Комментарии на сайте

Styx прокомментировалРакеты вокруг Москвы. 19 ноября 2017 в 23:56

Удивительное, как правило, находится рядом. К примеру, ездишь себе, катаешься по подмосковным лесам и при этом даже не подозреваешь, что чуть ли не каждый километр этих заброшенных дорог так или иначе связан с историей государства Российского. Причина подобного неведения понятна – многие памятники прошлого нужно еще поискать, особенно если к объекту внимания изначально не планировался широкий доступ праздношатающейся публики.
Заинтересовавшись историей московской ПВО, мы с тремя экипажами клуба Lendrover.ru отправились на поиски объектов С-25. При этом мы смутно представляли, что нам предстоит увидеть на месте заброшенных позиций. Зная, что зенитно-ракетные полки стояли вдоль кольцевых автодорог, равномерно прикрывая столицу, мы вычислили, что на малой «бетонке» нужные повороты следует искать в среднем через 13 км, а на большой – через 18. Дальше, как водится, началась работа с картой. Куда на ваш взгляд может вести узкая «бетонка», поворачивающая под прямыми углами и оканчивающаяся условным обозначением пионерлагеря? А может, позиция зашифрована как «охотничья станция»? В поисках помогли и воспоминания ветеранов ПВО, и информация из Интернета. В итоге расположение большинства пусковых точек удалось вычислить с большой долей вероятности. Но что там находится сейчас? Заброшены они или переоборудованы под новые системы вооружения? Едем! И зима нам как раз на руку. По следам на снежном покрове подъездных дорог можно будет точно определить нынешнее состояние элементов «Беркута»…

Массивная разруха.
Заметенная снегом еловая аллея – не что иное, как парадный подъезд к ЦРН (центральному радиолокатору наведения). Снега немного, и мы легко проезжаем мимо разрушенного КПП к главному бункеру, тому самому, что выдерживает попадание тысячекилограммового фугаса. Действительно, стены с остатками камуфляжной раскраски поражают своей массивностью. Но внутри, увы, полная разруха. Провода давно вырваны и сданы в цветмет. Из оборудования не осталось ничего, кроме ржавых корпусов распределительных щитов и остатков систем вентиляции. Кабели выдраны даже из пола (приходится постоянно светить себе под ноги). Темно… Длинный узкий коридор ведет от главного входа в боевое отделение и хозяйственные помещения. Правда, понять, где что было, сейчас почти невозможно. Определенно угадывается только туалет. Там кафель и работоспособный бачок. Но водопровод давно растащили по трубам.
Надо заметить, что системам жизнеобеспечения во всех бункерах С-25 уделялось очень большое внимание. Даже в самых маленьких укрытиях, расположенных на территории стартовых позиций, были предусмотрены мощные вентиляционные системы, стационарные противогазы, гермодвери, помпы для откачки воды и т.д. Что уж говорить о ЦРН, где все было продублировано. В одной из каморок, судя по всему, стоял автономный дизель-генератор, питавший локатор в боевом режиме. Для будничного же электроснабжения предназначалась трансформаторная будка, стоявшая по соседству. Однако, судя по архитектуре, строили эти будки уже позже.

Не быть, но казаться.
Уже потом, на другом объекте, аналогичная будка навела меня на мысль, что брошенный бункер может лишь… казаться таковым. Дело в том, что, в отличие от большинства ЦРН, здесь трансформатор гудел и, вероятно, что-то питал – при том, что внутри радиолокатора уже было выдрано все, что можно было выдрать. Ну, может быть, осталось несколько стоек с допотопными реле. Дорога к трансформатору, как, впрочем, и ко всему ЦРН, была не чищена с начала зимы. Зато другая дорога – на стартовые позиции – оказалась в идеальном состоянии! Как удалось разглядеть, позиции работали по своему прямому назначению! Правда, на дежурстве стояли «Ураганы» с комплексами С-300.
В семидесятые годы высвободился объем, занимаемый ламповым компьютером – на смену ему пришла более компактная электроника. Это в свою очередь позволило перестроить большинство ЦРН и разместить в них боксы, предназначенные, вероятно, для хранения резервного боезапаса. Кроме того, на крышах некоторых бункеров выросли доты с толстыми слюдяными стеклами, позволяющими вести наблюдение за пуском ракет. Эта слюдяная защита спасала не от вражеского огня, а от мощного излучения собственного радара.
Кстати, многие элементы «Беркута» производят впечатление оставленных недавно. Например, самые свежие записи в сохранившихся журналах дежурств обрываются на 2000–2002 годах. Теми же годами датируются и дачные поселки, выросшие на некоторых стартовых позициях, тех, что поближе к Москве...
________________________________________
Если вы думаете, что малое и большое бетонные кольца в Подмосковье были построены для удобства дачников и улучшения автобусного сообщения между районными центрами, то глубоко ошибаетесь. Они, как и очень многое другое в СССР, изначально предназначались для войны, а потому долгое время были закрыты для гражданского транспорта. Бетонные кольца построили в начале 50-х для соединения объектов С-25 – первой ракетной системы ПВО столицы, которая простояла на боевом дежурстве до начала 80-х. Сегодня эти дороги остаются своего рода памятником той уникальной системе, созданной и развернутой в немыслимо короткие сроки. В то же время эти дороги остаются единственными действующими (хоть и не по прямому назначению) элементами С-25, тогда как другие ее объекты, оставленные военными, постепенно поглощают подмосковные леса.
Летом 1950 года реалии разгорающейся «холодной войны» заставили Сталина принять решение о создании практически непреодолимой для авиации системы противовоздушной обороны Москвы. Советский вождь прекрасно помнил, что стало с Берлином, Дрезденом и другими немецкими городами после налетов его недавних союзников. Поэтому создание новой системы ПВО, основой которой должен был стать тогда еще не существовавший вид вооружений – зенитные управляемые ракеты – объявили делом первостепенной государственной важности. Для осуществления общего руководства созданием этой системы было создано «Третье Главное Управление при Совете министров СССР» (ТГУ), подотчетное лично Лаврентию Берии. Кстати, считается, что первоначальное название проекта московской ПВО – «Беркут» – было дано именно в честь всесильного куратора.

Цели и средства.
Базовой боевой единицей нового проекта должен был стать стационарный многоканальный зенитный ракетный комплекс (ЗРК), обеспечивающий одновременный обстрел до 20 целей, летящих со скоростью 1100–1250 км/ч, на дальности до 35 км и на высотах от 3000 до 25 000 м, в секторе до 50–60 градусов. В целом же система ПВО столицы должна была обладать способностью единовременно отразить налет тысячи самолетов противника!
Ни одна из существовавших тогда организаций не была способна полностью взять на себя разработку и реализацию такого проекта. Поэтому 12 августа 1950 года, спустя три дня после выхода постановления правительства, задавшего разработку «Беркута», приказ Минвооружения СССР положил начало созданию особо секретного Конструкторского бюро (КБ-1, ныне НПО «Алмаз» им. академика А.А. Расплетина). Этим приказом министр Дмитрий Устинов утвердил главными конструкторами «Беркута» Павла Куксенко и Сергея Берию, всего лишь за три года до того окончившего Военную академию связи. Должность заместителя главного конструктора в Первом КБ предусматривалась всего одна. Ее занял Александр Расплетин, до того возглавлявший ведущую лабораторию по разработке новых радиолокационных систем в ЦНИИ радиолокации. Именно он фактически возглавил непосредственную работу над созданием московской системы ПВО.
Решением ЦК КПСС для работы в КБ-1 были направлены 30 лучших специалистов из научных институтов и КБ Москвы и Ленинграда. Основную же массу сотрудников КБ-1 составили целые выпуски гражданских и военных учебных заведений, инженеры и техники, направлявшиеся по разнарядкам с разных предприятий. В КБ-1 также работали вывезенные из Германии немецкие специалисты и несколько отбывавших заключение наших инженеров и ученых. Как в небезызвестных «шарашках», начальниками подразделений в КБ-1 были офицеры госбезопасности.
К работам по «Беркуту» были привлечены и сторонние организации. Так, разработка зенитной управляемой ракеты (ЗУР) была поручена известному авиаконструктору Семену Лавочкину, двигатель ракеты – Алексею Исаеву, стартовое оборудование – КБ Владимира Бармина, задание на создание мощных передающих устройств для радиолокаторов наведения ракет получила руководимая Александром Минцем радиотехническая лаборатория АН СССР.

Компьютер лампового века.
Многотомный технический проект «Беркута» был выпущен в феврале-марте 1951 года, через семь месяцев после получения задания. По замыслу Расплетина, непроницаемость ПВО Москвы должны были обеспечить два кольца ЗРК, не имевшие на тот момент аналогов в мире, расположенные на расстояниях 50 и 90 км от столицы. Главным отличием «Беркута» от всех существовавших до сих тех пор противовоздушных систем стали многофункциональные центральные радиолокаторы наведения (ЦРН). Их основной задачей было линейное сканирование 60-градусных секторов ответственности двумя «лопатообразными» лучами: одним по «азимуту», то есть в плоскости, наклоненной к горизонту под углом 30 градусов, от -30 до +30 градусов от центра сектора, другим по «углу места» – в вертикальной плоскости, от горизонта до +60 градусов. Осуществляя такое сканирование, каждый локатор обеспечивал в своем секторе обнаружение целей, одновременное автоматическое сопровождение до 20 целей и до 20 наводимых на цели ракет, а также расчет и передачу на ракеты команд для их приведения в точки встречи с целями. Всего 56 ЦРН создали два сплошных пояса радиолокационного наблюдения, через которые незамеченным и необстрелянным не мог проникнуть ни один самолет.
ЦРН Б-200 оказался довольно сложным радиолокационным комплексом. В него вошли сканирующие пространство азимутальная и угломестная антенны, антенны передачи на ракеты управляющих команд, приемные устройства, усилители, электронные стрельбовые каналы, рабочие места операторов стрельбовых каналов и командира ЗРК, устройства синхронизации работы радиолокатора и т.д. Всю аппаратуру ЦРН, кроме сканирующих антенн и антенн передачи управляющих команд, разместили в полузаглубленном бетонированном бункере, способном выдержать прямое попадание 1000-килограммовой фугасной авиабомбы. В начале 50-х, во времена аналоговых решений и ламповой электроники, 20 стоек с аппаратурой стрельбовых каналов (в каждой – система автоматического сопровождения цели и ракеты плюс счетно-решающий прибор, формирующий команды управления ракетой) занимали в огромном бункере самое большое помещение. Каждая такая стойка отвечала за одну цель. Для удобства управления ЗРК все стрельбовые каналы были разбиты на четыре группы по пять. За каждую группу отвечал отдельный оператор. Пуск ракет и контроль подготовки к пуску осуществлял командир ЗРК. Его рабочее место было расположено на возвышении в центре между рабочими местами операторов, управлявших группами стрельбовых каналов, что позволяло ему наблюдать за работой ЦРН и ЗРК в целом и контролировать действия операторов.
Сканирование рабочего сектора в 10-сантиметровом диапазоне с частотой 5 раз в секунду, достаточной для управления наведением ракет, осуществлялось простейшим для того времени способом – равномерным непрерывным вращением антенных конструкций, составленных из шести сдвинутых относительно друг друга на 60 градусов формирователей «лопатообразных» лучей. Если учесть, что диаметр каждой антенны был равен 8 метрам, можно представить, насколько внушительно выглядели эти «вентиляторы». Направление на цель и ракету определялось естественным для линейного сканирования способом – по «центру тяжести» принимаемых от них сигналов. Цели для захвата стрельбовым каналом выбирались операторами, а захват стартующих ракет производился автоматически.
На удалении от 1,2 до 4 километров перед каждым ЦРН располагалось 60 стартовых столов – для трех ракет на каждый канал обстрела. Ракеты В-300 стартовали вертикально, склонялись от радиолокатора в сторону целей, автоматически захватывались им на сопровождение и далее управляющими командами со станций передачи наводились на цели.

По самолетам и директорам.
В 1951–1952 годах под Москвой, на аэродроме в Жуковском, были проведены испытания экспериментального, а затем опытного образца ЦРН, а на специально построенном полигоне в Капустином Яре – автономные стрельбы зенитных ракет. Комплексные испытания системы начались в октябре 1952 года. Стреляли сначала по имитируемым целям, затем по сбрасываемым с самолетов на парашютах уголковым отражателям. Первые стрельбы по самолетам-мишеням состоялись 26 апреля – 18 мая 1953 года. На них было сбито пять самолетов Ту-4. Мишеней с автоматическим взлетом тогда еще не было, и в воздух поднимались два бомбардировщика – мишень и самолет сопровождения. Когда Ту-4, игравший роль «жертвы», ложился на боевой курс, выводившие его летчики покидали машину на парашютах. Сопровождающий докладывал: «Экипаж покинул мишень», и уходил в сторону. Такие испытания были крайне недешевы, но зато их условия максимально приближались к реальной боевой обстановке.
К тому моменту от рождения идей, положенных в основу «Беркута», прошло меньше трех лет. Создатели системы работали без выходных, а часто и по ночам. Немало способствовали темпам работ и перенятый у немцев опыт создания зенитных управляемых ракет, и, пожалуй, кураторство Берии. Благодаря его неограниченным возможностям деловые просьбы и пожелания конструкторов, строителей, испытателей и монтажников выполнялись практически мгновенно, но и спрос с людей, работавших над созданием системы, был суров. Ни один из директоров предприятий во время совещаний у Берии не мог быть уверен, что по окончании заседания сохранит свою должность.
Красноречивый эпизод приведен в книге Михаила Первова «Зенитное ракетное оружие противовоздушной обороны страны»: «Однажды Сергей Берия приехал на совещание, которое проводил на своем заводе Семен Лавочкин. Совещание посвящалось вопросам поставок аппаратуры для комплектования первой зенитной ракеты и было представительным. Присутствовали руководящие работники министерств, главные конструкторы, директора заводов... Доклады вселяли оптимизм, но один из выступающих директоров вдруг заявил, что его завод столкнулся с очень серьезными трудностями и поставка аппаратуры может быть произведена не ранее чем через неделю. Берия-младший встал, тихо сказал: «Ну что ж, пойду позвоню папе», и неспешно направился к «кремлевке» – телефону, стоявшему на столе у Лавочкина.
Директора будто подменили. Он мгновенно выпалил:
– Сергей Лаврентьевич! Не надо звонить! Мы сделаем все возможное, чтобы уложиться в срок!
Не дойдя до телефона, Берия повернулся и молча возвратился на место…»

Перед сдачей.
В конце июня 1953 года, после ареста Лаврентия Берии, жизнь КБ-1 изменилась. Младшего Берию с тех пор на рабочем месте никто ни видел, Расплетин стал главным конструктором официально, на постах начальников подразделений офицеров ГБ сменили специалисты, а система ПВО Москвы «Беркут» была переименована в С-25. Однако на темпе работ все это никак не сказалось. Осенью 1953 и в октябре-декабре 1954 года прошли еще два цикла стрельбовых испытаний. Последние, названные Государственными, были проведены на специально построенном полигоне – аналоге штатных подмосковных ЗРК. Стреляли по разным мишеням в разные точки зоны поражения и в разных условиях. Кульминацией стала одновременная стрельба 20 ракетами по 20 целям (мишенная обстановка создавалась сброшенными с самолетов на парашютах уголковыми отражателями). Всего в ходе Государственных испытаний было выполнено 65 пусков ракет.
Тем временем под Москвой возводились штатные объекты С-25, требовавшие огромных объемов строительных и монтажных работ. Строительство вело МВД силами заключенных. Были проложены две кольцевые дороги (на 50- и 90-километровых рубежах), протянуты линии электропередач, построены базы хранения и подготовки ракет к боевому использованию, командные пункты, позиции ЗРК, а также жилые городки для офицерского состава и казармы для солдат. Для сохранения секретности бункеры ЦРН именовались то «овощехранилищами», то «фермами», а стартовые поля – «выгонами». В ПВО всегда любили использовать сельскохозяйственную тему.
Ввод в строй всех 56 подмосковных ЗРК (34 на внешнем кольце и 22 на внутреннем) был завершен в начале 1955 года. На завершающем этапе испытаний каждый ЦРН проверялся по самолетам, оборудованным ответчиками, на дальность действия и точность. Проверялась и безотказность работы аппаратуры в течение непрерывного 24-часового прогона. После этого в соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 7 мая 1955 года С-25 была принята на вооружение Советской Армии.

На страже Москвы.
Общий облик системы ПВО Москвы в готовом виде был следующим: для обнаружения целей на дальнем (200–250 км) и ближнем (25–30 км) рубежах были установлены 16 постоянно работающих радиолокационных станций. Они передавали воздушную обстановку на центральный и четыре секторных командных пункта, непосредственно координирующих боевую работу ЗРК. В случае опасности КП передавали команду на включение ЦРН. Всего в Подмосковье были постоянно готовы к отражению воздушного налета 3360 ракет. Еще два боекомплекта хранились на технических базах. Предполагалось, что доставка новых ракет на стартовые позиции взамен запущенных в бою будет осуществляться автопоездами на базе ЗиЛ-157 (позже – ЗиЛ-131) с полуприцепом по тем самым специально построенным кольцевым дорогам, которыми мы пользуемся до сих пор. На перезарядку ЗРК отводилось 2 часа. Каждый ЗРК имел возможность одновременно поразить 20 самолетов противника. При попытке массированного прорыва самолетов на узком участке обороны – в зоне ответственности ЗРК первого эшелона – к работе по целям привлекались комплексы, расположенные на внутреннем кольце. В результате группировка из трех–пяти ЗРК была в состоянии «завалить» 60–100 вражеских бомбардировщиков. Однако такой сценарий развития событий был очень невыгоден для системы С-25. Считалось, что наилучших результатов зенитчики смогут добиться в случае воздушного наступления противника на широком фронте. Для того, чтобы избежать попыток прорыва на узком участке, была разработана специальная тактика: на подлете самолетов противника к зоне ответственности С-25 истребители-перехватчики должны были массированными ударами рассредоточивать их боевые порядки и тем самым заставить пилотов вражеских бомбардировщиков идти в неплотных строях на широком фронте. Это давало возможность привлечь к стрельбе зенитными ракетами большее число комплексов как первого, так и второго эшелона.
Вся зенитная ракетная система обороны Москвы была организационно объединена в Первую армию ПВО особого назначения. Она состояла из четырех корпусов, в каждый из которых входили четырнадцать зенитных ракетных полков. Каждый полк обслуживал один ЗРК. Система была разделена на четыре равных сектора, которые являлись зонами ответственности каждого из четырех корпусов. В августе 1957 года в соответствии с приказом министра обороны СССР Родиона Малиновского Первая армия ПВО, до того находившаяся на опытном дежурстве, заступила на боевой «пост».
Большие потенциальные возможности по совершенствованию С-25 позволили провести в 60–70-х годах ряд модернизаций ЦРН и ввести в состав системы новые модификации ЗУР. Модернизации существенно улучшали характеристики московской системы ПВО и поддерживали ее на уровне, достаточном для поражения непрерывно совершенствовавшихся средств воздушного нападения. Прослужила С-25 почти три десятилетия – эти ракетные комплексы были сняты с боевого дежурства в 1982 году. После этого строения, возведенные для С-25, частично использовались для дислокации зенитных ракетных полков, вооруженных новыми системами ПВО С-300ПС. Другим же позициям бывшего «Беркута» так и не нашли применения в новой системе зенитного прикрытия Москвы.
P. S. В начале 70-х годов, с появлением более совершенных зенитных ракет, первые образцы ЗУР системы С-25 стали использовать в качестве мишеней. После того как в начале 80-х годов вся система ушла в небытие, для учебных целей был приспособлен и весь огромный запас В-300 и более поздних модификаций ракет, которые, к счастью, так ни разу и не были применены в боевых условиях. По слухам, сегодня запас ракет-мишеней, созданных на базе ЗУР комплекса С-25, уже подходит к концу…
0

Styx прокомментировалМакаревича засунули в помойку? 12 ноября 2017 в 21:07


Макаревич выгнал Андрея Державина из «Машины времени» за то, что тот поддержал воссоединение Крыма с РФ. Такое решение Макаревич принял перед гастролями на Украину. Клавишник исключен из состава группы навсегда.
+1

Styx прокомментировалРусский "МЕДВЕДЬ". 12 ноября 2017 в 14:55

Сегодня- юбилей, прошло 65 лет с того момента, как совершил свой первый полет турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95.




+1

Styx прокомментировалПлавательный бассейн «Москва». 4 ноября 2017 в 16:27

Строительство бассеина "Москва"1959г.
0

Styx прокомментировал"Тихий Дон" написал Серафимович! 29 октября 2017 в 02:39

"Тихий Дон": так был ли протограф?


То, что Шолохов при написании «Тихого Дона» использовал некий протограф, лучше всего иллюстрируют следующие два примера.

В издании 1930 г. конный отряд едет по степи:
«Человек десять конных молча, в беспорядке ехали по дороге. На площади впереди выделялась осанистая, тепло одетая фигура».

Откуда взялась площадь на степной дороге?

Через два года редакторы поправили:
«На пол-лошади (то есть полкорпуса лошади) впереди выделялась осанистая, тепло одетая фигура».

Но как мог Шолохов допустить такую бессмыслицу?

Загадка объясняется тем, что, очевидно, в протографе было написано сокращенно: «п.лошади», а Шолохов не разобрал и превратил сокращение в "площадь". И это, скорее всего, означает, что в начале 1930-х кто-то из редакторов-правщиков еще держал в руках протограф.

Но Шолохов и сам собственноручно засвидетельствовал, что имел перед глазами протограф. Мы даже точно знаем некоторые характеристики этой рукописи.

В «черновике» ТД часть Вторую открывает столбец цифр –

50
х 35
1750
х 80
140000

Это хорошо знакомый каждому пишущему подсчет: число строк на странице (50) множится на число печатных знаков в строке (35), что дает 1750, далее число знаков на странице (1750) умножается на количество страниц первой части рукописи (80), что дает 140 тысяч печатных знаков.

Учитывая, что один авторский лист составляет 40 тысяч знаков, делим 140 тысяч на 40 тысяч и получаем: 3,5 авторских листа первой части «Тихого Дона».

Но только вот ведь незадача: в шолоховской рукописи Первой части не 80, а 87 страниц! На странице у него обычно действительно в среднем 50 строк (до 53-х), но не по 35, а по 45–50 знаков в строке (разумеется, считая и пробелы между словами, как это принято в книгоиздательском деле).

А вот в рукописях Федора Крюкова (например, «Булавинского бунта») в строке действительно по 35–40 знаков.

Итак, перед нами неопровержимое свидетельство того, что Шолохов механически скопировал чужую (предположительно, крюковскую) прикидку числа типографских знаков Первой части «Тихого Дона». И его не смутило, что не совпадает число страниц (87 против 80), а количество знаков в строке его рукописи в 1,4 раза больше, чем то, что взято для подсчета.

Это называется — поймать за руку.

P. S.
«Беловая» рукопись Шолохова занимает 92,5 страницы (плюс титульный лист с двумя эпиграфами).
После редактуры и добавлений в 1 части романа по изданию 165 000 знаков с пробелами (то есть 4,5 авторских листа). Если отформатировать Первую часть «Тихого Дона» по предложенным в «подсчете Шолохова» параметрам, то она займет около 100 страниц (при 93-х в «беловой» рукописи Шолохова).

То есть шолоховское участие как автора в Первой части = 25 тысяч знаков или ок. 13 страниц ворда.

Использованные материалы:
Чернов А. Как сперли ворованный воздух.
Зеев Бар-Селла. Жизнь мародера.

+1

Styx прокомментировалБунтарь против шоумена. 27 октября 2017 в 20:30

0

Styx прокомментировалБез комментариев. 26 октября 2017 в 00:09

0

Styx прокомментировалУдивительный автобус-кабриолет из СССР. 20 октября 2017 в 12:33

ГЗА-654 (1951-1952г)

ГЗА — Горьковский завод автобусов (филиал ГАЗа)
ГЗА-654 Экскурсионный автобус с открытым кузовом на базе автобуса ГЗА 651, разработанный для курортных маршрутов Крыма и Кавказа. Кузов имел 23 места с пятью рядами сидений и четыремя дверями по правому боку и укрывался сверху брезентом. Был изготовлен малой партией — около 20 штук. В дальнейшем эта конструкция была воспроизведена во многих авторемонтных заводах в южных районах СССР.
В некоторых источниках этот автобус Этот автобус использовали как образец для своих изделий многие АРЗ и АРМ производившие подобную продукцию. Некоторые делали 100%-ные копии автомобиля, а некоторые видоизменяли немного или кардинально конструкцию, в зависимости от своих технических возможностей.

Автобусы сочинских ЦАРМ на шасси ГАЗ-51 (1954г - конец 1960-х гг)

В соответствии с заданием Министерства Автомобильной промышленности СССР (наладить на базе сочинских Центральных АвтоРемонтных Мастерских выпуск нового типа экскурсионного автобуса), с 1954г ЦАРМ нашего города начинают делать знаменитую «Торпеду».
Основой конструкции послужил автобус ГЗА-654, но наши мастера-кулибины подошли к вопросу производства творчески: они не стали просто копировать конструкцию горьковского завода, а на её основе создали свою. Вот как муки создания описаны в местной газете «КРАСНОЕ ЗНАМЯ»:
...«Взяли за основу открытую машину, получившую в обиходе название «Торпеды». Шли по линии улучшения ее.
Сделали. Коллективно сделали. И коллективно… забраковали: не понравилось. Зачем в машине столько дверей? С шоферской получилось четыре. Борты изрезаны. При посадке пассажиры мешают друг другу. И совсем некстати оказалась наружная ступенька, — только вид портит, а удобства никакого.
Тогда главный инженер сказал:
— Давайте сделаем с одной дверью.
Кто-то удивился:
— С одной? А шоферу дверь?
Один из старейших мастеров автоуправления Александр Петрович Пахомов, обходя машину, промолвил:
— Можно и с одной. Лучше, красивее будет, и шофер обойдется одним парадным входом…
Обсудили и приняли такое решение. Но по пути вносили еще изменения. У старых автобусов делались цельнодеревянные кузова. Пройдет такой автобус 50-60 тысяч километров пробега, и кузов расшатался, заскрипел. Из чего же его сделать? Тут на помощь пришел мастер жестяного цеха Геннадий Кашперский. Посоветовавшись, решили сделать кузов больше чем наполовину металлическим.»...
Также коллективно, творчески и с любовью к детищу создатели подбирали цвет автобуса и декоративные элементы: … «Большое значение имеет внешний вид машины. Сначала красили в один светлоголубой цвет. Захотелось дать лучшую раскраску. В эту часть работы вложил свое умение инженер горпроекта Иван Яковлевич Сошников.»…
В итоге экскурсантов автобус радовал..." теплым, мягким сочетанием красок: две светлоголубые ленты поверху и низу кузова обрамлены блестящими металлическими поясками, создающими спокойный переход к широкой средней ленте цвета слоновой кости. Украшенная различными деталями из хромированного и нержавеющего металла, машина выглядит нарядной. Свежей."...

Выпускаемые в Сочи автобусы не имели официально ни индекса, ни имени. Не официально в городе, да и прессе того времени их нарекли «Торпедой». Почему «Торпеда»? — потому что одно из обозначений такого типа кузова автомобиля начала-середины ХХ века — «Торпедо»
Наши автобусы легко отличимы по внешнему виду от продукции других предприятий, ниже два «эталонных» образца: имеет имя собственное «Сочи», но это не так. Один из автобусов выставлялся в Москве и получил одобрение от Министра автомобильного транспорта СССР, конструкторов Горьковского автозавода и Павловского автобусного завода.
На обычном шасси автобусы выпускали вместимостью 19 человек+1экскурсовона удлинённом-23 человека + 1экскурсовод+водительд+водитель.
Каждый новый автобус отличался от предыдущих: улучшали и конструкцию и внешний вид.
Автобусы возили и экскурсии и совершали рейсовые городские маршруты, о чём вспоминает в одном из номеров «Черноморской здравницы» кондуктор работавший тогда.
«Торпеды» делались не только для Сочи, но и для других южных городов.
Было выпущено несколько сотен автобусов, я склонен думать около 500 автобусов. В те времена автобус не редкий, а сейчас эти автобусы воспринимаются как уникальные…

+1

Styx прокомментировалАЗЛК. 18 октября 2017 в 13:48


Москвич 2150-1 на Люблинском пруду 1970г.
Интересная машина. Почему-то в серию не пошла?
Текстильщики.
0

Styx прокомментировалА теперь, Горбатый... 18 октября 2017 в 13:36

«Запорожец» на ВДНХ 1960г.
0

Leonid Zubkovskiy комментируетМетромост. 1 октября 2017 в 17:23

Здесь - http://nevsedoma.org.ua/index.php?newsid=295771 ошибка, что «Этот эскалатор закрылся вместе со станцией Ленинские горы в 1963 году». На самом деле в 1983 году. Здесь — http://oldmos.ru/old/photo/view/40857 написали — «Там, где станция Воробьёвы горы — с 1986 года из-за аварийного состояния метромоста движение поездов было перенесено на временные обходные мосты, которые первое время были открытыми». Совершенно непонятно — зачем потом их с двух сторон так загородили, что, проезжая, вообще ничего нельзя было увидеть?
0

Styx прокомментировалМосква 1975… 24 сентября 2017 в 17:47

Впервые в СССР мультфильм «Желтую субмарину» увидели в 75-м на фестивале английского кино. Кто не успел посмотреть в Москве, поехали в Прибалтику…
«В апреле 1975 года часть группы «Аквариум» совершила вылазку в Таллинн на фестиваль английского кино, где должны были показывать фильм Yellow Submarine. В программе были три мультфильма, два коротюсеньких промчались, и наконец «Once upon a time…». Первый сеанс был просто чудом, второй - неземным наслаждением… Возвращаться не хотелось, ноги просто отказывались идти к вокзалу; мы переночевали где-то и утром явились в кинотеатр в третий раз. Мы бы проторчали в Таллине всю неделю, но на четвертом сеансе объявился переводчик, пытавшийся переводить не только речь, но и тексты песен — от отвращения мы уехали.» — так писал об этом Борис Гребенщиков.
0

Styx прокомментировалМосква 1975… 24 сентября 2017 в 17:34

Во вторник, 1 апреля 1975г., небывалое столпотворение наблюдалось возле столичного кинотеатра «Звездный», что на проспекте Вернадского. Всего лишь год назад двери этого кинозала распахнулись для посетителей (если быть точным - 19 марта), но за это время в нем состоялось уже несколько эпохальных премьер. Однако то, что произошло в начале апреля 75-го, должно было затмить все остальное: в «Звездный» привезли сразу несколько английских мультфильмов, среди которых гигантским айсбергом выделялся один - «Желтая подводная лодка» группы «Битлз». Учитывая, что до этого ни один битловский фильм ни разу не демонстрировался на открытых сеансах в столичных кинотеатрах, ажиотаж это событие вызвало небывалый: люди валили толпами, чтобы стать счастливыми обладателями билетов на этот музыкальный мультик. Те же, кому не повезло, довольствовались просмотром других, мультфильмов, привезенных из Великобритании.
0

Styx прокомментировалМосква 1975… 23 сентября 2017 в 21:03

Одним из счастливчиков, сумевшим попасть на «Желтую подводную лодку», был лидер рок-группы «Машина времени» Андрей Макаревич. Много позднее он так опишет свои впечатления от того просмотра: «Мы, конечно, слышали об этом фильме и видели картинки из него в разных журналах, но все равно ну никак не верилось, что покажут его у нас. Гас в зале свет, и я ужасно волновался. И когда с первых секунд стало ясно, что фильм тот, - мы впились в экран, как клещи. Ребята! Вы видели этот фильм на большом экране? Это, между прочим, даже сейчас выглядит блестяще. А тогда это была волшебная дверца, приоткрывшаяся на час в иной мир. Мы вышли на улицу, шел дождь. Я не мог отделаться от ощущения, что после настоящей жизни мы попали в черно-белый телевизор. Не глядя друг другу в глаза, мы дошли до магазина, купили бутылку какого-то жуткого ликера и, зайдя в первый подъезд, выпили его залпом и в полной тишине. Мы просто спасали себя. Нужно было срочно хоть каким-то способом смягчить силу этого удара. Сегодня «Yellow Submarine» стоит у меня на полке среди прочих хороших фильмов, и я уже знаю его наизусть, и все равно смотрю с удовольствием, и самый для меня большой праздник - если оказывается, что кто-то из моих друзей его до сих пор не видел, и я смотрю его еще раз вместе с ним, и смотрю как бы его глазами. И все равно силу того удара мне уже никогда не ощутить…».
0

Styx прокомментировалМосква 1975… 23 сентября 2017 в 20:55

0

Styx прокомментировалЗАПРЕЩЕННЫЙ ГАГАРИН. 31 августа 2017 в 19:02

Журнал Forbes составил список 100 самых влиятельных россиян столетия. В него вошли политики, бизнесмены, деятели науки, культуры и искусства, оказавшие наибольшее влияние на мир за последний век. Рейтинг возглавил Юрий Гагарин, на втором и третьем местах с равным результатом оказались Иосиф Сталин и Владимир Путин.
Самым влиятельным русским столетия стал космонавт Юрий Гагарин - за него свой голос отдали 52,2% читателей.
Второе место занял Иосиф Сталин, набравший 44,6% голосов, почти столько же, с отставанием на сотые доли (44,6%) получил нынешний президент России Владимир Путин, расположившись на третьем месте.
31.08.2017г.
0

Styx прокомментировалБанда GTA. 1 августа 2017 в 18:25

«Банда ГТА» напала на суд.
Сегодня днем подсудимые по делу «банды ГТА» в здании Мособлсуда напали на судебных приставов и конвоиров и попытались сбежать. В результате трое приставов получили ранения, по предварительным данным, трое злоумышленников были застрелены конвоирами.

О стрельбе в Мособлсуде стало известно около двух часов дня. Сначала руководитель пресс-службы суда Наталья Осипова сообщила, что из здания ведется эвакуация людей, все заседания прерваны. Вскоре стала понятна и причина. Сегодня в суде продолжался процесс по делу девяти выходцев из среднеазиатских республик, которые, по данным СКР, в 2012—2014 годах совершали нападения на водителей автомобилей в Калужской области и Подмосковье. Их жертвами стали 17 человек, еще двоим потерпевшим удалось выжить
Всего по делу проходят девять человек. Видимо, понимая, что избежать приговора им не удастся, пятеро из них решили бежать. В служебном лифте, один из подсудимых напал на конвоира и начал его душить. На помощь сообщнику бросились и другие. Им удалось отобрать у конвоиров оружие и освободиться от наручников. Один из конвоиров был избит настолько жестоко, что позже его пришлось госпитализировать и поместить в реанимацию.
Конвоиры успели поднять тревогу, и по всему зданию суда по громкой связи была передана команда всем срочно покинуть здание. Заседания были прерваны, судьи - специально отведенными для них лифтами, а остальные - общим порядком были эвакуированы. Тем временем к месту событий подтянулись сотрудники Росгвардии.
Примерно через 45 минут судьи и посетители вернулись в залы заседаний.
Как сообщила официальный представитель СКР Светлана Петренко, ГСУ СКР по Московской области возбудило уголовное дело по ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), п. «б» ч. 4 ст. 226 УК РФ (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 313 УК РФ (покушение на побег из-под ареста или из-под стражи).
0

Александр прокомментировалПервомайская улица. 29 мая 2017 в 15:18

На противоположной стороне начала Первомайской улице находилась парашютная вышка. Далее, дорожка приводила к мосту через Серебряно-Виноградный пруд. Пройдя мост, попадаешь на Измайловский остров, в городок Баумана, на западной стороне которого находился стадион завода МЭЛЗ. На этом стадионе я, с товарищами по группе Московского Электровакуумного техникума, занимался физкультурой с 1963 по 1966 гг.
+1

Styx прокомментировалШрам. 22 мая 2017 в 16:52

0

Styx прокомментировалПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ И КАК ПОГИБ КОСМОНАВТ КОМАРОВ. 13 мая 2017 в 18:48


Открытие бюста В.М. Комарова 1967г.
Вдова космонавта В.М. Комарова Валентина Яковлевна и конструктор ракетной техники В.П. Глушко на открытии памятника В.М. Комарову на ВДНХ, на будущей Аллее Космонавтов.
4 октября 1967 г.
"В сентябре 1965 года В.М. Комаров был включён в группу подготовки к полёту по программе «Союз». В августе 1966 года было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Его дублёром назначили Юрия Гагарина (вполне возможно, что будь жив Королёв, было бы наоборот, поскольку генеральный конструктор обещал Гагарину второй полёт на новом корабле). Этот полёт 23 апреля — 24 апреля 1967 года оказался роковым: Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не раскрылся основной парашют спускаемого аппарата. Запасной парашют не сработал из-за скручивания строп вследствие неконтролируемого вращения спускаемого аппарата. На большой скорости спускаемый аппарат врезался в землю в пустынной местности в Адамовском районе Оренбургской области и загорелся. Аппарат был полностью разрушен при столкновении с землей и вследствие начавшегося после этого возгорания остатков конструкции".
В процессе реконструкции аллеи в 2006-2009 гг. памятники космонавтам и конструкторам были перенесены на их нынешнее место рядом с Мемориальным музеем космонавтики.
Автор фото: Х. Золотарёв.
0