Троллейбус в Крыму.

Автор:
Опубликовано: 4388 дней назад (27 апреля 2012)
Рубрика: Кругозор
+1
Голосов: 1



Крым отпраздновал полувековой юбилей со дня открытия единственной в Европе горной троллейбусной трассыСимферополь — Алушта и одновременно начала работы в Симферополе городских троллейбусных маршрутов. Как показывает история, тогдашний руководитель СССР Никита Сергеевич Хрущев является, так сказать, отцом троллейбусного движения в Крыму и инициатором строительства троллейбусной трассы.

Крымский троллейбус — уникальная система междугородного троллейбуса, связывающая Симферополь с курортами Южного берега Крыма, самая длинная троллейбусная система в мире (86 км(от Аэропорта 96 км). Проходит по территории Симферопольского района, Алуштинского и Ялтинского регионов Крыма. Обслуживается государственным предприятием Крымтроллейбус.
Троллейбусное движение на маршруте Симферополь — Алушта было открыто в 1959, на маршруте Симферополь — Ялта — в 1961. За первые 21 год ее существования (1959—1980) управление получило 142 840 тыс. рублей прибыли. Время в пути от Симферополя до Алушты 1,5 часа, до Ялты — 2,5 часа. На пути от Симферополя до Алушты троллейбус преодолевает Ангарский перевал (752 м). Район перевала — традиционное место старта для туристов, путешествующих по Крымским горам.
В состав Крымского Республиканского Производственного Предприятия «Крымтроллейбус» входят Симферопольский (СТП), Алуштинский (АТП) и Ялтинский (ЯТП) троллейбусные парки. Раньше в Симферополе было два парка, но несколько лет назад они были объединены в один, а на территории бывшего 2-го троллейбусного парка были размещены центральные троллейбусные ремонтные мастерские (ЦТРМ). Предприятие обслуживает городские маршруты Симферополя, Алушты и Ялты, а также пригородные и междугородные маршруты. Троллейбусные системы Севастополя и Керчи не входят в структуру «Крымтроллейбуса».

Шкода 9Тр — троллейбус, который выпускался с 1961 по 1982 годы чехословацким предприятием «Шкода-Остров» и были одной из «легендарных», наиболее массовых моделей троллейбусов, эксплуатировавшихся в СССР — в общей сложности более 5 тыс. машин.


Двухдверная модификация для СССР.

• Кузов троллейбуса изготавливался в двух вариантах: с двумя либо с тремя дверями ширмового типа. Привод дверей — пневматический.
• Система управления тяговым электродвигателем — реостатно-контакторная.
• Троллейбусы данной модели были рассчитаны на работу по системе многих единиц — или с прицепным вагоном.
Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация. Это было связано с советской системой оплаты проезда — пассажиры входят через заднюю дверь, где находится кондуктор и выходят через переднюю. В СССР поставлялось небольшое количество трехдверных машин, но обычно у них блокировали среднюю дверь, выравнивали пол и устанавливали дополнительные места (это делали только на машинах, предназначенных для трассы Симферополь-Алушта-Ялта; так же модернизировали и Skoda-14Tr).



История.

• Возможно, что именно высокие по тем временам технические характеристики чехословацкого троллейбуса и возможность его работы по системе многих единиц и предопределили его высокую популярность в СССР. В 1960е годы основную часть троллейбусного парка страны составляли отечественные МТБ-82 и недавно разработанные ЗиУ-5. Тогда на улицах некоторых городов появились троллейбусы модели Шкода 9Тр, которые давали возможность увеличить пассажиропоток за счёт использования составов из двух машин[источник не указан 639 дней]. Такие «сцепки» эксплуатировались в основном на длинных и нагруженных маршрутах в крупных городах. «Шкоды» долгое время были вполне достойной альтернативой отечественным ЗиУ-5 и ЗиУ-9.
• Система объединения Шкод 9Тр в поезда была разработана, как ни странно, не на их родине, а в Киеве. В троллейбусных депо города Киева c 1974 по 1980 года Шкода 9Тр была вообще единственным типом подвижного состава. При этом на длинных маршрутах, как правило, использовались составы из двух вагонов.
• Троллейбусы данной модели отлично зарекомендовали себя в условиях трудного рельефа, в частности, на самом длинной в мире горной троллейбусной трассе «Симферополь-Ялта», где эксплуатируются по сей день. Первые 40 троллейбусов Шкода 9Тр начали работать на этом маршруте ещё в 1962 году.
Оценка
• Время подтвердило, что Шкода 9Тр оказалась весьма надёжной машиной — некоторые из них отработали более 35 лет, а некоторые работают и поныне. Наиболее прихотливой частью чаще всего оказывалась реостатно-контакторная система управления ТЭД. Ступенчатое изменение силы электрического тока в обмотках электродвигателя диктовалось необходимостью плавного разгона и торможения, а система была устроена так, что при ее неисправности троллейбус разгонялся и тормозился явными рывками: что зачастую вызывало недовольство пассажиров. Но в то же время она придавала троллейбусу необычайно высокую маневренность. По данному критерию Шкода 9Тр превосходила не только отечественные ЗиУ, но и «Шкоды» более новых моделей.
• При заявленной скорости в 60км/ч пустой троллейбус на перегоне длиной в 2 км вполне мог развить и более высокую скорость — за 90км/ч.
• Несмотря на дискомфортные для пассажиров рывки и шум компрессора, Шкода 9Тр была довольно комфортабельной за счёт полумягких сидений и отопления салона, по данному критерию даже превосходя аналогичные модели (например, у ЗиУ-9 система отопления намного хуже: единственный конвектор находится в кабине водителя, да и он не особо мощный, даже при небольшом морозе в салоне очень холодно, поручни остывают так, что без плотных рукавиц держаться за них невозможно, а боковые стекла обмерзают настолько, что через них почти ничего не видно).



Судьба.

В Киеве, начиная с 1983 года троллейбусы Шкода 9Тр постепенно стали заменяться более новыми Шкода-14тр, а позднее румынскими ДАК-217Е, и Шкода 15Тр (последние две модели — сочленённые - они пришли на смену «сцепкам»). Последние Шкоды 9Тр были сняты с эксплуатации в 1996 году, всего пробыв в эксплуатации 34 года. Несколько машин какое-то время работали в качестве служебных (ПС-1, Л-1, 1431, 1630, 1670, 1682), остальные — списаны.
В некоторых городах и регионах Шкоды 9Тр продолжают успешно трудиться по сей день, например, в Симферополе, Алуште, Ялте, Черновцах, Тернополе, Ровно.
В Ровно Шкоды 9Тр составляют основную часть троллейбусного парка (42 единицы, в том числе эксплуатируемые с 1974 года). Некоторые машины модернизированы — контакторная система управления ТЭД заменена тиристорно-импульсной.
Тернополь и Ровно после распада СССР закупали б/у машины 9 Тр, укомплектованные тиристорно-импульсным управлением ТЭД.
В Ялте на 2010 г. все троллейбусы на городских маршрутах и ныне — Шкода 9Тр.
42 года. | Сопровождение
Теги: крым
Комментарии (4)
Styx # 20 ноября 2013 в 10:57 0


Styx # 12 декабря 2013 в 09:13 0


г.Алушта.
Styx # 18 января 2014 в 00:25 0
1966г.

1979г.

1961г.

1966г.
Styx # 2 февраля 2014 в 12:21 0
Найти на сайте: параметры поиска