"КОНЦЕРТ ДЛЯ БАНГЛАДЕШ":

Автор:
Опубликовано: 4372 дня назад (30 мая 2012)
+1
Голосов: 1
В. Г. СНОПОВ (Самара),
Гл. редактор журнала "FROM ME TO YOU"
самарской "Битлз-ассоциации"

"КОНЦЕРТ ДЛЯ БАНГЛАДЕШ":
30-летний юбилей

В августе 1971 года произошло событие, ставшее одним из выдающихся в рок-истории.
Начнем с главного его героя, Джорджа Харрисона, чрезвычайно удачно начавшего сольную послебитловскую карьеру. Альбом "Аll Things Must Pass" окончательно развеял представление о Джордже, как о музыкальной личности, вечно находящейся в тени Леннона-Маккартни. Вторые роли остались далеко позади, и смену десятилетий Джордж Харрисон встречал в отличной творческой форме, с репутацией, если уж не лучшего среди равных, то без сомнения, суперзвезды.
А в это время 51-летний знаменитый бенгалец Рави Шанкар, непревзойденный виртуоз ситара, участвовал в съемках документального фильма "Raga" - о нем самом и народной индийской культуре. Продюсером фильма являлся Джордж Харрисон, беззаветная дружба которого с Шанкаром насчитывала уже почти пять лет. Так что нет ничего удивительного в том, что Рави, серьезно озабоченный трагической судьбой беженцев, решил посоветоваться с Джорджем о возможности как-то помочь землякам-бенгальцам.
Джордж Харрисон предложил организовать благотворительный концерт в фонд помощи несчастным жителям Бангладеш. Вряд ли тогда Джордж предполагал, в какое грандиозное событие эта затея обернется. Впрочем, могло ли быть иначе? Идея масштабного концерта попала в плодородную рок-н-ролльную почву. Импрессарио концерта стал Аллен Клайн, представляющий после распада "Битлз" финансовые интересы Джона, Джорджа и Ринго.
Прекрасно понимая, что больших денег в задушенной налогами Британии не собрать, Аллен решил устроить концерт в Нью-Йорке, в крупнейшем зале Madison Square Garden, вмещающем 20 тысяч зрителей. С арендой на два концерта в воскресенье 1 августа 1971 года договорились быстро, дело осталось за артистами.
А тут уже помог личный авторитет Джорджа Харрисона. Ещё в июле он начал обзванивать друзей-музыкантов. Сразу же дал согласие на выступление Ринго Старр, готовый в любой момент прервать свои киносъемки в Испании.
Не было проблем и с музыкантами из "конюшни" "Apple": Билли Престоном, Питом Хэмом, Джоем Молландом, Томом Эвансом (последняя тройка - группа "Badfinger") и старым соратником битлов Клаусом Форманном.
На просьбу Джорджа откликнулись Эрик Клэптон, Леон Рассел, Джесси Эд Дэйвис, Джим Келтнер, Карл Рэдл, а также, Боб Дилан, давно не выступавший с концертами в США. Внушительный авангард, практически все звёзды первой величины, "поддержку" которых обеспечивал надежный "тыл", состоящий из семерки студийных духовиков, возглавляемых саксофонистом Джимом Хорном и девятиголосым хором под управлением Клод Линнир. Особое место в программе было выделено выступлению Рави Шанкара и его двух именитых соратников - Али Акбар Кхана (сарод) и Алла Ракха (табла). К сожалению, не сложилось с приездом в Штаты у Мика Джеггера, застрявшего на "новой родине" - во Франции.
Разумеется, амбициозный Клайн мечтал собрать всех битлов вместе. И такое могло случиться. Джон в принципе не возражал выйти на сцену. Однако, из-за того, что Джордж категорически воспротивился участию в концерте Йоко Оно, вспылил и поспешно уехал из Нью-Йорка.
Маккартни на приглашение Джорджа выдвинул встречные, относящиеся к разрыву партнёрских отношений в "Битлз", требования. Торг не получился, и Пол остался в Англии. Несмотря на секретность этих переговоров, информация о возможном воссоединении Битлз просочилась в прессу (кажется, проболтался журналист Эл Ароновиц, с которым о своих делах поделился Джордж). И это только усилило интригу и раскалило атмосферу вокруг предстоящих концертов. Чем ближе приближался день концерта, тем большим становился ажиотаж. Огромные очереди к касссам "Гардена" выстроились за несколько дней до Великого воскресенья. И через шесть часов после начала продажи билетов все 40000 проходок были раскуплены.
Публика, среди которой было уже и пост-битловское поколение, пришла на концерт в предвкушении невиданного фестивального чуда, отголоски которого скрывались в далёкой романтической дымке Вудстока. Это была благодарная публика, выросшая на райских рок-энд-блюзовых землях Нового и Старого света, понимающая к какому Событию им посчастливилось прикоснуться.
