Менеджер Брайан Эпстайн.

Автор:
Опубликовано: 4374 дня назад (28 мая 2012)
Редактировалось: 1 раз — 28 мая 2012
+1
Голосов: 1

Брайан Эпстайн родился в Ливерпуле 19 сентября 1934 года в благополучной еврейской семье. Основы благополучия семью Эпстайнов заложил дедушка Брайана Айзек, открывший мебельный магазин «Эпстайн и сыновья».

В юном возрасте Брайан не проявлял склонности к учёбе, не любил спорт и с трудом заводил знакомства. В возрасте десяти лет он уже был несколько раз исключён из школы. В тринадцать лет Эпстайн держал вступительные экзамены, необходимые для поступления в любую хорошую частную школу, которые с треском провалил. Отчаявшись, родители зачислили его в школу Вест-Кантри, куда принимали всех желающих. Осенью 1948 года по настоянию отца Брайан был вынужден сменить место учёбы. Отец всё-таки добился зачисления сына в Рекин — известный частный колледж. Это было большой травмой для мальчика: он только привык к новой школе, где проявил успехи в живописи и обзавёлся друзьями. Постепенно Брайан приспособился и к новой школе. Он по-прежнему проявлял успехи в живописи и по искусству был первым в классе. Эпстайн хотел стать дизайнером-модельером, однако его отец не считал эту профессию достойной мужчины. Брайн ушёл из школы перед своим шестнадцатилетием, не получив аттестата.

После школы Эпстайн начал работать в мебельном магазине, принадлежавшем семье, и добился значительного успеха. Однако успех был недолог. 9 декабря Брайана призвали в армию. Если школу он не любил, то армию просто возненавидел. Он постоянно нарушал субординацию и был не способен выполнить простейшее поручение. Через десять месяцев после призыва медицинская комиссия заключила, что Брайан не пригоден к военной службе. Армия сильно подорвала его душевное здоровье.

Вернувшись домой, Эпстайн принялся за работу в магазине отца. В это время его захватило увлечение, должное которому он отдавал ещё в школе — театр. Подговариваемый друзьями, Брайан решил поступить в Королевскую академию драматического искусства. Поступив без особых затруднений, Брайан проучился три семестра, прежде чем покинул это богемное место. Ему не нравилась та атмосфера, которая царила в академии.
Желая прославиться, Брайан уговорил отца открыть магазин грампластинок, а вскоре после этого и второй. Благодаря энтузиазму Брайана оба магазина процветали. Эпстайн был одержим идеей, чтобы в его магазине можно было найти любую пластинку, и очень гордился своей коллекцией, в которой можно было найти самые дефицитные записи.




Брайан и «The Beatles»
9 ноября 1961 года Брайан Эпштейн впервые услышал, как играют The Beatles во время ленча в клубе «Каверн». В своей автобиографии Брайан напишет, что их знакомство нельзя было назвать любовью с первого взгляда:
Они были довольно неряшливые и не очень чистые. Исполняя песни, парни курили, ели, разговаривали и в шутку обменивались тумаками. Они поворачивались к публике спиной, переругивались с посетителями клуба и смеялись над собственными шутками.

Брайан мало походил на роль менеджера «The Beatles». У него совсем не было опыта в музыкальном бизнесе. К тому же он был совсем не похож на ребят из группы. Однако после нескольких встреч парни дали ему своё согласие. Став менеджером «The Beatles», Брайан начал заниматься самой важной неотложной задачей – создавал сценический образ, приучал их к дисциплине, работал над их внешним видом, учил подавать свою музыку. Позже Джон Леннон сожалел о том, что «The Beatles» так сильно «отполировали».

Активно используя свою репутацию владельца «лучшего магазина грампластинок на севере Англии», Брайану удается договориться о записи первого альбома «The Beatles» в студии «EMI». Во многом благодаря Эпстайну мир увидел «легендарную ливерпульскую четвёрку».

После решения «The Beatles» прекратить гастроли Эпстайн подвёл итог целой главе в своей жизни. Однако он совсем не собирался сворачивать свою деятельность. Компания Брайана «Немз энтерпрайзис» превратилась в огромную организацию, которая работала со многими известными музыкантами своего времени. Фирма проявляла интерес к недвижимости, приобрела театр «Сивилл» и продолжала расширять свою деятельность в области менеджмента.

В последние два года жизни из-за постоянных трудностей на работе у Брайана появилась зависимость от снотворных препаратов. Он страдал бессонницей, постоянной раздражительностью. 27 августа 1967 года Брайан Эпстайн скончался. Причиной смерти была передозировка карбитала. По мнению большинства обывателей, его смерть была случайностью, он просто принял слишком большую дозу снотворного: маловероятно, что Брайан решил покончить с собой в тот момент, когда его мать только что потеряла мужа.

28 октября 1961 года стал знаменательным в истории рок н ролла. В тот день Рэймонд Джонс, один из завсегдатаев «Кэверн», последовав совету Боба Вулера, зашел в торговый дом «НЕМС» , чтобы купить пластинку «Битлз». Эту пластинку, указанную в каталоге под названием «Топу Sheridan and the Beat Brothers» , оказалось не так то просто найти. Но когда директор магазина Брайен Эпстайн получил ее и поместил по этому поводу в витрине скромное объявление, то вскоре, к своему огромному удивлению, продал ее в гораздо большем количестве, чем последнего Элвиса Пресли или Клиффа Ричарда. И через какое то время господин Эпстайн отправился в пещеру к «Битлз».
Чтобы спуститься в подвал по скользким ступеням, ему потребовалось сделать над собой немалое усилие. Рок клубы для тинейджеров не были его коньком. Изнеженный выходец из семьи богатых евреев коммерсантов, получивший образование в многочисленных частных учебных заведениях, Брайен смолоду был задавакой. Даже возглавив крупнейший магазин пластинок в городе, он никогда по настоящему не интересовался эстрадной музыкой. По его коже, должно быть, побежали мурашки, когда он, в пошитом на заказ костюме и в сопровождении своего помощника Алистера Тейлора, очутился в душном и грязном подвале, набитом молодыми людьми, жующими сэндвичи. Но неожиданно, несмотря на предрассудки, его реакция на «Битлз» оказалась точно такой же, как и у гамбургских «экзисов». Он влюбился в них с первого взгляда. Более того, Брайен пришел в такой восторг, что, выйдя на улицу, долго не мог успокоиться, рассказывая Тейлору о том, как он возьмет этих юнцов под свое крылышко и сделает из них настоящих звезд.
По мнению Питера Брауна, который долгие годы работал у него заместителем, это восхищение носило чисто эротический характер: «Битлз» олицетворяли тайные сексуальные желания Брайена". Эти тайные желания явились причиной последующих попыток Брайена подъехать к некоторым членам группы, начиная с самого красивого – Пита Беста. (Однажды вечером по пути в Блэкпул Брайен вдруг сказал: «Ты не обидишься, если я предложу тебе заехать в гостиницу, Пит? Я бы хотел провести с тобой ночь». Пит ответил, что предпочитает ночевать дома.) Но гомосексуализм Брайена был не единственной причиной, по которой его тянуло к «Битлз». Было и нечто другое, столь же мощное, как и секс: он завидовал им ничуть не меньше, чем желал их.
В юношеском возрасте Брайен часто ощущал себя неудачником, и поэтому в двадцать семь лет пришел к убеждению, что счастья нет. Поскольку он чувствовал себя в плену у собственной семьи, у мелочного мирка провинциальной лавочки, он уже делал попытки освободиться от недостойной рутины мелкой торговли, но все было тщетно. Поэтому один только вид этих беззаботных юнцов, которые играли всякую ерунду, пили и ели прямо на сцене, кадрили девчонок из зала или по дружески мутузили друг друга, вскружил ему голову. Очень скоро он стал отождествлять себя с ними: стоило ему приодеть их в дорогие шерстяные костюмы, как сам он начал покупать себе кожаные куртки. До самой смерти Брайен Эпстайн лелеял мечту о том, чтобы его считали «пятым Битлом». И все же Брайен вряд ли отдавал себе отчет в том, что им двигало в тот вечер, когда он впервые подошел к эстраде и услышал насмешливое приветствие иронически улыбающегося Джорджа Харрисона: «А что здесь делает мистер Эпстайн?» Он и в самом деле не знал, что ответить.
28 октября 1961 года юноша по имени Kurt Raymond Jones спросил в магазине Эпстайна сингл "My Bonnie" некоего ансамбля "The Beatles". Это был редкий случай, когда Эпстайн в ответ лишь пожал плечами. 30 октября пластинку спрашивали еще несколько раз. Брайан тщетно искал ее название в британских каталогах и обнаружил лишь в обзоре импорта: сингл оказался западногерманским. Тем сильнее было его удивление, когда он узнал, что группа-то местная, ливерпульская и почти ежедневно выступает в подвальном клубе всего в нескольких ста метрах от магазина Эпстайна, за углом.
Когда 6 июля 1961 года в Ливерпуле начала выходить молодежная музыкальная газета "Mersey Beat", Эпстайн взялся составлять для нее хит-парад. Делал он это из чисто коммерческих соображений, поскольку к рок-н-роллу был равнодушен и предпочитал слушать классику, в которой особенно ценил Яна Сибелиуса. Тем не менее уже вскоре ливерпульская молодежь признала его высшим авторитетом в поп-музыке.
9 ноября Брайан отправился в клуб "Cavern" и в тот же день познакомился с Джоном Ленноном, Полом Маккартни, Джорджем Харрисоном и Питом Вестом. Их музыка и обаяние настолько поразили его воображение, а их власть над аудиторией была настолько велика, что Эпстайн без малейших колебаний решил пожертвовать ради них своим торговым бизнесом. 13 декабря он стал официальным менеджером квартета "Битлз".
Брайан не вмешивался в репертуар, а сосредоточил усилия на трех основных моментах: внешности и манерах музыкантов, организации интенсивной концертной деятельности и поисках фирмы, которая взялась бы выпускать пластинки ансамбля. Последняя задача оказалась и наиболее сложной. Руководители фирмы «Decса», прослушав пробные записи "Битлз", посоветовали Эпстайну оставить эту затею и вернуться к прежнему бизнесу. Лишь в мае 1962-го он получил положительный отзыв - от фирмы "Parlophone". 6 июня "Битлз" исполнили несколько песен в лондонской студии фирмы на улице Эбби-роуд, а в конце июля Брайан Эпстайн от имени музыкантов и продюсер Джордж Мартин от лица корпорации ЕМ1 подписали контракт.
К этому времени Эпстайн образовал на базе фамильной фирмы самостоятельное шоу-бизнес-предприятие "NEMS Enterprises Ltd.", занимавшееся менеджментом молодых артистов. В число подопечных Эпстайна входили ансамбли "Gerry and The Pacemakers", "Billy J. Kramer and The Dakotas", певица Cilia Black, трио "Paddy, Klaus and Gibson", временно — группа "The Moody Blues". Брайан также стал совладельцем газеты "Mersey Beat", музыкально-издательского агентства "Northern Songs Ltd.", которое приобрело публикационные права на песни Леннона и Маккартни.
В историю рок-музыкального шоу-бизнеса Брайан Эпстайн вошел не только как выдающийся менеджер, по удачливости и таланту сравнимый лишь с менеджером Элвиса Пресли Томом Паркером , но и как самый бескорыстный: его доля в разных видах прибыли не превышала 10 процентов, тогда как менеджеры других групп получали по 40—50, а в отдельных случаях и до 90 процентов.
"Битлз" стали целью и смыслом жизни Эпстайна. На гастролях, пресс-конференциях, киносъемках они всегда были вместе, и Брайан был горд и счастлив ощущением своей необходимости. Но летом 1966 года случилась трагедия: "Битлз" прекратили концертную деятельность, решив ограничиться студийной работой. Брайан очень скоро почувствовал себя лишним. В студии музыкантам был нужен Джордж Мартин, а не он, и пресса уже через несколько месяцев прореагировала на этот факт тем, что "пятым членом квартета", как поначалу именовали Эпстайна, стали называть Мартина.
В сентябре 1966 года Брайан в отчаянии принял смертельную дозу снотворного, но врачам удалось вернуть его к жизни. Не удалась и вторая попытка самоубийства в конце года. Понемногу Эпстайн стал привыкать к новой ситуации и с головой окунулся в дела, которых и без гастролей было полно. Депрессия, однако, стала его нормальным состоянием. Он уже не мог уснуть без снотворного, при этом ничуть не подозревая, что препарат способен накаплиаваться в крови. 27 августа 1967 года Брайан Эпстайн был обнаружен мертвым у себя дома в Лондоне. Медицинская экспертиза констатировала несчастный случай, поскольку принятая накануне доза снотворного сама по себе не представляла опасности, однако в сумме с накопленными организмом остатками прежних доз она оказалась смертельной.
Брайан был похоронен 29 августа на ливерпульском кладбище "Long Lane". Никто из "The Beatles" не присутствовал.

The Beatles. | Продюсер Джордж Мартин.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска