Без комментариев.

Автор блога: Styx
Все рубрики (283)
Что скрывает за своими стенами Лубянка.
0
Здание по адресу Большая Лубянка, дом 2 много веков вселяло ужас в людей. При Петре I в нём была Тайная канцелярия, при Екатерине II - Тайная экспедиция розыскных дел. А с приходом к власти большевиков Лубянку и вовсе старались обходить стороной. Бывшее здание Госстраха на Лубянке в СССР называли Госужасом. Причиной тому было расположение в его стенах Лубянской тюрьмы и ВЧК, а впоследствии и ОГПУ, и НКВД, и КГБ. Так почему же вокруг этого здания ходили слухи один страшнее другого?


Глубокие подвалы и прогулочные крыши Лубянской тюрьмы.
В здании ФСБ на Лубянке во времена Петра I работала Тайная канцелярия. Позднее его заняла Тайная экспедиция розыскных тайных дел, созданная Екатериной II. В 1894 году в этом здании находилось страховое общество «Россия». А в 1918 с приходом к власти большевиков «Росстрах» ликвидировали. Чуть позднее дом на Лубянке стали называть «Росужасом» или «Госужасом». И причиной тому стали дела, творящиеся в его застенках. В конце двадцатых здание ВЧК расширили. К дому №2 пристроили ещё одно, а в тридцатые их объединили с ещё одним домом и сделали внутренний двор. В одном из зданий была организована тюрьма для контрреволюционеров. Ходили слухи о невероятно глубоких лубянских подвалах тюрьмы, ещё называемой внутрянкой. Но эта тайна быстро раскрылась. Дело было в том, что прогулочный двор внутрянки располагался на её крыше. Арестованных туда везли на специальных лифтах. Они двигались очень медленно, зловеще грохоча и скрипя. Из-за скорости передвижения казалось, что путь от камеры занимал не шесть пролётов, а много больше. Многих узников это сводило с ума, им казалось, что их камеры расположены глубоко под землёй. Хотя на самом деле это было не так. Впрочем, в камерах заключённых тоже хватало загадок.


Полые стены и странная нумерация.
Бежать из внутрянки было невозможно. И дело было даже не в отличной охране и её месторасположении. Во внутренней тюрьме на Лубянке номера камерам для заключённых присваивали хаотично. Арестанты, оказавшиеся в коридорах, просто не могли в них ориентироваться, чтобы найти выход. Да и обменяться случайно добытыми сведениями о выходах заключённые тоже не могли. Одной из тайн Лубянки, раскрытой в восьмидесятых, стало строение стен. В 1983 году некоторые камеры переоборудовали в кабинеты. Конечно, для этого пришлось их расширить и сломать стены. Тогда и выяснилось, что внутри они были полыми. Получается, что арестанты, сидящие в соседних камерах, даже не могли перестукиваться друг с другом. Не могли они и связаться с друзьями и родными на воле.

Жуткие условия содержания и методы допросов в Лубянской тюрьме.
В отличие от других тюрем во внутрянке заключённым была категорически запрещена переписка. Не давали им и никакой прессы. Все письма от родственников уничтожались. Заняться в камерах заключённым было решительно нечем. Единственным развлечением была прогулка по крыше тюрьмы. Но никто не знал, куда его поведут, когда в очередной раз открывалась дверь камеры: на прогулку или на допрос.
Для допросов заключённых отводили в кабинеты следователей или в лубянские подвалы. Никаких физических увечий им не наносили, всё воздействие было чисто психологическим. Допрашиваемому запрещали спать в течение нескольких суток. По прошествии этого времени заключённый, находящийся на грани, выкладывал всё. Даже то, чего он не делал. Таким пыткам подвергались и обычные арестанты, и люди с известными фамилиями.

Самые знаменитые заключённые здания ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ.
В камерах внутрянки на Лубянке побывало множество «врагов народа», как и в застенках Владимирского централа. Долгое время их имена держались в тайне, но всё-таки были раскрыты. Правительство СССР отправило во внутрянку эсера Савенкова. Сидел там и британский разведчик Сидней Рейли, и член ЦК Николай Бухарин. Побывали в застенках Лубянской тюрьмы писатель Александр Солженицын и поэт Осип Мандельштам, и актриса Зоя Фёдорова. В послевоенные годы в Лубянской тюрьме отбывали наказание военные преступники. Среди них были и иностранцы: Рауль Валленберг и Янош Эстерхази. В их делах, как и в делах многих других арестантов Лубянки, есть таинственная пометка: «Выбыл в Лефортово». Долгое время ходили легенды, что заключённых с такой пометкой действительно отправляли в другие тюрьмы. Но это было не так. «Выбыть в Лефортово» означало отправиться на расстрел. Приговоры приводили в исполнение во всё тех же лубянских подвалах внутрянки.
В России пиво до 2011 года не считалось алкогольным напитком.
0
Возможно, это просто формальная подробность, возможно, до этого просто никому не было дела, но вышло так, что пиво в нашей стране классифицировалось как безалкогольный напиток до 2011 года, пока президент Дмитрий Медведев не реклассифицировал его. Изменения были вызваны экономической необходимостью: продажи пива за предыдущее десятилетие выросли на 40%, поскольку пиво считалось здоровой альтернативой крепким алкогольным напиткам. Кроме того, изменения статуса сказались положительно на развитии пивной отрасли, в том числе крафтового пивоварения.
Самый большой коллайдер в России и в мире.
0
Судьба у советского коллайдера сложная. Его то начинали активно строить, то почти полностью забрасывали. Самые глубокие тоннели ускорителя удалены от поверхности на 60 метров. По общей протяжённости коллайдер не уступает кольцевой линии московского метро. И вся эта огромная махина, спрятанная в лесах Подмосковья, не закончена. Сам город Протвино появился в 1965 году. До этого на его месте существовал закрытый научный посёлок Серпухов-7. Учёные, которые жили в закрытом городе, работали на действующем тогда протонном синхротроне. Этот ускоритель по задумке учёных должен был стать частью огромного советского коллайдера. Место для строительства синхротрона и коллайдера было выбрано не случайно. Эта часть Подмосковья раньше была дном моря, что делало грунт недосягаемым для сейсмическим толчков.

