Дэвид Джон Гилмор CBE (англ. David Jon Gilmour, 6 марта 1946 года в Кембридже, Великобритания) - британский композитор, гитарист, вокалист, один из лидеров группы Pink Floyd. Помимо работы в составе группы, Гилмор выступал в качестве рекорд-продюсера различных артистов и сделал успешную сольную карьеру. На протяжении всей своей музыкальной карьеры Гилмор активно участвует в деятельности многих благотворительных организаций.
В декабре 1967 года к Гилмору обратился ударник Ник Мейсон, который предложил ему играть в группе Pink Floyd. Он согласился в январе 1968 года, тем самым сделав Pink Floyd пятеркой. Он обычно исполнял гитарные партии Сида Барретта, когда лидер группы был не в состоянии принимать участие в живых выступлениях группы. Когда Сид Барретт «покинул» группу (однажды группа просто не заехала за Сидом по дороге на очередное выступление), Гилмор автоматически занял место ведущего гитариста группы и начал исполнять вместо Барретта вокальные партии с бас-гитаристом Роджером Уотерсом и клавишником Ричардом Райтом. Однако после следующего друг за другом успехом альбомов The Dark Side of the Moon и Wish You Were Here Уотерс завладел большим влиянием в группе, написав большую часть песен альбомов Animals и The Wall. Райт был уволен во время записи The Wall, а отношения между Гилмором и Уотерсом только ухудшались во время съемок фильмаThe Wall и записи альбома группы The Final Cut в 1983 году.
После записи Animals Гилмор решил, что его музыкальный потенциал не используется в полную силу, и направил свои идеи в работу над сольным альбомом David Gilmour (1978), который демонстрирует его характерный гитарный стиль, а также подтверждает его статус талантливого автора музыки и текстов. Наброски трёх музыкальных тем, написанных на завершающей стадии работы над этим альбомом и не попавших в него, стали впоследствии знаменитыми композициями Pink Floyd «Comfortably Numb», «Run Like Hell» и «Signs of Life».
Негативная атмосфера, царящая во время создания альбома и фильма The Wall, усугубилась также и тем, что The Final Cut стал фактически сольным альбомом Роджера Уотерса. Это побудило Гилмора на создание второго сольного сборника About Face (1984). Тем не менее, билеты на концерты тура About Face продавались плохо; со схожей ситуацией столкнулся Уотерс во время тура в поддержку альбома The Pros and Cons of Hitch Hiking.
В 1985 году Уотерс заявил, что группа Pink Floyd «исчерпала все свои творческие возможности». Однако в 1986 году Гилмор и ударник Ник Мейсон выпустили пресс-релиз, сообщающий об уходе Уотерса из группы и их намерении продолжить работу без него. Гилмор взял на себя руководство группы, и в 1987 году выпустил альбом A Momentary Lapse of Reason с некоторым вкладом Мейсона и Райта. Райт официально вернулся в группу после выпуска альбома для длительного мирового турне, а также стал полновесным соавтором альбома The Division Bell (1994). Гилмор рассказывает:
В недавнем прошлом, до ухода Роджера, у меня были некоторые сложности с выбором направления развития группы. Мне казалось, что песни были очень многословными, потому что отдельные значения слов были очень важны, и что музыка стала просто инструментом для передачи текста, а не вдохновителем… Альбомы Dark Side of the Moon и Wish You Were Here были такими успешными не только из-за участия Роджера, но и из-за того, что в них лучше соблюдался баланс между музыкой и текстом, чем в последних альбомах. Этого баланса я и пытаюсь достичь в альбоме A Momentary Lapse of Reason; больше сконцентрироваться на музыке, восстановить равновесие.
В 1986 году Гилмор приобрел дом на воде «Астория», пришвартованный на реке Темза рядом с Хэмптон-Корт, и превратил его в звукозаписывающую студию. Большая часть композиций последних двух альбомов Pink Floyd, а также сольная пластинка Гилмора 2006 года On an Island, были записаны там.
2 июля 2005 года Гилмор выступил в составе Pink Floyd — включая Роджера Уотерса — на концерте Live 8. Это выступление на время увеличило на 1343 % продажи альбома Echoes: The Best of Pink Floyd. Гилмор пожертвовал все вырученные средства благотворительным фондам, что отражало цели концерта Live 8, сказав:
Хотя главной целью концерта было повысить сознательность и оказать давление на лидеров «большой восьмерки», я не получу прибыли от этого концерта. Эти деньги должны быть потрачены на спасение жизней.
Чуть позже он призвал всех артистов, у которых увеличились продажи альбомов после выступления на концерте Live 8, пожертвовать эти доходы в фонд Live 8. После концерта Live 8 Pink Floyd было предложено 150 миллионов фунтов стерлингов за тур по США, но группа отклонила предложение.
3 февраля 2006 года он объявил в интервью итальянской газете La Repubblica, что Pink Floyd вряд ли когда-нибудь еще будет гастролировать или писать материал вместе. Он сказал:
Я думаю, достаточно значит достаточно. Мне 60 лет. У меня больше нет желания работать так много. Pink Floyd стало важной частью моей жизни, это было замечательным временем, но все закончилось. Для меня гораздо легче работать одному.
Он сказал, что дав согласие на выступление на Live 8, он не позволил истории группы закончиться на «фальшивой ноте».
Была еще одна причина. Во-первых, поддержать дело. Во-вторых, сложные, высасывающие силы, отношения между Роджером и мной, которые тяготят мое сердце. Поэтому мы и захотели выступить и оставить все проблемы позади. В-третьих, я бы сожалел, если бы отказался.
20-го февраля 2006 года в интервью Billboard.com Гилмор снова дал комментарии по поводу будущего Pink Floyd: «Кто знает? У меня нет этого в планах. Мои планы — это делать свои концерты и выпустить сольный альбом».
В декабре 2006 года Гилмор выпустил посвящение Сиду Барретту, который умер в июле того же года, в форме собственной версии первого сингла Pink Floyd Arnold Layne. На CD с синглом, записанным живьем в Лондонском королевском Альберт-Холле, также присутствовали версии песни в исполнении клавишника Pink Floyd (и участника группы Гилмора) Ричарда Райта и специально приглашенного артиста Дэвида Боуи. Сингл вошел в чарт Великобритании, заняв 19 строчку, и оставался на этой позиции 4 недели.
Со времени появления группы на Live 8 в 2005 году Гилмор неоднократно говорил, что воссоединения Pink Floyd не будет. Однако в 2007 году в интервью Филу Манзанере он заявил, что «он еще не закончил» и он планирует сделать «что-нибудь» в будущем[источник не указан 1062 дня]. Со смертью клавишника группы Ричарда Райта в сентябре 2008 года очередное воссоединение основного состава группы стало невозможным. Гилмор сказал о Райте:
В море доводов о том, кем или чем являлся Pink Floyd, огромный вклад Рика часто оставался незамеченным. Он всегда был кротким, непритязательным и закрытым, но его проникновенные голос и игра были крайне необходимыми, магическими элементами так узнаваемого звучания Pink Floyd. Как и Рику, мне сложно выражать мои чувства словами, но я любил его и буду очень по нему скучать. Я никогда не играл с кем-либо подобным.
11 ноября 2009 года Гилмор, бросивший в юности колледж, получил звание почётного доктора искусств Кембриджского университета за заслуги в музыке. На церемонии певец обратился к студентам со словами:
С меня пример брать не надо. Я бы сейчас сам на вас равнялся, наверное. Золотой век рока прошел, рок-н-ролл мёртв, а я получаю диплом о высшем образовании. Учитесь, дети, лучше. В ваше время иначе нельзя. Вот у нас основатель группы — он выучился, а потом с ума сошёл.
---------------------------
Pink Floyd: A Saucerful of Secrets — 29 июня 1968.
More — 27 июля 1969.
Ummagumma — 25 октября 1969.
Atom Heart Mother — 10 октября 1970.
Meddle — 30 октября 1971.
Obscured by Clouds — 3 июня 1972.
The Dark Side of the Moon — 17 марта 1973.
Wish You Were Here — 15 сентября 1975.
Animals — 23 января 1977.
The Wall — 30 ноября 1979.
The Final Cut — 21 марта 1983.
A Momentary Lapse of Reason — 8 сентября 1987.
Delicate Sound of Thunder — 22 ноября 1988.
The Division Bell — 30 марта 1994.
P•U•L•S•E — 29 мая 1995.
Сольное творчество: David Gilmour — 25 мая 1978
About Face — 27 марта 1984
On an Island — 6 марта 2006
Live in Gdansk — 22 сентября 2008
------------------------------
6 марта, 2012 года исполнилось 66 лет величайшему и могущественному гитарному владыке, одному из лидеров группы Pink Floyd – Дэвиду Гилмору (David Gilmour)! Помимо работы в составе группы, Дэвид выступал в качестве продюсера различных исполнителей и сделал довольно успешную сольную карьеру после официального распада Pink Floyd (что удается далеко не каждому артисту).
Кроме того, Гилмор известный благотворительный деятель. В 2003 году он был произведен в чин Командора ордена Британской империи за служение музыке и благотворительности, а также награжден премией «Выдающийся вклад» на церемонии Q Awards 2008.
