Сопровождение

Автор:
Опубликовано: 4388 дней назад (27 апреля 2012)
Рубрика: Кругозор
0
Голосов: 0
Ровно 50 лет назад был создан отдельный специализированный дивизион по обеспечению сопровождения проезда охраняемых должностных лиц иностранных государств и правительств, которые прибывали на отдых в Крым. О работе этого ведомства рассказывает полковник в отставке Азамат Лысяков.


Нынешние руководители нашего и многих других государств хоть раз в году, но бывают на отдыхе в Крыму, поскольку целебный климат полуострова не заменить никакими достопримечательностями фешенебельных и экзотических заграничных курортов. Разразившийся экономический кризис наверняка тоже подкорректирует планы сильных мира сего на отдых в нынешнем сезоне. Многие из них уже заявили в СМИ, что будут отдыхать в Украине — дешевле обойдется. Кто и как будет их сопровождать, вряд ли станет достоянием общественности в ближайшее время. 80-летний полковник в отставке Азамат Лысяков мог бы написать книгу о том, как это делал некогда возглавляемый им специализированный дивизион. Но, похоже, многое из того, чему Азамат Георгиевич был свидетелем, вряд ли когда-нибудь будет обнародовано. «Это не моя тайна», — коротко объяснил Лысяков. И все же кое-что опытный чекист нам рассказал.
«На крыше каждой «Волги» сопровождения была установлена бронированная плита»
- Азамат Георгиевич, случались во время сопровождения высокопоставленных лиц неординарные ситуации?
- Помню, должен был прилететь Хрущев, мы уже неслись в аэропорт, и тут мне по рации докладывают, что на 9-м километре трассы Москва-Симферополь перевернулся грузовик с зерном, — вспоминает Азамат Лысяков. — Какой грузовик?! Кто пустил?! Там как раз правительственный кортеж должен проезжать, уже везде посты стоят, а тут такое ЧП. Представляете, при Хрущеве зерно на дороге валяется! Что делать?! Давай организовывать народ в расположенном рядом поселке Молодежное. Носили зерно ведрами, мешками, ящиками. Слава Богу, успели убрать до проезда кортежа. На следующий день утром мне докладывают, что это ДТП случилось в три часа ночи. Оказывается, грузовик перевернулся на том перекрестке прямо на милицейском посту.
Спрашиваю у водителя, как же так получилось. «Понимаете, — говорит, — еду я ночью, и вдруг передо мной шлагбаум! Чтобы не врезаться в него, пришлось повернуть резко вправо и через кювет — в дерево». «Какой шлагбаум? — недоумеваю. — Нет там никакого шлагбаума!» А что получилось. Был у меня инспектор Гречкин, профессионал высочайшего класса. Поэтому я и оставил его, хотя по росту он не совсем подходил. У меня рост был 1,75 метра, поэтому всех своих сотрудников я подбирал не ниже, а даже выше себя. При входе в мой кабинет даже метка была. Нам же обмундирование шили специальное, поэтому должен был быть какой-то стандарт. Все-таки это отдельный специализированный батальон, в котором служили только офицеры. Всего в СССР было создано три таких — в Москве, на Кавказе и у нас, в Крыму. Так вот, инспектору моему местные умельцы подарили полутораметровый жезл, толстый, раскрашенный, как положено. Той ночью Гречкин дежурил на том посту, видит: едет грузовик с зерном. Он раз — этот длинный жезл и выставил. Вот водителю и показалось, что перед ним шлагбаум… Я забрал этот жезл и положил у себя в кабинете.
- А Гагарину вы какой жезл подарили?
- Встреча с космонавтом номер один должна была состояться в клубе завода имени Кирова в Симферополе. Туда приехало много известных артистов. Людмила Зыкина была еще в Ялте, и генерал отправил меня за ней. Приехал в гостиницу, а она говорит: «Я сейчас иду в парикмахерскую». Что делать? Жду ее. А она выходит и говорит: «Никуда не поеду». Представляете?! Как доложить генералу, что не привез Зыкину? Это ж целое дело! Подъехал к клубу, а там уже началось мероприятие. В знак дружбы мое подразделение в своих мастерских изготовило Гагарину сувенирные жезл и свисток. Подарили ему также погоны майора, Юра тогда был еще капитаном. Душевный был человек. Я всех космонавтов, которые приезжали в Крым на отдых, сопровождал, они улетали, как правило, с военного аэродрома в поселке Гвардейское. Хорошие ребята…
Или помню еще такую ситуацию. Сопровождали мы Леонида Ильича Брежнева в Ялту. Я «иду» в прикрытии, чтобы никто сзади не пристроился. Едем по Ялтинскому шоссе в Симферополе, и тут по радио генерал мне передает: «На перекрестке с улицей Гончарова женщина. Азамат, бери ее!» Она бросилась к кортежу Леонида Ильича и кричала: «Брежнев, остановись!» Я ее хватаю — и в машину, а она говорит мне: «Не бойся, у меня бомбы нет». По большому счету, все было под контролем, но откуда женщина взялась, ума не приложу…
А вот (Азамат Георгиевич показывает свой архив с фотографиями. — Авт. ) Владимир Щербицкий. Как-то он с крымским руководством поехал в один из передовых совхозов. Мы, как положено, сопровождаем их. А по дороге, как назло, машины везли капусту. И при виде нашей кавалькады они стали сворачивать с дороги и… попадали в кювет. Капуста сыплется!.. Мне передают слова Щербицкого: «Прекрати их останавливать!» «Да не останавливаю я их, — говорю, — у нас уже настолько водители в Крыму приучены, что сами знают: надо взять вправо, остановиться и пропустить колонну». Представьте только: несколько десятков машин несутся со скоростью около 200 километров в час, все черные, гул такой стоит! Наши «Волги» сопровождения были особые, с восьмицилиндровыми форсированными двигателями от «Чайки», с автоматическими коробками передач, на колесах — особо прочная восьмислойная резина. На случай опрокидывания на крыше каждой машины была установлена бронированная плита. В багажнике стоял еще огромный, литров на 200, бак с бензином. А где же в степном Крыму найдешь бензин 98-й марки? Вот и возили его с собой, и, по сути, не машина у нас была, а пороховая бочка. Хорошо, что никто не знал о том запасе топлива. Штук сорок таких «Волг» у меня в гараже было. Потом «Мерседес» появился. Да и сам гараж у нас был нестандартный, с виду обычное пятиэтажное здание, а мотоциклы и автомобили поднимались туда по серпантину.
«За лето мы обслуживали более 400 приездов высокопоставленных лиц. За день, бывало, до 15 кортежей»
- Говорят, мода на тонирование стекол в машинах пошла с вашей легкой руки, и «мигалки» тоже…
- Мы придумали затенять задние стекла для того, чтобы нас не видели из правительственной машины, и можно было на ходу хоть бутылку воды выпить. Как-то мой заместитель по технической части поехал в Москву за запчастями для машин. Звонит мне: «Командир, дают какие-то «теслы» — заграничные фонари синего цвета. Москвичи от них отказались — не знают для чего они». «Бери, — говорю ему, — пригодятся». Привез он аж десять ящиков, крутили мы эти фонари и так и сяк, куда их ставить?
- Под капот негде, там у нас сирены были прикреплены, — продолжает Азамат Лысяков. — «Давай, — говорю, — на крышу цеплять будем, посередине, как шапка Помпиду (так мы называли фуражки французских полицейских из-за особой формы козырька). Вечером приварили мы с ним эти фонари. Все отлично получилось. Единственное, «мигалка» ослепляла сзади идущую машину. Ну что поделаешь? Там же, на крыше, прикрепили рупор громкоговорителя.
А вскоре к нам приехали перенимать опыт москвичи, им как раз надо было сопровождать американского президента, который приехал во Владивосток. А потом так и пошло по всему Советскому Союзу — в милиции «мигалки» начали ставить на крыше машин.
- Не возмущались жители полуострова и курортники, когда во время посещения высоких лиц перекрывали ту или иную трассу?
- Возмущались, да и сейчас возмущаются. За лето мы обслуживали более 400 приездов высокопоставленных гостей. За день, бывало, сопровождали
15 кортежей. Водители, рядовые граждане, которым надо было куда-то ехать, не понимали, почему так надолго перекрывали трассу Ялта-Симферополь. Да потому что иначе они как раз попадут в лоб правительственной колонне машин.
Как-то сопровождали мы Андропова в Ялту, трассу перекрыли, вроде все нормально. Вдруг по радиоэфиру понимаю: происходит что-то неладное. Оказывается, алуштинская милиция выпустила-таки на трассу одного из своих начальников, который спешил доставить в аэропорт команду чемпионов мира по борьбе. В районе горы Кастель они столкнулись с другой милицейской машиной. Страшное ДТП, трупы разбросало по дороге… А мне через пять минут там проезжать с Андроповым. Прошу по радио как-то замаскировать все, трупы прикрыть. Сам все время держался левой стороны. Так и проехали. Андропов ничего не заметил.
- Жен высокопоставленных лиц сотрудники вашего спецподразделения тоже сопровождали?
- А как же! Если, например, они сами или с детьми ехали на экскурсию по Крыму. Или, допустим, когда Галина Брежнева с Чурбановым приезжала, вечером я его сопровождал в один ресторан, а она ехала в другой. С ней тоже наш сотрудник отправлялся. Вот (показывает фотографии. — Авт. ), узнаете? Это семья Гейдара Алиева, первого секретаря Компартии Азербайджана, — сын, дочка, жена и он сам. Всегда в Крыму отдыхали… А это монгольский лидер Цеденбал со своей русской женой Анастасией. Вот вредная женщина была! А у Яноша Кадара — чудо, а не супруга, умница, добрая, передала мне в подарок эти кофейные чашечки, за хорошую работу.
- Встреча с кем из высокопоставленных лиц особенно запомнилась?
- С Брежневым. Прелесть, а не человек был! Первая встреча с ним у меня была, еще когда он возглавлял Верховный Совет СССР. Хрущев поехал в аэропорт встречать короля Афганистана. Мне что-то нездоровилось в тот день, и наш генерал говорит: «Езжай на Ангарский перевал, там будешь координировать. Я на мотоцикле помчался туда. До 1969 года мы ездили на мотоциклах, белых, с красными звездами, круче «Мерседеса» считались! Как проедешь по городу, все оборачиваются. И вот стою я на перевале, вдруг сверху, с гор, спускается «Чайка», останавливается, из нее выходит Брежнев и говорит: «Сынок, где Никита Сергеевич?» Говорю: «Одну минуту, сейчас запрошу». Связался по радио. Сказали, что вот-вот должен приземлиться король. А я не знаю, как обратиться к Брежневу: товарищ председатель Верховного Совета или по имени-отчеству…
А вот Чаушеску и его самолет (Лысяков показывает фотографию румынского лидера. — Авт. ). Это был очень противный мужик, диктатор, одним словом. Все, кто прилетал в Крым, ехали в Ялту. И летчики тоже, купались, отдыхали. Не сидеть же в самолете три-четыре дня. У этого же — нет: дверь самолета открыта, около нее автоматчик сидит, а под трапом на табуретке генерал ждет, когда вернется Чаушеску…
- А с Хрущевым вы общались?
- А как же. Ездил везде с ним. Люди, наверное, думали, что братья-близнецы его сопровождают. Не успеет машина Хрущева подъехать, а я уже стою на перекрестке, показываю направление движения. Помню, сообщили, что завтра Никита Сергеевич поедет в совхоз «Южный» (окраина Симферополя. — Авт. ). А там проселочная дорога. За ночь построили новую, асфальт уложили. А когда Ричард Никсон был в Крыму, тоже за одну ночь штакетник вдоль домов на Ялтинской трассе установили и покрасили в зеленый цвет. Тогда нам пришлось много поработать. Особенно с представителями прессы из разных стран — американцами, китайцами… Кого только не было! Естественно, каждый стремился первым передать информацию о том, какие вопросы обсуждали лидеры. А не было ж тогда еще ни мобильных телефонов, ни компьютеров… Так я политического обозревателя Центрального телевидения и Всесоюзного радио Валентина Зорина с первой госдачи до аэропорта довез за 50 минут. И он первый сообщил обо всем на весь Советский Союз.
Троллейбус в Крыму. | "Ява"
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Найти на сайте: параметры поиска