Адронный коллайдер в СССР: взлёты и падения.
В начале восьмидесятых, когда на реализацию проекта дали добро, в мире не существовало аналогов. Мощности американского Тэватрона и швейцарского суперколлайдера были значительно ниже. В 1983 году появились первые вертикальные шахты для бурения тоннелей. Однако бурить твёрдую породу — неблагодарное дело. Работы шли вяло, за несколько лет машины «прогрызли» лишь полтора километра породы. В 1988 году СССР выделил дополнительные средства на покупку зарубежных бурильных установок. Машины не только создавали тоннели, но и выстилали дно бетонными «подушками» с металлоизоляцией. Работы ускорились.

Строительство одного из тоннелей коллайдера.
В 1988 году основной кольцевой тоннель был готов на 70%, канал инжекции (для перевода ускоренных частиц из синхротрона в коллайдер) - на 95%. На земле выросло более 20 специальных площадок для размещения инженерных коммуникаций. Казалось бы, до светлого будущего оставался последний рывок. Но финансирование вновь прекратилось. В 1991 году бюджет проекта урезали, а во время кризиса в 1998 году деньги вообще почти иссякли. Просто бросить недостроенный объект значило бы обречь Подмосковье на экологическую катастрофу. Началась консервация. Оставшуюся треть тоннеля строили четыре года. Однако запустить коллайдер после этого было невозможно. Тоннели не имели достаточного количества магнитной «обшивки», которая создаёт поле и разгоняет частицы. При этом канал инжекции был полностью закончен. Кроме того, завершилось строительство инженерных залов и установка нейтринного телескопа на озере Байкал, который должен был «ловить» частицы.

Бесславный конец заброшенного ускорителя элементарных частиц.
Сегодня на содержание советского коллайдера тратятся миллионы. Ежегодно необходимо откачивать воду из тоннелей, укреплять стенки и бетонировать сталкерские ходы. Большой адронный коллайдер, который запустили в 2008 году, поставил крест на идее возрождения русского ускорителя. Более того, в России уже ведётся строительство более современного (хотя и менее крупного) коллайдера НИКА в подмосковной Дубне.

Тоннели в их нынешнем состоянии.
Содержать советский коллайдер «вхолостую» крайне затратно. Из-за этого активно рассматриваются идеи по реновации проекта. Самое перспективное направление -создание на базе ускорителя огромного аккумулятора-накопителя. Такая «батарейка» разгрузит электрические сети Москвы. Но все идеи требуют немалого финансирования, которое и является камнем преткновения. Даже просто залить советский коллайдер бетоном - дорогое удовольствие.
Советский интернет: почему провалился проект.
0
Интернет в СССР мог появиться намного раньше, чем во всём мире. В 1959 году кибернетик Анатолий Китов представил Хрущёву свой план по созданию общей вычислительной сети.
Кибернетик Китов знал, на чём нужно сыграть. В своём проекте он упомянул про возможность перегнать Америку в гонке технологий, которая тогда шла в полную силу.


Как инженер Китов пришёл к плану создания ЕГСВЦ.
Анатолий Иванович Китов.
Анатолий Иванович Китов с детства увлекался математикой, был одним из лучших учеников и в школе, и в военно-инженерной академии. В начале пятидесятых Анатолий Иванович был назначен руководителем отдела первого советского вычислительного центра, работающего на Министерство обороны. А в 1956 инженер выпустил первый учебник по программированию и устройству тогдашних ЭВМ, став одним из родоначальников кибернетики в СССР. 1959 год стал переломным в карьере Анатолия Китова. Желавший догнать и перегнать Америку, кибернетик разработал план «Красная книга» по созданию ЕГСВЦ — единой государственной сети вычислительных центров. Согласно этому плану, вычислительные машины в Советском Союзе должны были объединиться в единую компьютерную сеть с высокой производительностью. В военное время мощности ЕГСВЦ могли использоваться для военных нужд, а в мирное работали бы как система управления национальной экономикой и различными хозяйственными подразделениями. План был вполне реальным, поскольку за год до его разработки команда Китова создала новый компьютер. Модель «М-100» могла выполнять сто тысяч операций за одну секунду, что было неслыханным достижением в то время.
Свой план «Красная книга» Анатолий Иванович направил Никите Хрущёву, в обход своего начальства, которое даже не было в курсе. Это-то и сыграло с ним злую шутку.

Почему план советского интернета не был принят.
Руководству Минобороны, на которое работал Китов, не понравилось, что он вначале не поделился своим планом с ними, а отправил его прямо Хрущёву. Это обернулось большими проблемами для уважаемого инженера: его отстранили от должности руководителя вычислительного центра и даже исключили из партии. Правда, спустя некоторое время его восстановили. Спустя некоторое время о «Красной книге» Китова узнали советские экономисты и управленцы, имеющие влияние в свой среде. Им весьма не понравилась идея сети, которая будет контролировать все показатели и системы учёта. Таким образом они могли лишиться своей власти и дополнительных незаконных источников прибыли. Кроме того, автоматизированные системы шли в разрез с идеологией советской партии, которая для принятия решений советовалась с руководителями колхозов и народом. Пугала учёных и перспектива того, что машины начнут, по сути, управлять людьми. Проект по созданию интернета в СССР так и не был воплощён в жизнь, а его автор ушёл работать в Минздрав, став одним из основоположников советской кибернетики в области медицины.


Проект ОГАС Виктора Глушкова.
В 1962 году математик и кибернетик Виктор Михайлович Глушков представил Хрущёву свой проект по созданию национальной сети, вдохновившись проектом Китова. Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации, сокращённо ОГАС, должна была стать «мыслящей» сетью. С помощью воплощённого в жизнь проекта Глушкова можно было бы управлять в режиме реального времени экономикой СССР. Полностью рабочая система должна была быть готова к 1990 году. По задумке центра, обрабатывающие введённые данные предприятий и министерств передавали их по цепочке дальше, в намного более крупные вычислительные центры. А уже из этих центров вся информация, зашифрованная к тому времени, поступала бы непосредственно главе СССР. Но и против этого проекта выступили бюрократы. Военные и промышленные чиновники вновь приняли план по созданию централизованной сети как угрозу их власти. Если бы ОГАС была создана, то СССР имел все шансы превратиться в страну с кибернетической системой управления. Мешало воплощению плана в жизнь и то, что, по словам самого Глушкова, ОГАС обошлась бы правительству в огромную сумму. Она стоила в несколько раз больше, чем атомные и космические программы Советского Союза. По совокупности вышеперечисленных причин интернет в СССР так и не был разработан.
Советский компьютер, работавший на воде.
0

Свой первый гидроинтегратор Владимир Лукьянов создал в 1936 году, и пользоваться им продолжали вплоть до конца восьмидесятых. Этот аналоговый компьютер сумел составить конкуренцию своим электронным собратьям.

При помощи компьютера, работавшего на воде, решали сложные дифференциальные уравнения в области строительства дорог и не только. Благодаря его работе стали возможны такие грандиозные постройки, как БАМ и Каракумский канал. Как же работал советский компьютер, не требовавший электричества?

Какие проблемы пытался решить при помощи своего гидроинтегратора Лукьянов.
Едва окончив институт и начав работать инженером, Лукьянов Владимир Сергеевич попал на стройку железных дорог. Там инженер заметил одну особенность — уложенные по всем правилам железобетонные конструкции быстро начинали трескаться. К тому же работать с этими конструкциями можно было только летом. Зимой их установка приводила к печальным последствиям. Тогда Лукьянов понял, что всё дело в неправильном подборе температурного режима при закладке бетона.

Владимир Сергеевич Лукьянов
Методы расчётов температурного режима в тридцатые годы оставляли желать лучшего. Для решения задач строительства использовали сложные дифференциальные уравнения частных производных. Поиск ответа к поставленной задаче занимал не один час. Нужно было что-то менять, чтобы строительство советских дорог стало более быстрым.
Взяв за основу работы других учёных, в частности Николая Павловского, Лукьянов провёл масштабные исследования. Тогда он понял, что один физический процесс можно заменить другим, аналогичным. К примеру, движение воды весьма схоже с распространением тепла. Вооружившись этим принципом, Владимир Лукьянов создал аналоговый компьютер — гидроинтегратор.

Как работал интегратор Лукьянова.
Для решения сложных дифференциальных уравнений Владимир Сергеевич построил гидроинтегратор. Принцип работы его весьма прост, но в то же время изящен. Основу машины составляли сосуды определённого объёма. Друг с другом они соединялись посредством трубок, подключённых к двигающимся сосудам.


Кстати, трубки обладали изменяемыми гидравлическими сопротивлениями. Поднимаясь и опускаясь, эти сосуды изменяли в основных водный напор. Примечательно, что вся система была разборная и состояла из блоков, собирая которые, решали различные задачи.
Перед началом работы гидроинтегратора составлялась расчётная схема процесса. А уже согласно ней устройство из сосудов и трубок собиралось работником. Отношения между частями гидроинтегратора описывались формулами, одинаковыми с исходным процессом. Условия, поставленные в начале для решения, задавались для одной группы сосудов. После их наполняли жидкостью, которая перетекала в другую группу сосудов. Измерение уровня последних и было ответом на поставленную задачу, представленным в виде графика. Можно сказать, что благодаря трубкам и сосудам учёные моделировали различные процессы.

Усовершенствования гидравлического интегратора Лукьянова.
Первая модель гидроинтегратора решала только одномерные задачи. Но уже в 1941 Владимир Лукьянов усовершенствовал свой компьютер, работающий на воде. С его помощью стало возможно решение двухмерных задач, а после — и трёхмерных.
Спустя всего восемь лет после этого в столице создали институт «НИИСЧЁТМАШ». Там занялись подготовкой гидроинтеграторов к массовому производству. Учёные института разработали новую конструкцию из унифицированных блоков, позволявших собрать интегратор под разные задачи. Примечательно, что не только советские конструкторы и учёные пользовались аналоговым компьютером Лукьянова.
Наладив серийное производство гидравлических интеграторов в СССР, изобретением решили поделиться с миром. Гидроинтеграторы Лукьянова отправлялись в Польшу, Китай, Чехословакию, Болгарию и в другие страны. Там их применяли для решения задач в геологии, металлургии, шахтостроении, теплофизике и ракетостроении. Однако всё-таки самые крупные проекты, чьи задачи решил гидроинтегратор, были построены в СССР.
Мощности интегратора Лукьянова использовали во время строительства БАМа и Каракумского канала. Также расчёты, сделанные на нём, помогли построить Саратовскую ГЭС. Компьютер, работавший на воде, с успехом решил проблемы, возникшие при строительстве станции. Дело в том, что она была первой построенной из цельных железобетонных блоков. Они были надёжны, но тяжелы в производстве. А гидроинтегратор Лукьянова помог решить проблему вызревания блоков без образования трещин. Однако с развитием мощностей ЭВМ нужда в гидроинтеграторах отпала.

Как популярность «водяного» компьютера пошла на спад.
К середине семидесятых годов интеграторы Лукьянова использовались по всей стране. Но в восьмидесятые в НИИ начали появляться первые компьютеры ЭВМ. Конечно, они не обладали такой мощностью и быстротой, как гидроинтеграторы, — последние продолжали использовать на различных предприятиях вплоть до конца восьмидесятых.
В то время ЭВМ стали развиваться, и их мощность повысилась. Решение вычислительных задач у новых компьютеров было в разы выше, чем у гидроинтегратора. Вскоре ими совсем перестали пользоваться. Сегодня, чтобы увидеть пару гидроинтеграторов Лукьянова, стоит посетить экспозицию московского Политехнического музея.
День Космонавтики в США.
0
12 апреля - Всемирный День Космонавтики, посвященный первому полету человека в космос. В США этот праздник называют Ночь Юрия (Yuri's Night).
Этот праздник впервые отметили в США в 2001 году. Именно тогда три энтузиаста Триш Гарнер, Джордж Вайтсайдс и Лоретта Идальго (Loretta Hidalgo, George T. Whitesides, Trish Garner) решили организовать Мировую Космическую Вечеринку «Ночь Юрия», которая прошла Лос-Анджелесе и еще 64 странах. Был запущен сайт http://yurisnight.net.


С тех пор Мировая космическая вечеринка проходит в мире ежегодно с 4 по 12 апреля и завершается в день полета Гагарина в космос. В США 12 апреля отмечается также как годовщина начала полетов космических шаттлов (первый полет был 12 апреля 1981 года) и открытие космического центра НАСА им Годдарда. В эти дни проводятся грандиозные ночные представления, дискотеки с лучшими диджеями и декорациями. Кроме вечеринок, организовываются образовательные программы в музеях и культурных центрах, проводятся тематические выставки, музыкальные, театральные и дизайнерские шоу. Традиционно на Yuri's Night организаторы разыгрывают призы, книги по космической тематике, подборки музыкальных дисков различных диджеев. Цель организаторов - повысить интерес человечества к космосу, космическим исследованиям и будущему нашей планеты.
Почему в России образовались километровые очереди за медицинскими справками.
0
Сначала думал, что это "утка" какая-то, но потом узнал, что действительно люди сейчас бегут в срочном порядке получать новые медицинские справки. Все дело в том, что из-за вступления в силу нового приказа минздрава РФ с 22 ноября, сейчас абсолютно всех курсантов и действующих водителей будут проверять на наличие в моче наркотиков и в крови следов злоупотребления алкоголем.
То есть это приведет к росту цен: если в Екатеринбурге справка раньше стоила около 2-х тысяч рублей, то сейчас она будет стоить в р-не 5 - 5,5 тысяч. Естественно, люди хотят сэкономить, поэтому поголовно бегут проходить комиссию. Некоторые даже раньше срока истечения справки.
Сейчас люди стоят в больницах с четырех утра, чтобы попасть к врачам. А в некоторых регионах за справку придется отдать почти в 9 тысяч рублей например, в Ярославле.

Ярославцы не готовы тратить такие деньжища, а вот стоять круглые сутки в очередях, вполне.

Очередные поборы с населения, я считаю! Ни врачи, ни санитары не следят за процессом сдачи анализа мочи, а только принимают биоматериал. Нечистому на руку водителю ничего не будет мешать сдать на проверку анализы другого человека, например. Мы знаем, что такое в практике встречается очень часто.
Получается, водитель должен быть абсолютным трезвенником, а раньше достаточно было просто быть трезвым за рулем. Чувствуете разницу?
Так против кого же действительно работает этот закон? Против микроскопического количества, умудрившегося спалиться на прохождении тестов? Или против многомиллионной армии обычных людей, у которых в очередной раз тянут последние деньги из кармана?


Пишет Кирилл Потапов.
40 лет «Месту встречи...». Как создавался шедевр Одесской киностудии.
0

Летом 1977 года Станислава Говорухина (известного после нашумевших фильмов «Вертикаль» и «Белый взрыв» советского режиссёра) везли на машине в Херсон. Там шли съёмки его нового фильма «Маршал революции», посвящённый советскому военачальнику Михаилу Фрунзе. Чтобы скоротать время, он взял с собой в машину два номера журнала «Смена» за 1975 год
В них был опубликован новый роман «Место встречи изменить нельзя» крайне популярных в то время авторов детективного жанра Аркадия и Георгия Вайнеров. На самом деле произведение называлось «Эра милосердия», но редакция журнала почему-то решила опубликовать его именно под таким названием.
В романе описывались события победного 1945 года, который Говорухин хорошо помнил, ему тогда было 9 лет. Сыщики Московского уголовного розыска (МУР) ловили банду убийц-налётчиков, которая в качестве своего фирменного знака использовала изображение чёрной кошки.
В послевоенной Москве о банде «Чёрная кошка» ходили легенды. Правда это была не банда налётчиков, а шайка подростков-хулиганов, которые все свои шалости, иногда весьма серьёзные, словно фирменным знаком, отмечали детским рисунком ни в чём не повинного животного. Милиционеры быстро вычислили хулиганов, надавали им «по шеям» и отвели к родителям, чтобы те добавили. Но московскому криминалитету идея понравилась, вскоре в городе и области появилось несколько шаек, также использовавших этот знак. Но ни одна из них грабежами, разбоем и убийствами не промышляла.
Настоящим прототипом «Чёрной кошки» для Вайнеров послужила группа матёрых рецидивистов, в начале 50-х четыре года терроризировавшая столицу и область. Главарём банды был обычный мастер смены одного из подмосковных заводов, некий Иван Митин, который настолько хорошо работал, что его даже представили к ордену Трудового Красного Знамени. В жизни он не был горбуном, это придумали авторы.
Большинство из двенадцати бандитов проживали в подмосковном Красногорске. Девять из них были рабочими, двое - курсантами, один - студентом, комсомольцем, спортсменом и отличником. К блатному миру никто из них отношения не имел.
Банда занималась вооружёнными налётами и грабежами, на ее «боевом счету» было два убитых милиционера. Однажды, чтобы отпраздновать очередной налёт, один из грабителей купил целую бочку пива. В результате он попал в поле зрения милиции. Вскоре сыщики вычислили всех членов банды и в феврале 1953 года арестовали.
Дорога для Говорухина пролетела практически незаметно, настолько интересным оказалось взятое с собой чтиво. Режиссёра поразила драматичность сюжета и фигура сыщика Жеглова, который притом, что делал безусловно правильное дело, вызывал неоднозначные эмоции. Кого пригласить на главную роль, не было никаких сомнений.
Вернувшись после съёмок в Москву, Говорухин сразу же встретился с Высоцким и спросил его: «Володя, ты братьев Вайнеров знаешь?» Оказалось, что знает, он звал их Вайнера́, с ударением на последний слог. Режиссёр продолжил: «Я прочёл у них роман такой… фантастический. И роль там для тебя восхитительная есть. Поедем к Вайнерам, давай уговорим их, чтобы снять фильм».
Оба прыгнули в такси, по дороге режиссёр рассказал не читавшему роман другу сюжет, диалоги, описал характеры героев. Обладавший феноменальной памятью Высоцкий всё схватывал на лету, и к концу поездки уже страстно хотел сняться в этой новой ленте. Старший из Вайнеров - Аркадий до конца жизни не верил, что, когда Высоцкий сидел у них с братом за столом и взахлёб рассказывал, как увлечён романом, он его ещё не читал, ведь актёр чуть ли не цитировал книгу. Писатели согласились включиться в работу, и процесс пошёл.
Сценарий от романа отличается, поскольку было решено изменить персонаж Володи Шарапова. Если в книге это был волевой, «мощный» герой, настоящий матёрый разведчик, «пёс войны» и полный антагонист Жеглова, то в фильме его сделали слабее своего напарника. Но от этого драма стала только психологически тоньше и лучше. Находившийся под влиянием американского кинематографа, Говорухин также попросил сделать в сценарии «хеппи-энд», не убивать любимую девушку Шарапова - Варю, которая в книге погибала.
Параллельно с написанием сценария подбирались актёры. Пробы на Жеглова Говорухин проводил только из-за формальности, на эту роль приглашались актёры, которые никак не могли сыграть Жеглова лучше Высоцкого: Юрий Кузьменков, Леонид Яновский, Юрий Шлыков. В результате худсовет утвердил Владимира Семёновича.
Подбор исполнителя на роль Шарапова оказался более хлопотным.
Сначала Высоцкий, который со всей присущей ему энергией подключился к кастингу, предложил кандидатуру своего друга, актёра Ивана Бортника. Говорухин Шарапова в нём не увидел, зато разглядел бандита Промокашку, которого Бортник в результате и сыграл. Вайнеры видели в этой роли Евгения Герасимова, а режиссёр - Сергея Иванова (знаменитого «Кузнечика» из «В бой идут одни старики» и Лариосика из «Дней Турбиных»). Но оба актёра отказались. На роль пробовались Александр Абдулов, Евгений Леонов-Гладышев, Александр Курепов, Сергей Никоненко, Станислав Садальский, Юрий Шлыков, другие актёры.
В результате Станислава Садальского утвердили на роль карманника Кирпича, Леонова-Гладышева - на роль погибшего молодого милиционера Васи Векшина, Александр Абдулов получил эпизодическую роль водителя фургона-хлебовозки, но Шарапова так и не удавалось подобрать. Наконец, Говорухин утвердил Владимира Конкина, хотя Вайнеры были категорически против этой кандидатуры.
Драматично сложилось участие в фильме Всеволода Абдулова.
За год до съёмок он попал в тяжёлую аварию, двадцать дней пробыл в коме. С возвращением сознания обнаружились проблемы с памятью. После очередной операции к актёру приехали Высоцкий и Говорухин, привезли с собой сценарий и список ролей, чтобы Всеволод сам выбрал, какая ему больше подходит. Они знали, что он не может запомнить текст ни одной из них, но хотели помочь попавшему в беду товарищу… и в результате помогли. На съёмочной площадке Абдулов забывал имена, забывал, где находится, и тем не менее замечательно отыграл доверенную ему роль, поверил в себя и, в конце концов, вернулся в профессию.
Взять на роль Фокса Александра Белявского порекомендовал тоже Высоцкий. Режиссёр сначала не прислушался к его мнению и утвердил Бориса Химичева (крестоносца Бриана де Буагильбера из «Баллады о доблестном рыцаре Айвенго»). Только когда начались съёмки, Говорухин понял, что этот актёр играет замечательно, однако не «попадает» в эпоху, и вернулся к кандидатуре Белявского. Тот в это время отдыхал на своей недавно купленной даче, но, когда ему по телефону рассказали, с кем предстоит сниматься, бросил всё и поехал в Одессу.
Также с подачи Высоцкого позвали на съёмки сыгравшего Левченко Виктора Павлова. На роль Вари Синичкиной Говорухин утвердил жену Владимира Семёновича Марину Влади, но она не прошла худсовет. Её посчитали (и вполне справедливо) актрисой, не обладавшей советской внешностью.
Роль Синичкиной режиссёр предложил Ларисе Удовиченко. Она ошарашила его встречным предложением: сыграть Маньку-Облигацию. Говорухин актрисе отказал. Уже в Одессе он перепробовал множество актрис, и ни одна не подошла. Тогда на съёмочную площадку вызвали Ларису, и в один дубль сняли с ней всю сцену. После этой роли Удовиченко долго пачками получала письма из мест «не столь отдалённых» с предложениями руки и сердца.
Съёмки Говорухин решил проводить на полюбившейся ему Одесской киностудии.
Первый съёмочный день 10 мая 1978 года выпал на день рождения Марины Влади. Режиссёр поселил Высоцкого и его жену под Одессой, на даче своих знакомых. Было очень холодно, пока Марина и жена Говорухина Галина «драили» эту дачу, группа отправилась на первую съёмку в одну из одесских бильярдных.
Снималась известная сцена поединка между Жегловым и опытным каталой Копчёным, которого играл Леонид Куравлёв. Оба актёра в бильярд играть не умели, поэтому за них шары в лузу загонял один из лучших бильярдистов Одессы, мастер спорта СССР Владимир Иванов. Высоцкий и Куравлёв только красиво «зависали» над столом с киями в руках.
Позже похожая подмена понадобилась в сцене с играющим на пианино Шараповым. За него играла музыкальный редактор картины. Чтобы подмену не заметили, женщину нарядили в пальто проникшего в банду «муровца».
После съёмок все вернулись обратно на дачу, чтобы отметить начало кинопроизводства. Пока народ праздновал и делился впечатлениями, Влади отвела Говорухина в другую комнату, встала перед ним на колени и стала умолять «отпустить» Володю, она хотела свозить его в Америку, Францию, Канаду, на Таити… Спустя несколько минут уже Высоцкий признался Говорухину: «Славик, мне так мало осталось». Актёр чувствовал приближение смерти, и решил, что тратить год ещё на одну картину - для него роскошь.
Слушая друга, Говорухин понимал, что за такие «чудеса» их могут вообще выкинуть из профессии, и убедил Высоцкого, что создаст ему специальный график съёмок.
И действительно, во время создания ленты актёра на съёмочной площадке почти не было. Высоцкий успел побывать и в США, и во Франции, и на Таити. Например, во время погони милицейского «Фердинанда» за «Студебеккером» Фокса, Жеглов в сцене практически отсутствует. Кадр, когда он стреляет на весу, наполовину высунувшись из окна автобуса, сняли в павильоне. Актёры в диалогах «работали» с пустотой или дублёром. Когда Высоцкий вернулся в Одессу, буквально за пол дня сняли все его крупные планы для всех эпизодов.
Съёмки шли легко и быстро. В основе ленты лежала хорошая драматургия, что, как считал режиссёр, обеспечивало как минимум половину успеха. Параллельно со съёмками проводился подбор актёров на роли второго плана.
Роль Горбатого Аркадий Вайнер предложил Ролану Быкову. Тот прилетел в Одессу на пробы, но здесь у него случился инфаркт, и вместо съёмочной площадки актёр очутился на больничной койке. Чтобы исправить положение, роль предложили Армену Джигарханяну. В Москву срочно вылетел помреж со сценарием, и уже на следующий день актёр дал согласие на съёмки. После выздоровления Ролан Быков пробовался на роль Ручечника, но в конечном итоге его сыграл Евгений Евстигнеев.
Любопытная история случилась с Иваном Бортником, который свою микроскопическую роль Промокашки украшал как мог, и в результате хорошо запомнился зрителю.
На съёмках выхода бандитов из подвала он вдруг неожиданно для всех затянул нервную блатную песню про «скамью подсудимых», плюнул Жеглову «в морду» и бросился на охранников, которых «играли» переодетые в зимнюю униформу 40-х настоящие милиционеры. Они решили, что перед ними реальный преступник, и так заломили актёру руки, что тот взвыл от боли, а собравшиеся за ограждением зрители-одесситы начали аплодировать. «Плевок» консультировавший фильм заместитель министра МВД Щёлокова генерал-лейтенант милиции Константин Иванович Никитин потом заставил вырезать.
Он же попросил Говорухина хотя бы раз снять Высоцкого в милицейской форме. Актёр категорически отказался. Пришлось пойти на компромисс, придумать сцену, где Жеглов просто примеряет форменный китель, произнося фразу, что никогда его не носил и носить не будет. Кстати, консультант ушёл из жизни в 1979 году, так и не увидев ленту на экране.
Высоцкому очень хотелось спеть в фильме свои песни, одна из которых - автобиографическая «Баллада о детстве» («День зачатья я помню не точно…») была написана в 1975 году под Одессой, на той же самой даче.
Но Говорухин оставался непреклонен: он считал, что лента слишком серьёзная, а Глеб Жеглов - слишком сложный персонаж, чтобы показывать его поющим. Если зритель начнёт путать Жеглова с Высоцким, эффекта не будет. Актёр «полез в бутылку», и когда режиссёр попросил его спеть в кадре несколько фраз из песни Вертинского, наотрез отказался: «Не даёшь петь свои, не буду петь ничьи».
Кинопроизводство близилось к концу. Оставалось 400 метров плёнки и несколько неснятых сцен. Станислав Говорухин знал, что Высоцкий вынашивает планы заняться режиссурой и даже написал несколько сценариев. Режиссёр сказал другу, что вынужден уехать, и пусть Володя доснимает без него. Высоцкий привык жить в жёстком графике, он не мог себе позволить, как это было принято у советских режиссёров, подолгу раскачиваться.
С его появлением в качестве режиссёра на площадке воцарилась железная дисциплина. В 9:00 все выходили на съёмку, и уже в 9:15 начинала работать камера. Раньше 17:30 она не выключалась. То, что по плану должно было занять неделю, Высоцкий сделал за три дня.
Съёмки были закончены. Начался монтаж.
Фильм изначально начинался со сцены, в которой Левченко выносил раненного Шарапова с поля боя. Однако Говорухин сам от неё отказался, решив, что она преждевременно раскрывает интригу последней серии. Фильм получился 7-серийным, худсовет это не устроило, и он потребовал сократить ленту ещё на два часа. Говорухин это сделал, вырезал два часа и сдал материал в архив Одесской киностудии, где он благополучно пропал.
Первый показ ленты, состоявшийся 11 ноября 1979 года, приурочили ко Дню милиции. По милицейской статистике уровень преступности в стране во время трансляции снижался практически до «нуля». Падал даже уровень потребления воды: весь Союз затаив дыхание смотрел «Место встречи изменить нельзя».
Несмотря на популярность телефильма, чиновники от кинематографа обошли его наградами. Только Высоцкий посмертно получил спецдиплом и приз жюри на всесоюзном кинофестивале в Ереване, Госпремию и, уже в 90-е, премию МВД России. Последнюю вручили и Владимиру Конкину.
В начале 2000-х ходили слухи о съёмках Станиславом Говорухиным продолжения ленты по новому сценарию эмигрировавших в США братьев Вайнеров. Сюжет строился вокруг расследования убийства Жеглова. Но вскоре оба писателя скончались, и проект остался на бумаге. Зная историю постсоветских римейков и сиквелов - может быть, оно и к лучшему.

Пишет Алексей Стаценко.
Только одно фото.
0
Однажды в интервью режиссёр Джеймс Кэмерон на вопрос "Почему в "Титанике Джек всё же умирает, ведь на доске было достаточно места для двоих?" ответил: "Всё просто! Джек утонул, потому что на 147 странице сценария было написано, что он умирает. И если бы он не утонул, то на него бы упала дымовая труба". Ну а по просьбе журналиста пояснил подробнее.
Джеймс Кэмерон рассказал, что у того самого куска деревянной обшивки, на котором лежала Роза, действительно было достаточно места для двоих. Но вдвоём им бы не удалось удержаться на плаву - обшивка бы начала тонуть от веса двух человек. Режиссёр долго искал подходящий кусок древесины для этого момента. Такой, чтобы мог выдержать героиню Кейт Уинслет на протяжении 3 часов, которые необходимо было продержаться до прибытия спасательного корабля. Но дело даже не в этом. "Если бы Джек выжил, концовка фильма потеряла бы смысл, - подвёл итог режиссёр. - Это картина о смерти и разлуке; Джек должен был умереть. Так это бы произошло, или упала бы на него труба - не так уж и важно. Это искусство. И персонаж Ди Каприо погиб по художественным причинам, а не по физическим законам".
На фото режиссёр Джеймс Кэмерон, Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет на съёмках фильма "Титаник". © 1997 - Paramount Pictures

Пишет Виталий Дубогрей.
Ищи свищи: Ту-160 на форсаже ушел от двух F-35.
0
История о том, как два мопса за лебедем гонялись.

Ту-160 выполнял плановый полет в Японском море, когда его справа и слева взяли на сопровождение два F-35. В этот момент российский бомбардировщик внезапно установил максимальный угол стреловидности крыльев, ускорился, включив форсаж.
Два истребителя F-35A среагировали, но поздно – когда они включили ускорение, радары еще могли обнаружить бомбардировщик Ту-160, но пилоты уже не видели его в поле зрения.
Утверждается, что инцидент, когда тяжёлый бомбардировщик ещё советского поколения легко ушёл от новейших американских истребителей, произошел 3 ноября.


Прокомментирую:
Если порассуждать, то иного варианта развития ситуации и быть не могло.
Максимальная скорость Ту-160 - 2200 км/ч (2,08 М) и он может держать форсаж 45 минут, а F-35 - 1930 км/ч (1,6 М), которые он в состоянии удерживать лишь несколько минут. Безфорсажно американец даёт только 1,2 Маха, то есть по сравнению с Ту-шкой практически стоит на месте.
В правильной концепции применения Ту-160 скорость это однозначно преимущество. Быстрый выход на рубеж атаки, пуск и быстрый уход от перехвата. Кто-то мне возразит, что "пингвин" шмальнёт издалека ракетой и "Лебедь" не уйдёт от неё. Ну что же, я готов порассуждать.

Во-первых, свои атаки Ту-160 выполняет на дальность, иногда превышающую радиус боевого применения истребительной авиации противника. Внимание, вопрос! На какое расстояние вглубь России должны залететь F-35 с боевым радиусом в 1000 с небольшим км, чтобы сбить Ту-160, у которых дальность пуска ракет составляет 3000-5000 км?

Во-вторых, ракета.
Если взять последнюю модификацию AIM-120D, самую современную и мощную ракету наших противников, то её рабочий диапазон задекларирован в 180 км (скорость на марше 3 - 3,2 Маха, время работы двигателя около 3-х минут).

Но это при идеальных условиях:
- цель идёт к носителю на всех парах и не сворачивает;
- носитель осуществляет пуск на высоте, большей на 8 км, чем у цели;
- "засветка" цели сильная и постоянная, и т.д.

Поэтому "осётра" в 180 км надо урезать как минимум втрое, а то и вчетверо. На максималке, как в описанном случае, ракетоносец летит быстрее многих истребителей. Пуски ракет по нему если и будут (если перехватчики смогут его догнать), то произойдут с низа и вдогон.
Дальность эффективного пуска при таком раскладе AIM-120 - не более 30-40 км. Дальше просто не хватает энергетики. Плюс на "Лебеде", как на большом самолёте, целый комплекс пассивной обороны, стоит мощная станция РЭБ. И если Ту-160 оторвался километров на 50, а в ситуации с "Пингвином", он это делает на "раз-два", то шансов у ракеты достать ракетоносец практически нет.

Резюме.
Всё вместе (скорость, длительность форсажа, возможность дальнего удара) даёт российскому авиационному комплексу очень высокие шансы успешного выхода на рубеж атаки и применения своего вооружения, а так же безопасного возвращения домой при активном противодействии сил ПВО противника. В том числе самой современной истребительной авиации.
Ту-160 самолёт непревзойденный до сих пор и ни в малейшей степени не устаревший. При его характеристиках он будет эффективным ещё долго. Советские конструкторы авиации были гения и почти каждый их самолёт шедевр конструкторский мысли.
В перспективе годы у РФ появятся еще 50 универсальных Ту-160М2. Они будут как тяжелыми бомбардировщиками, так и тяжелыми истребителями сопровождения, т.к. в их планет будут встроены РЛС метрового диапазона, которые без труда видят стелсы (как у Су-57) и будут иметь ракеты класса воздух-воздух.
Напомню, что Ту-160 изначально разрабатывался как универсальный, одна из модификаций была Ту-160П (тяжёлый истребитель сопровождения, вооружённый ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия). Тогда сыграло роль несовершенство БРЭО, поэтому он в серию не пошел, но теперь БРЭО компактно и универсально.

Ну, а что F-35?
Если исходить из принципа, что о нём стоит говорить или хорошо или ничего, то нам остаётся только помолчать.


Автор: chervonec_001.
Найти на сайте: параметры поиска