-----------------------------
Дэвид Гилмор родился 6 марта 1946 года. Гитарой овладел самостоятельно, причем нотную грамоту выучил, уже будучи всемирно известным музыкантом. Помимо работы в составе Pink Floyd и сольных проектов помогал записываться своим друзьям – Полу Маккартни, Ринго Старру, группам The Who, Supertramp и др. По его собственному признанию, никогда не считал себя виртуозом. Действительно: в рейтинге журнала Rolling Stone «100 величайших гитаристов всех времен» Дэвид занимает только 82-е место. Есть что-то символичное в том, что апологет прогрессивного рока Дэвид Джон Гилмор родился в интеллектуальной столице Британии – городе Кембридже. Его отец, профессор тамошнего университета, преподавал генетику, однако не успел привить сыну любовь к науке: когда Дэвиду было пять лет, родители уехали в Штаты, сдав ребенка на попечение родственников. По окончании школы юноша поступил в колледж искусств и технологий, однако до диплома не дотянул. Кто-то из родни подарил ему гитару, и Дэвид, освоив основные приемы игры, пустился во все тяжкие, подвизавшись в молодежной команде Jokers Wild – «Необузданные шутники». Однажды на гастролях во Франции он решил оставить коллектив и выступать сольно – подобно средневековому менестрелю. Эксперимент закончился для Дэвида больницей, куда его доставили в состоянии истощения. В Англию он вернулся на попутном грузовике. Годы спустя увенчанный лаврами Гилмор, получая звание почетного доктора Кембриджского университета за заслуги в музыке, сказал, выступая перед студентами: «Золотой век рока прошел, а я получаю университетский диплом. Учитесь прилежно, без образования сегодня нельзя. В этих стенах учился основатель и нашей группы. Жаль, что его здесь нет...» НОВОЕ ВИНОРечь, конечно, шла о Сиде Барретте – поэте, художнике и музыканте, идейном вдохновителе Pink Floyd. Он написал практически весь материал к первому альбому PF «Свирель у порога зари», вышедшему в 1967-м. Эта экспериментальная пластинка, которую Пол Маккартни сгоряча поставил выше «Сержанта Пеппера», и завершила «флойдовскую» карьеру Сида. Он серьезно погрузился в ЛСД и уже в следующем году был заменен гитаристом Дэвидом Гилмором, с которым сидел, что называется, за одной партой. Грешно говорить, но если бы Барретт не сошел с дистанции из-за наркотиков, Pink Floyd, вероятнее всего, уподобились бы десяткам психоделических групп, плодящихся в Англии конца 60-х, как грибы после дождя, – синтезируя заумные тексты с такими же витиеватыми звуковыми эффектами. Но Гилмор в отличие от Барретта прежде всего был мелодистом. Именно он привнес в музыку PF кристально чистую гармонию, лежащую где-то между минором и мажором, именно его Fender Stratocaster придал «флойдам» магический, ни с чем (ни с кем) не сравнимый саунд, словно парящий над землей, над мирской суетой. Впервые это отчетливо прозвучало на пятом альбоме PF – Atom Heart Mother, для которого Дэвид написал одноименную 20-минутную сюиту, и достигло своего апогея на Wish You Were Here, эпохальной пластинке 1975 года, посвященной все тому же Барретту. По легенде, когда ребята микшировали ее на Abbey Road, в студию заглянул Сид... «Некоторое время мы пребывали в недоумении, – рассказывал бас-гитарист Роджер Уотерс. – И лишь затем с трудом распознали в лысом, оплывшем жиром джентльмене нашего бывшего товарища, нашего гения. Мы все были глубоко подавлены». БИЗНЕС И МУЗЫВсякое действие имеет противодействие. Чем весомее был вклад Гилмора в Pink Floyd, тем острее становилась его конфронтация с Уотерсом, считавшим себя преемником Барретта и, стало быть, фронтменом группы. Роджер и без того частенько «заворачивал» музыкальные идеи и тексты Дэвида, не говоря уже о двух других участниках – клавишнике Рике Райте и барабанщике Нике Мэйсоне. А в 1977-м его автократия достигла предела: весь текст и почти всю музыку на Animals Уотерс писал один. Гилмор ответил тем, что в следующем году выпустил сольный диск, который так и назывался – David Gilmour. Причем для записи пригласил только двух музыкантов – бас-гитариста и барабанщика. На всех струнных, а также клавишных играл он сам. Альбом неплохо продавался, а кроме того, приоткрывал завесу личной жизни автора: на развороте конверта (подобно тому, как это делали Клэптон и Маккартни) Дэвид поместил несколько фотографий очаровательной блондинки – своей жены. Американская художница Джинджер Хасенбейн прожила с Дэвидом 15 лет, родила ему четверых детей и оставила в 1990 году – когда их старшей дочери Элис было четырнадцать, а младшему Мэтью едва исполнилось четыре. Дэвид обожал детей и даже после развода продолжал усердно заниматься их воспитанием. В какой-то степени это объясняет творческую «неплодовитость» музыканта – всего-то три сольных альбома.Вторая его пластинка About Face повторила историю первой. После того как в 1983-м группа выпустила альбом Final Cut, представлявший собой коллекцию пацифистских шансонов Уотерса, перекрываемых автоматными очередями и взрывами крылатых ракет (на конверте так и значилось: «Реквием по послевоенной мечте Роджера Уотерса, исполненный Pink Floyd»), Дэвид уединился в студии и через год выдал новый лонг-плей. About Face получился еще более утонченным и «флойдовским», чем David Gilmour. Неуравновешенный Уотерс объявил о своем уходе из группы. Более того, когда он прослышал, что Гилмор, Райт и Мэйсон собираются записываться вместе под маркой Pink Floyd, он подал на них в суд «за использование имени, принадлежащего только ему». В судебной тяжбе Роджер проиграл. Так же, как и в бизнесе: красивые, отлично выстроенные альбомы A Momentary Lapse Of Reason и The Division Bell, созданные PF без его участия (то есть по сути Гилмором), стали платиновыми – в отличие от надрывных, насквозь политизированных сольников Уотерса. Судьба благоволила Дэвиду и в личном плане: во время международного турне The Division Bell в 1994-м он познакомился с журналисткой и писательницей Полли Сэмсон, которая была на 16 лет младше. В том же году она стала его женой. НА ОСТРОВЕ Она же явилась автором большинства текстов на его третьей и последней на сегодня сольной пластинке, вышедшей ровно пять лет назад, в марте 2006-го, – On An Island. Этот удивительной красоты и удивительной простоты альбом Дэвид посвятил ей – Полли Сэмсон. «О чем этот диск? О жизни и смерти, обо всем, что между ними, – комментировал музыкант. – Он – о бренности. Мы все когда-нибудь сольемся с морем...»Несмотря на несколько пессимистичный (или философский?) посыл, Дэвид занимал активную жизненную позицию. Участвовал в благотворительных концертах, продюсировал молодых музыкантов, помогал записываться как именитым, так и совсем еще не известным командам. С подачи жены продал свой роскошный лондонский особняк за четыре с половиной миллиона фунтов, которые вложил в проект постройки жилья для бездомных. «Есть очень богатые люди, – сказал он. – У них дома по всему миру, они стоят пустыми. Почему бы их не продать? Я призываю к этому всех рок-миллионеров». Увы, на его утопический призыв никто не отозвался. Только Оливия Харрисон, вдова битла, вложила сумму в фонд Гилмора...Сам он с семейством перебрался в плавучий дом «Астория», пришвартованный на Темзе в районе Хэмптон-Корта, недалеко от бывшей загородной резиденции английских королей, и переоборудованный под студию (правда, позже музыкант облюбовал шестиэтажный особнячок в Брайтоне). В этой «Астории» Дэвид и сегодня музицирует в кругу домочадцев – поет госпелы, арии из итальянских опер, сонеты Шекспира. Помимо четверых детей от первого брака у маэстро четверо от второго. Шестидесятипятилетний Гилмор – многодетный отец. Величайший музыкант современности, удостоенный звания командора Превосходнейшего ордена Британской империи за вклад в искусство, царь и бог классического рока и прочая и прочая, Дэвид Джон Гилмор в быту ничем не отличается от миллионов своих соотечественников. «Я не очень-то чувствую себя богом, когда жарю яичницу в шесть утра, – искренне улыбается он. – Чем я занят большую часть времени? Занимаюсь детьми. Мы должны погулять в лесу, развести костер, приготовить тосты с зефиром – вот такие занятия... Я испытываю счастье, что сегодня меня почти никто не узнает на улице: можно спокойно пойти в кино, в магазин. И только вечером, когда слушаю свой последний альбом с бокалом вина в руках, я думаю: «Мой бог, а ведь он чертовски великолепен!» ЛУЧШИЕ АЛЬБОМЫ 1978 Для записи первого альбома Дэвид при- гласил своих друзей по Jokers Wild1984 Вторая пластинка, как и первая, стала золотой в США 2006 On An Island занял верхнюю строку в Великобритании и взял платинуРоджер Уотерс (справа) долгое время не общался со своими бывшими коллегами по команде. Но в июле 2005 года случилось чудо: Pink Floyd собрались классическим составом, чтобы дать в Лондоне один благотворительный концерт. Через пять лет Гилмор и Уотерс встретились снова – вся выручка от их выступления пошла в фонд помощи детям палестинских беженцев. «Money it\\\'s a crime», – когда-то пел Дэвид. Однако высокое искусство часто противоречит реальному положению вещей.
------------------------
Гитарист, вокалист, автор песен, сольный музыкант и лидер одной из величайших групп планеты Дэвид Гилмор пригласил Classic Rock к себе домой, чтобы побеседовать о том, не пора ли Pink Floyd уйти на покой. Руку на пульсе держал Хью Филдер.
Образ Дэвида Гилмора как человека спокойного, сосредоточенного и невозмутимого за четверть века не претерпел особых изменений. Будь то какофоническое, чрезмерно впечатляющее эффектное шоу Pink Floyd или сольное, интимное акустическое выступление в Royal Festival Hall, он всегда выглядит уверенным и неторопливым мастером своего дела.
Он похож на сантехника, рекомендованного вам кем-то из друзей, который пришел очищать вам трубы: пусть даже он будет долго с ними возиться, результат оправдает ваши ожидания. Иными словами, полная противоположность парню, которого вы выбрали, доверившись рекламе в каком-нибудь журнале, и который заявляется в ослепительно чистой рубашке, узких джинсах, с мобильником, словно приклеенным к уху, и ведет себя так, будто оказывает вам большую любезность, однако выполняет лишь половину работы, и вам приходится доделывать всё самому.
Выступая прошлым летом сольно на London's Meltdown Festival (эти концерты только что появились на DVD под рабочим заголовком "David Gilmour In Concert"), Гилмор казался самым невозмутимым человеком во всем Royal Festival Hall. Конечно же, он был спокойнее, нежели зрители, многие из которых не могли сдержать восхищенных криков при одном только намеке на какой-нибудь узнаваемый рифф.
Но за этой спокойной внешностью скрывалось напряжение. "Я могу прокрутить тебе эпизоды, когда нервы давали о себе знать, — говорит он. — В самом начале "Shine On You Crazy Diamond" камера крупным планом показывает, как я играю на акустической гитаре вибрато, которое получилось сильнее, чем было задумано, потому что у меня дрожали пальцы. Я владел собой не настолько, насколько мне бы того хотелось".
Мы сидим наверху, в студии Гилмора, откуда открывается вид на его дом, расположенный в скалистой местности между Лондоном и южным побережьем. Стоит солнечный полдень, и за домом, среди палаток на лужайке, носится детвора. Его жена Полли катает в саду детскую коляску, укачивая их новорожденную дочку. Никаких признаков свойственного знаменитостям образа жизни, пропагандируемого глянцевыми журналами. Даже студия совсем не похожа на резиденцию рок-звезды и свидетельствует лишь о том, что здесь просто работает музыкант. В одном углу стоят микшерский пульт, компьютер и клавишные. Кусочки липкой ленты указывают на то место, где Дэвид Гилмор предположительно сидит, когда ремикширует, например, концертник "Pink Floyd's Pulse" с эффектом "звук вокруг" для DVD-версии.
Именно в этой студии человек, наиболее известный как гитарист и вокалист Pink Floyd, "впал в панику", получив приглашение выступить в 2001 году на фестивале Meltdown, которое исходило от бывшего ударника Soft Machine Роберта Виатта (Robert Wyatt), занимавшегося организацией. "Я пришел сюда и сначала попробовал сыграть многие песни из программы Pink Floyd, — поясняет он. — Таким образом я подстраховывался. У меня был сэмплер струнных, и я попробовал ввести его в уже придуманные мною аранжировки, чтобы послушать, как это в целом будет звучать".
Он решил использовать виолончель, двойной бас [double bass на самом деле переводится с английского просто как контрабас, но большинство переводчиков об этом не знает] , секцию духовых и "госпел" — хор еще до того, как положил трубку после разговора с Виаттом. Необычный выбор, но зато он сразу же делал его сольное выступление непохожим на концерты Pink Floyd. "Мне нравятся оркестры, особенно я люблю виолончель. Звучание госпел-хора меня тоже всегда привлекало. Я не решился использовать настоящий госпел-хор и предпочел пригласить нескольких вокалисток вроде Сэм Браун, которых я хорошо знал и уже много раз работал с ними прежде. Я очень волновался по поводу предстоящего выступления".
Не то чтобы Гилмор до этого никогда не выступал сольно - всем известны его выступления с Полом Маккартни, Питом Тауншендом, Томом Джонсом, Dream Academy и даже Spinal Tap, равно как и сольные выступления на различных благотворительных концертах. Не говоря уже о его сольном турне 1984 года.
- Все те концерты я играл с похожими рок-группами, просто масштабы были поменьше, — говорит он. — На этот раз я смотрел вперед, пытался найти возможность исследовать что-то новое. Необязательно навсегда. В следующий раз, всё, несомненно, будет уже иначе, хотя я пока еще и не знаю как. Но приятно не ограничивать себя какими бы то ни было критическими суждениями.
Он попытался переубедить скептиков, начав свои выступления на Meltdown так же, как в своем последнем турне это неизменно делали Pink Floyd, — с "Shine On You Crazy Diamond". "Некоторое время я раздумывал над тем, стоит ли вводить акустическую гитарную версию длинного вступления на синтезаторе. Наконец я придумал, как это сделать, и получилось не так уж плохо". Решение с использованием устройств задержки, педалей и множества "петель" способствовало созданию новой вариации эпического вступления.
В "Comfortably Numb" он, по его словам, вернулся к раннему демо, чтобы вспомнить, каким был акустический оригинал. (Это была запись, сделанная во время шоу Capital Radio, — пара минут, в течение которых он наигрывал невыразимую мелодию; она, дразня, так и не достигла финального аккорда.) "Я не имел обыкновения впадать в оцепенение, когда Роджер Уотерс вдруг говорил, что хочет вставить в текст такую-то строчку и я должен, соответственно, дописать кусочек там-то и там-то". Он наклоняется, берет со стойки акустическую гитару и начинает наигрывать что-то в той же тональности, что и "Comfortably Numb". "Я написал ее на этой гитаре, она и сейчас звучит так же, как раньше".
Кроме того, Гилмор с удовольствием переработал "Fat Old Sun", которая не исполнялась на концертах уже более тридцати лет, со времен турне "Atom Heart Mother". Об этом его попросили друзья, и он рад был им угодить. "Мне она действительно нравится. Я уже и забыл, что когда-то писал к песням тексты! Мне не позволили включить ее в "Echoes" (позапрошлогодний сборник Pink Floyd), перевес голосов был не в мою пользу".
Перепроверив свою "страховку", которая также включала в себя недавние песни Pink Floyd, написанные уже без Уотерса, Гилмор смог позволить себе быть более безрассудным, когда дело дошло до подбора каверов. Наверно, наиболее смелым выбором стала "Je Crois Entendre Encore" из оперы Бизе "The Pearl Fishers". Чтобы взяться за подобную вещь, нужно было очень сильно верить в успех. "Естественно, — соглашается Дэвид. — Помню, как покраснела моя жена Полли, когда я впервые попробовал ее спеть. Да и сам я покрылся холодным потом: "Посмею ли я?" Но когда сюда приехал хор и мы спели ее вместе, это придало мне огромную уверенность".
Как бы то ни было, он помнит, что чувствовал себя "очень, очень беззащитным", когда дело дошло до исполнения на публике. Хитрость в том, чтобы вжиться в песню. "Чтобы песня звучала искренне, нужно жить ею". Это относится и к двум песням Сида Барретта, на которые Гилмор сделал каверы: "Думаю, "Terrapin" я спел почти так же, как в записи, настолько, насколько смог. "Dominoes" я немного изменил. Я придал этой песне легкий джазовый оттенок". А не пытался ли Гилмор сделать эти песни более доступными для тех, кто находит безумную исполнительскую манеру Сида несколько сложной для восприятия?
- Ты имеешь в виду, что я сделал "облегченный" вариант?
Ну, не то чтобы, но...
- Да нет, все нормально. Все замечательно. Многие из песен Сида слишком личностные. Или же в некотором роде слишком... непонятные. Трудно быть уверенным, что сможешь вжиться в некоторые из них. Я вполне уверен, что знаю, откуда взяла свое начало "Terrapin". Это связано с подводным миром. Хотя, что касается текста, она немного своеобразна.
Всем поклонникам Сида хорошо известно, что бывший фронтмен Floyd записал с группой две песни для так и не появившегося в 1967 году сингла, и песни эти официально ни разу не издавались. И хотя все интересующиеся могут найти "Vegetable Man" и "Scream Thy Last Scream" на бутлегах, странно, что песни эти не были выпущены, особенно если учесть, что они значительно лучше многого из того, что вошло в бокс-сет "Barrett", вышедший несколько лет назад.
- "Vegetable Man" — неплохая вещь — соглашается Гилмор — В "Scream Thy Last Scream" основную вокальную партию исполнял Ник Мэйсон. Мы играли ее несколько раз, когда я только-только пришел в Pink Floyd. Честно говоря, я не помню, была ли она вообще окончательно смикширована. Всё это из той эпохи, когда меня еще не было в группе, поэтому я не знаю, что сталось с теми песнями, какова их история. Мне кажется, ходили разговоры о том, чтобы их выпустить, но, думаю, кое-кто не хотел, чтобы эти песни вышли, — немного уклончиво добавляет он. — Я был бы очень рад, если бы их извлекли на свет божий, ремикшировали и выпустили.
Я высказываю предположение, что дух Сида, похоже, до сих пор не дает покоя Floyd и ее участникам, как бывшим, так и нынешним. Ссылки на него прослеживаются в каждом выступлении Pink Floyd, Гилмора или Уотерса.
- Так и есть. Трудно этого избежать. Можно, конечно, избавиться от этого, если захотеть, но... мне это никоим образом не мешает. Я счастлив. Я хочу сказать, Сид был причиной существования группы. Без Сида ничего бы не было. А его нисхождение в собственный ад очень хорошо отображено в "Wish You Were Here", музыка к которому родилась не без моего участия, чем я очень горжусь".
Может быть, "Wish You Were Here" (1975) и стал самым любимым альбомом фанатов Pink Floyd, однако, что касается объемов продаж и статистических рекордов, его затмевает его предшественник "Dark Side Of The Moon". Но Гилмору все равно больше нравится "Wish You Were Here".
- Я несколько критично отношусь к "Dark Side Of The Moon". Я понимаю, что нелепо критиковать столь удачный альбом, но я высказывал свои замечания и раньше. Мне кажется, что в одном-двух случаях средства воплощения идей оказались слабее, нежели сами идеи. Я считал, что нам стоит попробовать еще поработать над связями между идеями и средствами их выражения, чтобы и те и другие обладали одинаковой магией, что ли. Именно эту мысль я активно пытался "продвинуть", когда мы работали над "Wish You Were Here". Кое-кто недооценивает этот альбом, но только не я. Я считаю его самым цельным нашим альбомом.
Не так давно Роджер Уотерс сказал, что "Wish You Were Here" в той же мере оплакивал гибель группы как товарищества, в какой он оплакивал утрату Сида. Согласен ли с этим Гилмор?
"Может быть, он оплакивал команду, не товарищество, нет, я так не думаю, но, скорее, команду людей ищущих, если хотите. Мы ведь были людьми, нацеленными на поиск, на создание музыки, в которой были бы смысл и душа.
Последовавший за "Dark Side Of The Moon" период работы над "Wish You Were Here" был странным временным отрезком. Мы достигли всего, действительно всего, чего можно было бы желать. В тот момент мы несколько отдалились друг от друга, и Роджер был не единственным, кто заметил эту отчуждённость.
Но отчуждённость стала частью магии альбома. Она помогла его создать. Я точно не знаю, как это вышло. Я нисколько не жалею, что всё тогда складывалось именно так. Не думаю, что всё складывалось так, а не иначе, именно из-за отчуждённости, из-за ощущения пост-эйфории... Я не рассматриваю это как нечто долговременное. Может быть, ты и страдаешь в каком-то смысле, но небольшие страдания нередко вдохновляют на великие свершения. Бессмысленно пытаться понять, как что-то столь хорошее, как этот альбом, смогло родиться среди тех довольно бессодержательных чувств, что мы тогда испытывали".
Почти так же бессмысленно, как и пытаться понять, почему Сид, которого к тому времени никто из группы не встречал уже более четырёх лет, вдруг однажды возник в студии, где они микшировали альбом "Wish You Were Here". Его появление их тогда просто ошеломило. Судя то их комментариям в документальном телефильме о Сиде, который вышел в начале прошлого года, они и по сей день остаются потрясёнными той встречей. Гилмор тогда сказал, что не узнал Сида в том "очень толстом, лысом" человеке. По его словам, "это событие было очень удивительным".
Вы узнали его? А он узнал вас?
- В конце концов. В конце концов мы поздоровались. Когда до нас, наконец, дошло. Мы не сразу осознали, что происходит.
Вы не знаете, почему он туда пришел?
- Не имею об этом ни малейшего представления. Естественно, он неплохо знал эту студию, там он работал над большинством своих записей, включая сольные альбомы. Мы же провели там несколько месяцев, так что, может быть, это было простым совпадением.
А потом вы когда-нибудь ещё встречали его?
- Нет.
Но у него всё в порядке.
- Да, мне об этом говорили. Рядом с ним его родственники. Не думаю, что он и теперь ищет что-то особенное. Мне бы хотелось как-нибудь поехать его навестить.
А не рискуете ли вы тем самым растревожить его, напомнив ему о прошлом?
- Не знаю, насколько это теперь существенно. Лет двадцать назад я обсуждал эту тему с его сестрой. Думаю, теперь он успокоился и счастлив тем, что имеет.
Сам Гилмор доволен жизнью настолько, что планирует выпустить свой сольный альбом.
- Надеюсь, он выйдет в этом году. Я ещё не совсем закончил работу над ним. Кажется, время летит очень быстро.
Ну, одна новая песня для него у вас уже точно готова: "Smile", единственная новая вещь, которую вы исполняли на концертах в Meltdown.
- Да, верно. Это только начало, — усмехается он, направляясь через всю студию к клавишным. Через несколько секунд начинает звучать демо-версия "Smile". Она не утратила простоты, свойственной концертному варианту, но стала более чёткой и законченной. На самом деле, почти готовой. Гилмор согласно кивает: — На концерте она звучала не совсем так, как мне бы хотелось.
Что касается остальных песен к альбому, он говорит, что "есть много музыкальных фрагментов, над которыми нужно серьёзно поработать".
За текстами ему тоже далеко ходить не приходится, достаточно его жены Полли, которая участвовала в создании "The Division Bell", равно как и "Smile": — Удивительно, что у неё не только чутьё к слову (она писатель, и это, соответственно, её сильная сторона), но, кроме того, у неё достаточно много толковых идей в плане саунд-продюсирования. У неё было много маленьких задумок насчёт "The Division Bell", которые не были оценены по достоинству.
А часто ли нынче вам приходится слышать такую новую музыку, которая вам интересна?
- Ну, о том, что творится в мире, я узнаю по радио. Конечно, здесь мы ловим только Virgin Radio. Стоит отметить и другие неплохие станции, которые можно поймать у вас в Лондоне, вроде Xfm, которая мне очень нравится.
Недавно, когда я был в городе, я услышал "Let’s Push Things Forward" The Streets, которая произвела на меня впечатление. Их музыка анархична и нацелена в будущее. У них есть собственная индивидуальность, и мне это нравится. И ещё они используют необычные ритмические рисунки, которые мне, например, кажутся непростыми. Может, это как-то повлияет на меня в будущем, не знаю. Но всегда приятно услышать что-то интересное, выходящее за привычные тебе рамки".
Что сулит нам снижение вероятности снова попасть на концерты Pink Floyd. Не успев открыть дверь в студию, Гилмор сразу же заявил, что у него нет никакого желания "снова покорять стадионы".
"Ну, я не хочу сказать, что вообще никогда уже не собираюсь этим заниматься. Но подозреваю, что это почти что так. Никогда не знаешь наперёд, вдруг усталое старое эго оживёт и убедит тебя выйти на новый виток. Я хочу сказать, что мы с Риком и Ником в любое время можем поиграть вместе. Но ощущать на своих плечах всю тяжесть Pink Floyd мне сейчас как-то не особенно хочется.
И тем более мне не хотелось бы этого, не выпустив новую запись. Выходить на сцену только ради того, чтобы заработать, играть всё те же старые песни — меня это не привлекает. В турне стоит ехать только при условии выхода нового альбома Pink Floyd, но сейчас у меня нет настроения идти на подобный компромисс. Думаю, я какое-то время буду заниматься своим любимым лейблом. Просто я считаю, что вырос из всего этого. Наконец-то. Наверно..."
Возвращаясь на станцию в классической машине Гилмора — 1950-х или 1960-х годов — между рассуждениями о хромированном покрытии и кожаных сидениях я спрашиваю Дэвида, говорил ли ему Ник Мэйсон, что собирается выступить на лондонских концертах Роджера Уотерса. Гилмор отвечает, что нет, не говорил, и, как и вся история с Сидом, это его мало тревожит.
Подъезжая к станции, ловим взгляды окружающих. Глазеют они преимущественно на машину, некоторые — на водителя. Я высказываю предположение, что теперь он более узнаваем, нежели когда Pink Floyd были на вершине славы, и все они были известны, но анонимно.
- Верно.
И это вас не беспокоит?
- Не особенно. То, как часто сейчас меня узнают, когда я брожу по Лондону или здесь... Это не особенно докучает.
Он спланировал всё как нельзя лучше.
Смотреть: http://www.youtube.com/watch?v=4N82TLB03Vk&feature=player_detailpage Читать далее в комментариях: