемирная премьера шестисерийного телесериала о "Битлз". Колоссальный интерес публики к творчеству ливерпульского ансамбля неизбежно способствовал новому тиражированию мифа о "Битлз" и даже обсуждению вопроса о "воссоединении" и совместных гастролях Маккартни, Харрисона и Старра.
Душой и движущей силой новых проектов стал Пол Маккартни, всегда стремившийся к увековечиванию наследия "Битлз". Участие же в этих проектах Джорджа Харрисона выглядело по меньшей мере странным. И до гибели Джона Леннона и после - на протяжении двадцати пяти лет Харрисон твердо заявлял, что ни о каком возрождении "великолепной четверки" не может быть и речи.
Неужели взгляды Джорджа резко изменились и вчерашний непримиримый противник идеи реанимации "Битлз" является теперь ее горячим сторонником? Отнюдь. Причина чисто внешняя. Харрисон не смог устоять перед предложенным ему большим гонораром, который в случае проигрыша судебного процесса позволял ему рассчитаться с кредиторами и избежать финансового краха. А внутреннее отношение музыканта к возможному "воссоединению" "Битлз" осталось прежним.
Подчеркивая искусственность подобных планов, Харрисон охлаждал горячие головы части фэнов: "Битлз" жили, живы и будут жить - на пластинках, в кино, в книгах, в умах и сердцах людей, в их памяти. BEATLES, по моему мнению, существуют теперь сами по себе, независимо от нас, а каждому из нас суждено теперь тоже быть самим собой".
А судебный процесс против своего бывшего менеджера Джордж все-таки выиграл. В феврале 1996 г. лос-анджелесский суд признал Д. О'Брайена виновным и обязал его выплатить музыканту компенсацию в размере 11 млн. долларов.
И всё было бы хорошо, только возникла у Харрисона, по собственному признанию, еще одна проблема: "Для меня "битл" Джордж - это что-то вроде того костюма, который я в то время носил, и единственная проблема в моей сегодняшней жизни - это когда люди принимают этот костюм за меня самого". Может, и не было бы в жизни музыканта и этой проблемы, если бы он вовремя обратил внимание на то, что "собственноручно" достал из чулана старый, битловский костюмчик (ну, тот самый, серенький такой, в который его нарядил в начале 60-х Брайан Эпстайн), надел его вновь, а потом просто долгое время не снимал.
"В движении - жизнь" - спел когда-то Джордж Харрисон. Шаг вперед, два назад. Иногда в жизни бывает и так. Живя в материальном мире, человеку приходиться платить за всё. "Всё сделанное тобой, вновь возвращается к тебе".
И в творчестве, и в жизни Джорджа Харрисона было немало противоречий. Я не могу согласиться с односторонней и во многом несправедливой критикой Харрисоном христианства. Я всегда с недоумением и опаской смотрю на вереницы босоногих кришнаитов на московских улицах; на "просветлённые" лица кришнаитов бесконечно повторяющих "Харе, Кришна!". Неужели отсутствующий взгляд и есть признак духовной свободы, гармонии и символ света? Больше похоже на зомбированность. Как относиться к "движению Кришны" и к тому, что Харрисон завещал кришнаитам 20 миллионов долларов - десятую часть своего состояния? Вопросы, вопросы. Непростые вопросы.
В земной жизни Джорджу Харрисону не удалось преодолеть противоречие между духовным и материальным. Как и остальные битлы, Джордж, несмотря на стремление к внутреннему свету и духовному покою, жил в роскоши, как и подобает по статусу суперзвезде, являлся владельцем крупной недвижимости во многих странах мира. Чаще всего он проживал в собственном средневековом в котором насчитывалось 120 комнат. Зачем человеку обременять себя зависимостью от богатства (одной прислуги сколько нужно, чтобы содержать такое "хозяйство", а охрана, секретари и т.д.). В многочисленных интервью Харрисона мне так и не удалось найти его ответ на данный вопрос.
За сорок лет в музыке Харрисон сотрудничал с очень многими известными музыкантами. Джордж умел находить общий язык со всеми. Лично мне не встречались негативные высказывания в его адрес со стороны тех музыкантов, с которыми ему довелось работать. Редкий случай, когда столь известная личность не превратилась в капризную и наглую суперзвезду.
В этой связи мне вспоминается пресс-конференция группы "Прокол Харум" 28 мая 2001 год в отеле "Золотое кольцо" перед концертами, организованными ГУП "КРЕМЛЬ".
Я спросил основателя и лидера ансамбля Гари Брукера, с кем из битлов ему было особенно интересно работать. Брукер ответил, что "ему хорошо работалось с Джорджем Харрисоном, который и музыкант отличный, и человек приятный". "И деньги платит за работу хорошие" - смеясь, добавил старина Гари.
Брукер знал, что говорил. Он принимал участие в записях трёх альбомов Джорджа Харрисона "ALLTHING MUST PASS", "SOMEWHERE IN ENGLAND" и "GONE TROPPO". В свою очередь Харрисон играл на гитаре в песне "MINERAL MAN" на сольном диске Брукера "LEAD ME TO THE WATER".
Тема сотрудничества Джорджа с другими музыкантами представляет особый интерес в силу её малоизученности. Впрочем, всё творчество Харрисона требует дополнительного изучения и осмысления.
Сегодня, когда вокруг почти повсеместно царствует механическая попса, оглушающий скрежет металла и кабацко-уголовные шлягеры, процесс вымывания из сознания людей музыкальной культуры достиг угрожающих масштабов и кажется порой необратим, гитара Джорджа Харрисона по-прежнему "нежно плачет" и её чарующие звуки вселяют надежду на то, что в один прекрасный день ветер перемен сметёт весь музыкальный мусор и большинство людей вновь вернутся к музыке, а музыка вернётся к ним, мрак ночи исчезнет, солнце взойдёт и его всёпроникающяе ЛУЧИ согреют одинокие сердца повсюду.

Лучи солнца, растопив холод зимы,
Возвращают нам тепло.
На наших лицах распускаются снова улыбки.
Вот он - долгожданный счастливый миг!
Посмотри, лёд превращается в воду.
Повсюду дыханье весны.
Солнце восходит, на наших глазах
Преображается мир.
Плагиат. | "КОНЦЕРТ ДЛЯ БАНГЛАДЕШ":
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска