|
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открылась в 1939 году. Она создавалась как символ процветания страны, как манифест ее природных богатств и возможностей. Попасть на ВСХВ считалось огромной удачей для любого труженика со всех уголков огромной тогда страны. Но мало было оказаться в Москве — надо было добраться до самой Выставки. О развитии исторического транспорта на территории ВДНХ и вокруг нее мы расскажем в этой статье. Начнем с того, что сначала транспорта не было вовсе. Для сегодняшнего москвича это прозвучит странно. Ведь за последние семьдесят лет Москва разрослась так сильно, что ВДНХ кажется расположенной близко к центру: десять минут на метро - и вы на месте. Но в 1935 году, когда выбирали место под строительство ВСХВ, здесь были - по воспоминаниям современников - лишь леса и болота да окрестности села Алексеева. Незаселенная окраина Москвы обладала уникальным природным ландшафтом и оттого идеально подходила для демонстрации аграрного торжества. Но вместе с павильонами, площадями, парковой зоной и разделом «Новое в деревне» пришлось продумывать маршруты городского транспорта - чтобы гости Выставки в принципе могли ее посетить. Разумеется, ни о каком метро в те годы и речи не шло. Нет, оно, конечно, было. Просто план Метростроя был согласован на годы вперед, и строительство новых станций в Останкинском районе (в то время Пушкинском) в него не укладывалось. Но в те годы метро еще не было так популярно, как сегодня. Было открыто лишь несколько станций в центре. Москвичи предпочитали наземный транспорт. *** Несмотря на то что самым популярным и вместительным средством передвижения в то время считался трамвай, требовалось что-то новое. Прогрессивное. Выставка была призвана показать все самое лучшее, перспективное, а потому и транспорт к ней подвозить должен был особенный. Такой, чтобы не стыдно было сохранить в кинохронике для будущих поколений. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открылась в 1939 году. Она создавалась как символ процветания страны, как манифест ее природных богатств и возможностей. Попасть на ВСХВ считалось огромной удачей для любого труженика со всех уголков огромной тогда страны. Но мало было оказаться в Москве — надо было добраться до самой Выставки. О развитии исторического транспорта на территории ВДНХ и вокруг нее мы расскажем в этой статье. Начнем с того, что сначала транспорта не было вовсе. Для сегодняшнего москвича это прозвучит странно. Ведь за последние семьдесят лет Москва разрослась так сильно, что ВДНХ кажется расположенной близко к центру: десять минут на метро - и вы на месте. Но в 1935 году, когда выбирали место под строительство ВСХВ, здесь были - по воспоминаниям современников - лишь леса и болота да окрестности села Алексеева. Незаселенная окраина Москвы обладала уникальным природным ландшафтом и оттого идеально подходила для демонстрации аграрного торжества. Но вместе с павильонами, площадями, парковой зоной и разделом «Новое в деревне» пришлось продумывать маршруты городского транспорта - чтобы гости Выставки в принципе могли ее посетить. Разумеется, ни о каком метро в те годы и речи не шло. Нет, оно, конечно, было. Просто план Метростроя был согласован на годы вперед, и строительство новых станций в Останкинском районе (в то время Пушкинском) в него не укладывалось. Но в те годы метро еще не было так популярно, как сегодня. Было открыто лишь несколько станций в центре. Москвичи предпочитали наземный транспорт. *** Несмотря на то что самым популярным и вместительным средством передвижения в то время считался трамвай, требовалось что-то новое. Прогрессивное. Выставка была призвана показать все самое лучшее, перспективное, а потому и транспорт к ней подвозить должен был особенный. Такой, чтобы не стыдно было сохранить в кинохронике для будущих поколений. И в качестве такого особенного транспорта был выбран двухэтажный английский троллейбус. Троллейбус модели EEC, привезенный из Туманного Альбиона, в то время был в городе только один и ходил по самому престижному маршруту: по улице Горького, ныне Тверской. Это и сейчас самая важная артерия города. Благодаря инженерам Ярославского завода десять двухэтажных троллейбусов, сделанных по образу оригинала, к началу работы Выставки были выпущены в обиход. Они начинали путь от Коптева и, проезжая через центр, достигали ВДНХ. Троллейбус модели EEC, привезенный из Туманного Альбиона, в то время был в городе только один и ходил по самому престижному маршруту: по улице Горького, ныне Тверской. Это и сейчас самая важная артерия города. Благодаря инженерам Ярославского завода десять двухэтажных троллейбусов, сделанных по образу оригинала, к началу работы Выставки были выпущены в обиход. Они начинали путь от Коптева и, проезжая через центр, достигали ВДНХ. Но людей, посещающих Выставку, все равно было слишком много. Поэтому наравне с двухэтажными пустили также обычные, одноэтажные троллейбусы. Что, в свою очередь, вызвало некоторую сложность в обслуживании маршрута. Ведь для двухэтажного автобуса нужны высокие провода! Но и эта проблема со временем была решена. Для эксплуатации «двухэтажника» провода подняли на метр вверх. Однако отсутствие выделенной линии для двухъярусных троллейбусов привело к ряду неудобств: обычные троллейбусы оказывались прикованы к проводам, как трамвай к рельсам, лишены маневренности, да и штанги у них чаще слетали. От двухэтажных автобусов полностью отказались к 1953 году - Ярославский завод прекратил их производство. В 1954 году Выставка открылась после войны. И вновь встал вопрос транспорта. Появился новый Главный вход — грандиозная триумфальная арка, которую мы привыкли видеть. В этот момент оптимальным решением оказалось создать разветвленную транспортную систему для автобусов, троллейбусов и трамваев. Появились станции «ВСХВ-Север» и «ВСХВ-Южная», удачно вписавшиеся в общую композицию Выставки. Но уже через год стало понятно, что размеры Выставки слишком велики. И требовалось найти способ не только добраться до нее из любого конца города, но и передвигаться по территории. В общем, это был удачный момент для создания внутренней троллейбусной линии. И важно не то, что троллейбусы появились. Важно то, какими они были! Настоящее торжество инженерной мысли. В целом возрождение ВДНХ было призвано поднять боевой дух народа в тяжелое послевоенное время. Страна восстанавливалась - и поднималась на ноги новая, сильная. Достижения промышленности прославлялись. И даже троллейбусы демонстрировали потенциал. Правда, случилось это не сразу. Первые шесть троллейбусов МТБ-ВСХВ (созданные на заводе им. Урицкого) не слишком отличались от своих обычных собратьев, которые перевозили москвичей в черте города. Разве что окна были повыше и добавлены украшения: огни по боковой панели и литые декоративные элементы. Этого было недостаточно, и, конечно, долго такие троллейбусы лицом Выставки оставаться не могли. Поэтому в 1955 году появились новые, не имеющие аналогов троллейбусы ТБЭС-ВСХВ. Их история началась в Сокольниках — на легендарном заводе СВАРЗ. Создать что-то потенциально новаторское можно только на основе материалов, которых не было раньше. Так, в основу смелого дизайна ТБЭС-ВСХВ легли легкие гибкие материалы нового времени: пластик и гнутое стекло. Раньше эти материалы казались невозможными для освоения. Но времена изменились. Инженерный гений конструкторов Сокольнического завода создал изящный и легкий корпус. Подобное решение не применялось в автотранспортной промышленности ни до, ни после. Троллейбус был практически без боковых стекол — их роль выполняли прозрачные пластиковые шторки. В жаркие дни они легко убирались вверх под остекленную крышу. Революционный подход к дизайну троллейбуса был вызван не только стремлением создать что-то небывалое, но и вполне практической необходимостью. Широкий угол обзора помогал пассажирам в полной мере разглядеть Выставку прямо из окон троллейбуса. Отделка тоже впечатляла: в салоне мягкие велюровые подушки, пол устилала ковровая дорожка, а на бампере красовалась блестящая эмблема ВСХВ. Словом, роскошный, праздничный транспорт. Этот троллейбус до сих пор можно увидеть на выставках ретроавтомобилей. Мосгортранс ежегодно с гордостью представляет его на Дне города и других масштабных праздничных мероприятиях. Полюбоваться «стеклянным» красавцем-ТБЭС во дни выставок можно у Главного входа или у павильона «Космос». Всем были хороши троллейбусы, кроме одного: троллейбусный маршрут (представляющий собой незамкнутое полукольцо с двумя остановками возле Главного входа и целым рядом остановок по пути) проходил по окраинам Выставки, а вся центральная часть оставалась за его пределами. Тогда было принято решение о создании экскурсионного транспорта, который мог бы работать внутри Выставки. В 1957 году появились первые автопоезда. Что такое автопоезд? Представьте себе небольшой микроавтобус РАФ (Рижская автобусная фабрика), часть которого была превращена в тягач, и к нему сзади прицеплено два вагона. Небольшие размеры позволяли пустить РАФ внутри Выставки, а вагончики — удобно разместиться внутри. Вместимость была по тем временам колоссальная! В первых автопоездах было 45 мест. А еще совсем не было дверей. Из-за такой конструкции машины не были приспособлены для городских условий. Но этого и не требовалось. Ведь неспешный тихий ход автопоездов прекрасно подходил для поездки по безопасной пешеходной зоне. Маршрут же был построен таким образом, что охватывал все интересные объекты, включая отдаленные павильоны. Со временем дизайн автопоездов немного менялся. Они были популярны, пользовались успехом у посетителей, и потому требовалось расширить парк. В 1959 году выпустили еще несколько машин. А к 1980 году с завода РАФ сошла новая модель автопоезда. К тому времени те машины, что возили людей по ВДНХ, устарели, но обновить их удалось только после Олимпиады-80. Автопоезд с длинным номером РАФ 3704-9225-9226 курсировал по территории Олимпийской деревни, а потом был передан на ВДНХ. Интересно, что после этого РАФ ничего подобного не производил, и автопоезда этой модели работали на ВДНХ еще очень долго — вплоть до 1989 года Эта модель уже не предполагала пассажирских мест рядом с водителем, было лишь небольшое место для экскурсовода — в случае если брали экскурсию. Новый РАФ отличался дизайном — изменилась система сцепки прицепов. Но автопоезд сохранил свою вместительность и позволял гостям любоваться Выставкой во время неспешной поездки. Еще один вид интересного транспорта — мототакси. Это необычное решение было придумано для тех, кто предпочитает гулять в одиночестве. Чтобы не ездить на автопоездах, которые перевозили большие группы людей, посетители могли нанять мототакси. По сути это был мотоцикл с коляской — к мотороллеру пристегивали небольшой и легкий кузов. Такие такси были очень популярны в 1960-х. Они проработали до 1970-х, а после были списаны по времени. Новые решили не закупать. Что самое интересное: водитель такси располагался сзади, как в лондонском кэбе. Благодаря этому ничего не мешало посетителям любоваться окрестностями. Что до станции метро «ВДНХ», то она появилась только в 1958 году. С момента возрождения Выставки минуло несколько лет. Однако строительство метрополитена продолжалось согласно плану. И вот — свершилось. Самый престижный в это время вид транспорта наконец-то стал доставлять людей на Выставку. Станция метро была построена недалеко от Главного входа. Изначальное название — «ВСХВ» — было изменено на привычное нам «ВДНХ» в конце того же года в связи с переименованием выставочного комплекса в целом. И с тех пор станция названия не меняла. С момента появления станции метро автобусные и троллейбусные маршруты начали терять актуальность. Впрочем, троллейбусную линию на территории ВДНХ закрыли еще в 70-х годах - с популярностью автопоездов они стали бесполезны. А трамвайную станцию «ВДНХ-Север» пришлось убрать после возвращения из Канады «монреальского» павильона. Знаменитый павильон-путешественник был привезен со Всемирной выставки 1967 года, где представлял Россию. И его внушительные размеры потребовали пересмотра выставочного пространства. *** Еще одним уникальным видом транспорта можно по заслугам считать монорельсовую транспортную систему. Идея должна была сработать на получение Москвой права проведения выставки Экспо-2010. Планировалось, что монорельсовая дорога будет перевозить туристов и посетителей международной выставки, подобно поездам в Диснейленде. Однако Эскпо досталась Шанхаю, а «монорельс» остался городским транспортом, соединяющим ВДНХ и станцию метро «Тимирязевская». Сейчас ВДНХ возвращает былое величие и красоту: реставрируются исторические павильоны и фонтаны, благоустраивается зеленая территория. Будущая территория Выставки будет включать несколько зон, каждая из которых имеет свои тему, образ и смысл. Это и Центральная аллея, и Парк ремесел, и Ландшафтный парк, и многое другое. В наше время возможности транспорта огромны: к Выставке можно доехать на метро, троллейбусе, трамвае и монорельсе. А для более комфортного перемещения внутри Выставки в 2017 году был запущен маршрутный автобус номер 533. Он проезжает по территории ВДНХ до станции «Ботанический сад» через Кольцевую дорогу, делая несколько остановок на пути. Таким образом, можно легко и быстро добраться до отдаленных павильонов Выставки или до соседней станции метро. Маршрутный автобус - городской транспорт, поэтому правила проезда такие же, как в трамвае, троллейбусе и метро.
|
|
0 |