А между тем, за кулисами царила напряжённая атмосфера. Звёзды нервничали. Накануне состоялась единственная репетиция, и никто не мог поручиться, что всё пойдет гладко в первом в истории рок-н-ролла большом сборном зальном концерте. Для самого Джорджа это было первое за последние пять лет выступление в Америке. Да и то последнее было не сольным, а в составе группы "Битлз".
И вот час настал. Джордж Харрисон выходит на сцену и представляет зрителям своих индийских друзей. Да и кому, как не Рави Шанкару сотоварищи открывать столь тематически конкретно обозначенное мероприятие. В течении почти тридцати минут под сводами "Гардена" разносятся экзотические звуки традиционных индийских мелодий. Публика щедро одаривает индусов аплодисментами и ... ожидает главного. А пока на огромном экране идет документальный фильм о трагедии в Бангладеш. Впечатляющие кадры измученных, истерзанных голодом и отчаянием людей.
Наэлектризованные вибрации в зале. И прорезая темноту огромного пространства, лучи прожекторов из поднебесья устремляются вниз, на сцену. Раздаётся вступительный рифф песни "Wah-Wah", и перед восторженной публикой предстает элегантный Джордж Харрисон в окружении звёзд. На нём шёлковый костюм белого цвета, оранжевая рубашка, белые туфли. Его лицо рок-мистика обрамляет солидная борода. Длинные волосы до плеч. Сосредоточенный взгляд, замечающий все нюансы происходящего. Через плечо любимый "Фендер Стратокастер". Ударный вступительный номер, и, кажется, отступают внутренняя скованность и нервозность. Исполнив ещё две вещи со своего последнего альбома, - "My Sweet Lord" и "Awaiting On You All", он передает эстафетную палочку Билли Престону.
Затем Ринго Старр, облаченный в чёрную, застегнутую наглухо рубашку и длиннополый сюртук, сидя за ударной установкой, поёт свой хит "It Don't Come Easy".
И вновь у микрофона Джордж. Звучат "Beware Of Darkness" (третий куплет спел Леон Рассел) и "While My Guitar Gently Weeps", которая завершилась двойным гитарным соло Харрисона и Клэптона.
Ещё одна передача лидерства на сцене - на этот раз Леону Расселу, после чего следует одна песня из недалекого битловского прошлого. Акустический вариант "Here Comes The Sun", в аккомпанименте которой Джорджа поддержал Пит Хэм из группы "Бэдфингер"
Имя следующего артиста, объявленного Харрисоном, вызвало новую волну восторга. ("I'd like to bring on a friend of us all - Mister Bob Dylan"). Еще бы! На сцене появляется никто иной, как Боб Дилан, которого Америка несколько лет не видела на концертных площадках. Следует блок его классических песен (в "Just Like A Woman" подпевает Джордж), и вновь бразды правления у Харрисона.
Джордж исполняет "Something", и создается впечатление, что концерт подходит к концу. Под долгие овации зрителей Харрисон покидает сцену, чтобы через несколько минут вернуться. И вот теперь, действительно, финал. Звучит совсем новая песня Джорджа "Bangla Desh", логически завершая эту небывалую по масштабам рок-н-ролльную гуманитарную акцию.
Ещё ни разу такое количество звёзд современной музыки не объединялись на одной концертной площадке. Для тысяч зрителей концерты стали настоящим откровением. Никто не бился в истерике, не лез на сцену. Рок-музыка еще раз продемонстрировала обществу и себе самой, что может обходиться без насилия, что в ней жив и дух Вудстока, и имеется огромный потенциал для взаимопонимания людей.
Джордж Харрисон, не чуждый самосозерцательности восточной философии и одновременно радости материальной жизни, "Концертом для Бангладеш" не только протянул руку помощи страждущим. Он сделал ещё что-то важное. Вернул рок-музыку на путь истинный.
Заработанные на двух шоу 243000 долларов удалось благополучно и очень быстро передать в ЮНИСЕФ - Детский фонд ООН. А вот львиная доля "побочного" капитала неожиданно зависла в Налоговом управлениии США. Без малого 15 миллионов долларов - прибыль от выпущенного тройного альбома и полуторачасового фильма "The Concert For Bangla Desh". Газеты писали, что "наследил" Аллен Клайн, запустивший руку в "бангладешскую" казну.
А заслуги Джорджа Харрисона и Рави Шанкара на социальном поприще не остались не замеченными. 5 июня 1972 года Генеральный секретарь ООН Курт Вальдхайм вручил им специальные награды. Наградой же для всех нас была и остаётся музыка этого эпохального концерта, Музыка, которая не состоялась бы без участия Харрисона.
Спасибо, Джордж.
ДЖОРДЖ ХАРРИСОН: РУССКИЙ ВЗГЛЯД. | ДЖОРДЖ ХАРРИСОН.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска